1. Классическая война
  2. Военные учения НАТО
Нина Хансен / ИА Красная Весна /
Более 3,5 тысяч человек, прибывших из разных регионов Скандинавии, приняли участие в этом важном событии. Чтобы ощутить дух и мощь  протестной волны, собравшей представителей левых движений, партий и просто граждан на площади Густава-Адольфа, а затем и на площади Готаплатц, достаточно прочитать призывы на их красочных транспарантах: «НАТО, вон из Швеции!», «НАТО, вон из Норвегии!», «НАТО, вон из Дании!»

Швеция: «Война начинается здесь, и здесь мы её остановим!»

Изображение: ©ИА Красная Весна
Гётенбург Протесты против учений НАТО в Швеции
Гётенбург Протесты против учений НАТО в Швеции

Второй по величине после Стокгольма шведский город Гётеборг в сентябре 2017 года на 3 дня превратился в общественно-политическую арену, с которой на весь мир прозвучал народный голос протеста против милитаризации Скандинавии и вовлечения её в опасные военные игры НАТО.

С 15 по 18 сентября здесь проходили мероприятия по противодействию самым крупным за последние 23 года военным маневрам на территории нейтральной Швеции, в которых были задействованы 19 тыс. шведских военных, 1435 военных из США, 270 — из Финляндии, 120 — из Франции, а также по 40-60 военных солдат и офицеров из Норвегии, Дании, Литвы и Эстонии. По заявлению шведского военного ведомства, трехнедельные сентябрьские учения «Аврора 17» проводились на фоне ухудшающейся ситуации в области безопасности в непосредственной близости от Швеции и имеют целью повышение общей обороноспособности страны в случае нападения неприятеля извне.

Как это заявление укладывается в общий фактический контекст международных отношений и обязательств нейтральной страны?

4 ноября 2009 года в Хельсинки был подписан Меморандум об организации NORDEFCO (Nordic Defence Cooperation) — оборонного сотрудничества северных стран. В него вошли Дания, Норвегия, Исландия, Швеция и Финляндия. Швеция и Финляндия не являются членами НАТО, но поскольку 3 другие страны входят в Североатлантический альянс, то оказывается, что NORDEFCO фактически привязывает Швецию и Финляндию к военному союзу с США, а значит и НАТО. Интересно, что обе страны в один год и в один день, а именно 9 мая 1994 года, присоединились к программе НАТО под названием «Партнерство ради мира», на основе которой североатлантические страны-участницы могут самостоятельно определять приоритетные направления сотрудничества с НАТО.

В 2013 году главнокомандующий Вооруженными силами Швеции Сверкер Йорансон выразил тревогу по поводу неуклонного сокращения военного бюджета и уменьшения шведской армии. В 2014 году шведские военные воспользовались международным политическим ажиотажем в связи с украинскими событиями и присоединением Крыма к России и под предлогом российской угрозы и мифа о том, что Россия готова применять военную силу для изменения установленных границ, добились увеличения заказов на оборону, и уже в ближайшие 3 года планируется увеличить оборонный бюджет на 1 млрд. долларов. В 2017 году он составил 6 млрд. долларов. Кроме того, с января 2018 года будет введен призыв на военную службу лиц обоих полов.

25 мая 2016 года правительство Швеции ратифицировало Соглашение о поддержке войск НАТО в стране пребывания (Host Nation Support Agreement), которое было подписано как Швецией, так и Финляндией на саммите НАТО в Уэльсе в сентябре 2014 года. В этом же году Швеция восстановила свое военное присутствие на острове Готланд: верховное командование приказало разместить мотострелковую роту на основе постоянного дислоцирования. Следует отметить, что городок Слит, расположенный на Готланде, является грузовым портом российского газопровода «Северный поток», а охрана газопровода с ведома и разрешения Швеции осуществляется российскими военными кораблями. Прикрываясь мифом о российской угрозе и добиваясь ограничения российского присутствия в регионе, Швеция высказывает свои опасения, что газопровод может использоваться российской военной разведкой, тем самым мотивируя необходимость расширения военного патрулирования в своей экономической зоне Балтики.

Сегодня территория официально внеблоковой нейтральной страны — остров Готланд, а также города Стокгольм и Гётеборг — предоставлены для проведения маневров «Аврора 17» с участием натовских военных.

