«Они ждут, а оно не разрушается!» Директор ДК «Телта» о сносе дворца
23 января Министерство имущества и земельных отношений организовало экскурсию в помещения бывшего Дворца культуры телефонного завода «Телта». Здание, переданное в краевую собственность чуть более десяти лет назад, сейчас планируют снести и построить на его месте гостиницу. Однако многие не согласны с таким решением и считают, что дворец вполне можно восстановить и передать пермским театральным коллективам, остро нуждающимся в площадках для выступлений.
В назначенное время к ДК «Телта» подошли съемочные группы пермского телеканала «Ветта», портала 59.ru и «Эхо Москвы в Перми». Узнав о том, что власти организуют посещение закрытого здания, пришли также и корреспонденты федеральных информационных агентств Красная Весна и REGNUM. Подошел также бывший директор этого Дворца культуры Павел Курносов. Он считает, что краевые власти намеренно вводят в заблуждение общественность относительно технического состояния ДК. Однако ни Павла Курносова, ни журналистов Красной Весны и REGNUM представители Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края не допустили к осмотру помещений «Телты». Представитель пресс-службы Министерства сослалась на то, что журналисты и бывший директор не направляли заявки, но обещала организовать новую экскурсию уже по вновь поступившим запросам. Поэтому оставшиеся у закрытых дверей корреспонденты поговорили с бывшим директором этого культурного учреждения.
О техническом состоянии здания
— Зачем сносить дворец, если в него уже вложены сотни миллионов для его реконструкции? Его облицевали плиткой, заменили все окна, поставлено новое отопление, заменена вся электропроводка, часть помещений отремонтированы до идеального состояния. Этим летом я был в этом здании на съемках фильма, посвященного юбилею театра «У моста». И мы удивились. Нам сказали, здесь всё разрушено, а в действительности ничего подобного! Есть комнаты с отделкой типа евроремонт, готовые процентов на 70%».
О непригодности к дальнейшей эксплуатации здания по оценке властей
— В действительности никакого акта обследования нет, никаких провалов здесь нет. На территории за пределами дворца есть подземные сооружения, которые формально тоже относятся к дворцу. Это билетные кассы, которые никогда не использовались. Там могут быть проблемы, но они нисколько не касаются самого здания Дворца культуры. У него — идеальное состояние.
Этим летом, когда мы были в здании на съемках, с нами был человек из министерства имущества Пермского края. И когда мы спросили: «Где акт обследования?» — он поплыл. Акта никакого нет. Потом он сказал совсем дурацкую фразу: «Ну, тут кто-то из руководства провел визуальный осмотр…
Просто сегодня фирма «Талан» (эту строительную компанию связывают с экс-губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым, администрацию которого ранее возглавлял действующей губернатор Прикамья Максим Решетников — прим. ИА Красная Весна) положила глаз на эту территорию. И у них план — снести ликероводочный завод и хлебокомбинат, расположенный рядом.
Сносить дворец — это преступление. Здание можно восстановить
— Дворец сносить нельзя! Никто новый дворец в современных экономических условиях строить не будет. У нас сейчас театр Панфилова без площадки, театр «У моста» без большого зала, а здесь идеальная площадка для зрительного зала. Отдайте вы театру! Сюда всегда приходило бешеное количество людей. Это же практически центр города!
Мне самому ничего не надо! Я не хочу снова попасть на эту работу! Но снести дворец — это преступление. Мы и так снесли очень много. Снесли клуб Маяковского, отдали церкви «Новый завет» Дворец Ленина. Сколько можно?
Мы даже посчитали. За те 13 миллионов, за которые его собираются снести, мы его восстановим и будем постепенно делать всё лучше и лучше. Это кирпичное, многослойное здание. Оно соответствует всем требованиям учреждения культуры, имеет специальную надстройку, куда убирается оборудование сцены.
Нам говорили, что телефонный завод, с которого шло электричество в здание, не включает питание. Но я разговаривал с собственником завода Игорем Морозвым. Он мне сказал, что готов подать электричество. То есть тут нет не решаемых вопросов.
Здание нельзя снести за 13 миллионов. Можно только необратимо повредить
В это время к журналистам также подошел мужчина, представившийся работником подрядной организации, занимающейся сносом зданий. По его оценке, выделенных краем 13 миллионов не хватит, чтобы снести даже треть этого здания.
— То есть еще понадобится выделять деньги. Зачем? Если деньги, выделенные на снос, вложить в ремонт, то будет замечательное здание культуры! 3-х миллионов хватит, чтобы восстановить зрительный зал. А в этом здании можно было бы сделать сразу несколько зрительных залов. Институту культуры сейчас страшно не хватает помещений. В ближайшие 20 лет в Перми не будет построен ни один объект культуры! А за эти 13 миллионов здание можно будет только необратимо повредить, после чего потребуются еще деньги на окончательный снос.
Дворец культуры умышленно доводят до аварийного состояния, чтобы потом снести
— С середины двухтысячных годов здание пустует. Сначала его передали суду, потом хотели сделать Дворец бракосочетаний, сделали ремонт, а потом хотели передать Институту культуры, потому что у того не хватало площадей и его могли закрыть из-за этого. Но у института возникли сложности с выделением средств на ремонт, потому что институт — федерального подчинения, а Дворец — краевого. И институт отказался от здания.
Здание долго вели к тому, чтобы его снести. Сейчас стоит задача довести его до аварийного состояния. Для этого всего лишь надо не подать отопление и здание потихоньку будет разрушаться. И они ждут, а оно не разрушается! Все-таки это самый новый дворец в городе! Он построен в 1977 году уже после дворца Гознака, после дворца им. Гагарина.