Милитаризация Скандинавии приводит также к нарушению договорного статуса Норвегии. По данным интернет-источника «Strategic Culture», опубликовавшего в конце июля 2017 года статью Алекса Горки «Милитаризация Скандинавского полуострова: время бить в колокола», авиабаза в Эрланде (Ørland) на юго-востоке Норвегии превращается в крупнейшую базу страны, где будут размещены 56 истребителей-бомбардировщиков F-35 «Молния» американского производства, которые могут быть использованы не только с оборонительным, но и с ядерным оружием на борту, способным проникать вглубь российской территории. Алекс Горка констатирует, что обучение норвежских пилотов для выполнения полётов на F-35 с управляемыми ядерными бомбами В61-12 (новейшим ядерным оружием стратегических ядерных сил США) является прямым нарушением Договора о нераспространении ядерного оружия (NPT) от 1968 г. Статья I этого договора запрещает ядерным государствам передавать ядерное оружие неядерным странам. Согласно Статье II данного договора, неядерные государства не имеют права принимать ядерное оружие от ядерных держав. Автор статьи задается вопросом: как Россия может быть уверена в том, что норвежские бомбардировщики не имеют на борту ядерного оружия, когда не существует никаких соглашений о верификации соблюдения условий Договора о нераспространении.

Эрланд находится вблизи Вэрнеса — базы, на которой расквартированы 330 американских морских пехотинцев. В мае на этой базе проходили учения НАТО «Arctic Challenge Exercise 2017», где были задействованы 100 самолетов из 12 стран и впервые — американский стратегический бомбардировщик В-52Н.

Алекс Горка отмечает, что выбор базы был тщательно просчитан с учетом того, чтобы она была недосягаемой для российских «Искандеров» (с дальностью 500 км), однако, подчеркивает автор, нет такого места в Норвегии, до которого бы не долетели российские «Калибры» с надводных кораблей или управляемые ракеты «воздух-земля» большой дальности.

В июне 2017 года норвежское правительство приняло решение продлить срок пребывания на ротационной основе американских военных на 2018 год, что противоречит традиционной политике Норвегии не размещать иностранные военные базы на своей территории в мирное время.

Следует добавить, что в том же месяце США, Великобритания и Норвегия договорились в принципе о создании трехсторонней коалиции для выполнения совместных операций близ российских морских баз в Северной Атлантике с использованием многоцелевых морских самолётов Р-8.

Далее, Норвегия будет участвовать в натовской системе баллистической противоракетной обороны (ВМD).

Рост числа военных учений, в том числе в Арктической зоне, а также перспектива вступления в НАТО Финляндии и Швеции свидетельствуют о нарастающей угрозе безопасности России, которая вынуждена принимать контрмеры. Это хорошо понимают здравомыслящие политики, ученые, общественные и культурные деятели, рядовые граждане. Они также понимают и то, что раскручивание маховика военной машины не обходится без информационной поддержки, поэтому в раздувании антироссийской истерии особая роль принадлежит средствам массовой информации, о чем убедительно рассказал шведский писатель-культуролог, журналист и главный редактор культурного отдела шведской газеты «Хельсингборгс Даублад» Сёрен Соммелиус, принимавший участие в семинаре, проходившем в Гётеборге 17 сентября в рамках антинатовской кампании «Остановите Аврору!».

«Разве сегодняшняя ситуация с подписанием Швецией и НАТО соглашения о поддержке принимающей стороны и военные учения «Аврора 17» не напоминает югославскую? — звучит его риторический вопрос. — Ведь опять повторяется — «мы» и «они». «Мы» — это хорошая Швеция и, конечно, НАТО. «Они» — это чудовищная Россия и особенно Путин. Военная пропаганда обычно персонифицирует страны зла, связывая их с именами лидеров-злодеев. Однако злодеями также являемся и мы, мирные активисты — «ненавистники США», как нас назвали в одной из передовиц газеты «Новости Дня» (Dagens Nyheter). А недавно в либеральной газете «Гётеборг пост» один член парламента из фракции защиты окружающей среды написал, что движение за мир в Швеции является местной ветвью путинского режима. Этот же человек изложил свои инсинуации в отношении Гудрун Шуман — члена исполнительного комитета партии «Феминистская инициатива» и Стига Хенрикссона — члена шведского парламента от Левой партии, будто они являются кремлевскими агентами влияния.

Почему учения носят такое название — «Аврора»? Ведь с залпом из российского крейсера «Аврора» начался штурм Зимнего дворца во время революции 1917 года. Тогда свергали царя. А наша, нынешняя «Аврора», нацелена на свержение кого? Это риторический вопрос.

– Мы должны интегрироваться в шведскую «убийственную цепочку» (kill chain), — высказался американский капитан Томас Харрис.

Как вам нравится этот новый термин — kill chain?»