Нам говорят, что там есть трещина и поэтому нецелесообразно ремонтировать здание. Но трещину никто не обследовал!
Об уникальной истории Дворца, где создавалась пермская культура
По словам Павла Курносова, Дворец культуры необходимо сохранить и в счёт его уникальных заслуг перед пермской культурой:
— А ведь знаменитым сейчас названием «У моста» легендарный ныне Пермский театр обязан именно тем, что первоначально располагался в зале на втором этаже ДК «Телта», из окна которого открывался вид на мост через Каму.
Знаменитый сейчас конкурс «Арабеск» впервые мы здесь провели. И только третий по счету конкурс балетного мастерства состоялся в Пермском театре оперы и балета. Отсюда вышли все рок-фестивали, джаз-фестивали, ансамбль «Ба-ба-ту». Взять и это разрушить, я считаю, это преступление. Тем более в год театра!
Когда я уходил с должности директора дворца в 92-м году, в Москве во Дворце съездов (ныне Кремлевский дворец — прим.ред. ИА Красная Весна) проходил фестиваль самодеятельный искусства СССР. От Пермской области присутствовали два коллектива и оба из «телефонки». Вот какого уровня мы смогли здесь добиться! Мы первые привезли иностранный коллектив. В 1989-м году сюда приезжали англичане. Согласовывали это с КГБ.
Здесь впервые проводились религиозные диспуты. Епископ Пермский и Соликамский попросил провести здесь мероприятие в честь тысячелетия крещения Руси. Меня за это чуть из партии не выгнали. Такой шум подняли! Причем все, кто меня тогда долбали, сегодня в первых рядах в церкви стоят. После разноса я думал, что меня снимут с работы. Но тут смотрю вечером телевизор. Передают:
«Сегодня к главе ЦК партии Горбачёву обратился патриарх Московский и Всея Руси Пимен. Он напомнил Горбачёву, что вскоре будет отмечаться тысячелетие крещения Руси и попросил его содействия. Михаил Сергеевич с пониманием к этому отнесся, заявил, что верующие являются значительной частью нашего общества и предоставил им Большой театр для празднования».
Я обалдел! В обкоме партии сказали, что раз такое дело, то можно и в Перми разрешить. А сегодня те, кто меня тогда «чморили», стали такими верующими! А я до сих пор ни разу не перекрестил лоб. Я неверующий человек. Но всю жизнь помогал всем конфессиям.
Кому нужен снос учреждения культуры
— Я выходил на влиятельных людей, например, на сенатора от Пермского края Игоря Шубина, Светлану Левченко (исполнительный директор РОО «Пермское землячество»). Все говорят, что «небожитель» решил снести этот завод: ликероводочный и хлебокомбинат. Здесь открывается очень красивый вид на Каму. Железную дорогу, которая идет вдоль Камы, губернатор уже распорядился снести. Значит и это всё можно застроить.
Игорь Шубин сказал мне, что это, конечно, всё неправильно, но «заказчик сказал». А заказчик между делом сказал, «хорошо бы отдать это под строительство домов». И он не настаивает, но все уже, как кролики удава, боятся.
Помните, нам власти заявляли, что «Пермь — культурная столица»? Какую-то гигантскую деревянную букву «П» строили, красных человечков. И в тоже время сносится учреждение культуры. А у нас их и так немного! Вы поймите, что я ничего для себя не хочу! Я возвращаться в это учреждение не хочу! Это просто моя гражданская позиция.
Тем временем из здания стали выходить допущенные до осмотра помещения журналисты. Они рассказали, что видели трещину в стене фойе у входа в зрительный зал. Павел Курносов сразу заметил, что этим летом этой трещины ещё не видел.
В материале портала 59.ru архитектор Виктор Щипалкин, бывший экскурсоводом для журналистов, привлеченный министерством управления имущества, по сути, подтвердил тезис Курносова, что здание уже длительное время умышленно доводят до непригодного состояния: «Чтобы довести до такого состояния конструкцию, нужно время. Это процесс не сиюминутный. Это же происходило в течение 10–15 лет».
Виктор Щипалкин заявил, что знаком с экспертизами, свидетельствующими в пользу властей и целесообразности сноса: «Перед сегодняшней встречей я посмотрел два обследования здания. Одно из них — профессора Пономарёва из политехнического института. Второе сделала независимая организация „Эксперт“, которая специализируется на подобного рода исследованиях. Заключение у всех идентичное — несущие конструкции подвала пропитаны влагой и теряют несущую способность с каждым годом. Если говорить про программу реанимации этого здания, то это отдельная тема для разговора. Исходя из этих двух заключений, здание нужно демонтировать».
При этом, стоимость реконструкции или капитального ремонта здания при его текущем состоянии не была прокомментирована Щипалкиным. Учитывалась ли стоимость восстановления Дворца культуры, стоимость строительства аналогичного здания также осталось неизвестным.
Эксперты в области архитектуры и строительства, которым корреспонденты ИА Красная Весна показали фотографии, сделанные порталом 59.ru в ДК «Телта», заявили, что по ним нельзя установить настоящий уровень технического состояния помещения. Лопнувшие батареи, сырость, плесень, трещины в отделке — естественное следствие отсутствия отопления в здании. Без вскрытия и исследования несущих конструкций никакой вывод сделать нельзя, а эта работа явно не проводилась.