Убедительным ответом на этот вопрос явилась крупная антинатовская манифестация, которая проходила в Гётеборге 16 сентября. Более 3,5 тысяч человек, прибывших из разных регионов Скандинавии, приняли участие в этом важном событии. Чтобы ощутить дух и мощь протестной волны, собравшей представителей левых движений, партий и просто граждан на площади Густава-Адольфа, а затем и на площади Готаплатц, достаточно прочитать призывы на их красочных транспарантах: «НАТО, вон из Швеции!», «НАТО, вон из Норвегии!», «НАТО, вон из Дании!», «Нет ядерному оружию на шведской земле!», «Нет американским базам на норвежской земле!», «Норвегия, выходи из НАТО!», «Запретить ядерное оружие!», «Разорвать Договор о поддержке принимающей стороны!», «Мир — мирными средствами!», «Дружба, а НЕ война!» «НАТО — Нет! Свобода от военных альянсов — Да!», «Остановите империализм ЕС/НАТО!»

На этой манифестации можно было увидеть и такие лозунги: «Бойкот киевской хунте! Спасём Восточную Украину!», «США, Киев и НАТО убивают детей Донбасса».

Стоит послушать, что говорят участники манифестации.

Студентки Гётеборгского университета София и Сицилия:

– Мы считаем, что создание военных альянсов приводит к войнам. Мы уверены, что мир достигается путем сотрудничества и взаимного уважения.

Самаэль из Эксьё:

– Я против всяких договоров с милитаристскими странами. Я — коммунист и выступаю за солидарность. Я против империализма.

Джонни Кристофферсон с о. Оруст:

– Мы должны повсюду остановить нарастающую милитаризацию.

Сигги Андерссон, хроникер шведского журнала Folket i Bild:

– Я против вмешательства НАТО в наши дела. Я придерживаюсь позиции, что национальную безопасность Швеция должна обеспечивать собственными силами.

Стиг Хенрикссон, член Левой партии:

– Мы должны защищать сами свои границы без НАТО, потому что сотрудничество с НАТО представляет угрозу для нашей безопасности. Мы не должны входить ни в какие военные альянсы — ни с Россией, ни с кем. В этом регионе происходит нарастающая милитаризация. Здесь проводится всё больше и больше военных учений, а это ослабляет нашу безопасность, поскольку нагнетает напряженность. Я считаю, что нарастание напряженности в конце концов приведет к взрыву.

Анна-Мария Нильсен, активистка из Дании:

– Россия тоже проводит очень большие военные учения, но российские военные расходы составляют лишь 7% от натовских. Я не думаю, что русские представляют угрозу. Они тоже хотят защитить себя. Это НАТО и США всё ближе и ближе подступают к России и напрашиваются на войну. Каждый день они нам рассказывают, как опасна Россия, и я считаю, что это огромная-огромная ложь.

Гудрун Шуман от партии «Феминистская инициатива»:

– Мы против милитаризма. Мы не считаем, что вооружение является средством для разрешения тех конфликтов, с которыми мы сталкиваемся.

Эрик Урсула, активист из Дании:

– После распада Советского Союза 25 млн. русских оказались бездомными. Они в одно мгновение очутились в новой реальности, в сложных условиях, которые были для них чужими. В Эстонии и Латвии русские составляют около 30% населения, в Литве — почти 7%. Надо сказать, что при новой власти в этих государствах русские не чувствуют к себе доброжелательности. На Украине русские составляют 17% населения — это 8 млн. человек. В Донбассе на русском языке говорит 75% населения. Особенно много русских в Луганске — до 80% жителей.

Украинские власти во главе с Порошенко закрыли главный русский банк — Сбербанк, изгнали русский язык и заключили русских в жесткие ограничительные личные, социальные и культурные рамки. Это неприемлемо и полностью противоречит элементарным человеческим правам. Я считаю, что это ужасно. Я не представляю, как можно жить в таких условиях. К сожалению, эту тему датские СМИ обходят стороной, поэтому я считаю чрезвычайно важным рассмотреть вопрос, как мы, члены международного движения за мир, могли бы помочь русским, которые, имея свои надежды и мечты о Родине, оказались отчужденными от нее, в силу очень «своеобразного» метода правления Украиной президента Петра Порошенко.

Стоит отметить, что гетеборгская антинатовская манифестация показала, как много молодых неравнодушных людей объединены одним общим желанием

– избавить землю от ужасов войны, ведь будущее принадлежит им — молодым. На одном из транспарантов было написано: «Здесь начинается война. Здесь мы ее остановим», и на всем пути следования огромной колонны манифестантов от площади Августа-Адольфа до площади Готаплатц звучала громогласная речевка:

– Что мы должны сделать?

– Остановить Аврору!

– Когда?

– Сейчас!

А для молодежи из партии «Революционный коммунистический союз молодежи» манифестация закончилась сожжением натовского флага на вершине скалы, откуда открывается вид на весь Гётеборг. И это пламя символизировало волю молодых людей к победе над удушающим милитаристским спрутом, название которому — Североатлантический альянс.