Украинское наступление в 2023 году провалилось настолько оглушительно, что среди западных стран встал вопрос о том, кто бы мог занять место «врага Москвы» на поле боя

Контрнаступ провалился. Запад начал поиск новой анти-России в Европе

Владимир Серов. Ледовое побоище. 1942
Владимир Серов. Ледовое побоище. 1942
Владимир Серов. Ледовое побоище. 1942

Украинское летне-осеннее наступление провалилось настолько очевидным образом и настолько громко, что этого не смогли не заметить даже западные пропагандистские СМИ. И тем более профессионалы. Их оценки положения ВСУ к началу зимы были крайне мрачными. Серьезным образом встал вопрос о возможном проигрыше всей украинской кампании в самое ближайшее время. И, само собой, полностью отпал вопрос о победе украинских войск над российской армией на поле боя.

Для Запада же очевидная и безоговорочная победа именно в прямом военном столкновении с русскими войсками не то что желательна, а крайне необходима. В частности, именно для этого Запад длительное время целенаправленно вскармливал украинский национализм.

Однако провал «контрнаступа-2023» сделал свое дело. Эта антирусская Украина поломалась. Несите новую!

На роль западных крестоносцев, усмиряющих непокорных русских на бесконечных диких пространствах восточнее Буга, традиционно претендовала раньше и претендует и поныне Польша.

Вскармливать и воспитывать русофобию в Польше нет необходимости. Можно сказать, что она является неотъемлемой врожденной частью польской государственности, начиная примерно с XVI века. Не одно поколение польской шляхты и польской элиты воспитывалась на идее Польши как форпоста для защиты западной цивилизации от диких «восточных орд».

О своих претензиях на роль усмирителя русского «зверя» Польша открыто заявила уже весной прошлого года. На украинском фронте еще шла подготовка Киева к началу своего наступления, но уже было понятно, что сил для постановки окончательной точки в конфликте с Россией одних только ВСУ может и не хватить.

Именно в это время Варшава активно озаботилась расширением первого совместного польско-литовско-украинского батальона в более крупное соединение, способное влиять на ситуацию на поле боя, как минимум на оперативном уровне. В зарубежных СМИ начала проскакивать информация о планах польских политиков развернуть на базе этого батальона бригаду, а при хороших обстоятельствах и не одну. Однако неудачное для Киева течение наступательной операции летом поставило крест на этом проекте.

Впрочем, это не сильно повлияло на настроения польских военных и политиков. Скорее, наоборот.

Весной 2023 года министр обороны Польши Мариуш Блащак в открытую заявил, что в течение двух-трех лет Войско Польское станет самой сильной сухопутной армией в Европе. Он отметил, что потенциальным противником Варшава, как и прежде, видит Россию. По этой причине, подчеркнул польский министр, в Польше будет создаваться армия, способная «сдержать агрессора», чтобы Москва «не решилась напасть». Как говорится, кто бы в этом сомневался! Славянское братство, оно такое. С годами не ржавеет.

Для выполнения этой цели польские политики начали скупать практически всю возможную военную технику по всему миру.

Еще в 2022 году Польша подписала соглашение с США о поставке 250 модернизированных танков M1A2 Abrams вместо передаваемых Варшавой на Украину танков советских образцов. Но этого для задач развертывания новых польских подразделений оказалось недостаточно. В начале 2023 года польские власти заключили контракт с Вашингтоном на поставку еще 166 модернизированных Abrams’ов более старой модели M1A1. Не были забыты и системы РСЗО HIMARS. Их планируется закупить более 500 штук.

Однако, как показала практика, ни европейская, ни американская промышленность оказалась не готовы предоставить большое количество достаточно сложной и дорогой военной техники в разумные временные сроки. Продолжительность ожидания выполнения больших заказов могла растянуться на десятилетие, что категорически не устраивало как польских военных, так и польских политиков. Пришлось им в срочном порядке искать поставщиков «на стороне». И такие нашлись.

После недолгих переговоров Варшава заключила соглашения с южнокорейскими поставщиками вооружения на поставку 980 танков К2, 648 самоходных артиллерийских установок К9, 48 истребителей FA-50, а также 288 установок РСЗО K239 Chunmoo, которые являются аналогами американских HIMARS’ов. Однако после анализа боевых действий на Украине польские военные, недолго подумав, решили дополнительно заказать у Сеула еще 150 САУ и около 100 САУ у собственных производителей.

Объем заказов получился настолько чудовищным, что южнокорейские банки оказались не в состоянии финансировать собственных производителей для их выполнения. Потребовалось создать специальное объединение крупнейших южнокорейских финансовых учреждений, да еще и привлечь государство. По-другому вытянуть финансирование такого объема производства никто не был в состоянии.

Варшава начиная с 2015 года планомерно наращивает численность личного состава Войска Польского. Если в 2015 году в польской армии насчитывалось около 95 тыс. человек, то к 2023 она возросла до численности в 186 тыс. Но планы на этом не останавливаются.

«300-тысячная польская армия — это минимум», — заявил в октябре 2023 года тогдашний министр обороны Польши Мариуш Блащак.

Развертывание новых подразделений польские военные планируют завершить к 2025 году. Приблизительно к этому же времени производители Южной Кореи должны будут закрыть сделку по поставкам военной техники. Последние партии бронетехники Варшава рассчитывает получить к 2026 году.

Всю эту бронированную армаду с соответствующим воздушным прикрытием поляки планируют расположить на Подляском направлении — на северо-востоке страны, которое граничит с Калинградской областью, Литвой и Белоруссией. Для этого уже сейчас идет развертывание новой дивизии. Общая численность только одной этой дивизии, по планам, будет достигать 30 тыс. человек. Это вполне сравнимо с общей численностью всех сухопутных сил Белоруссии, которые на начало 2023 года, по официальным данным, составляли те же самые 30 тыс. человек.

Кроме того, в планах польских военных создание еще одной новой дивизии сходного состава в юго-восточной части страны.

С воздуха войска кроме собственных ВВС будут прикрывать британские летчики на истребителях Typhoon. На земле для прикрытия тыловых регионов поляки развертывают тяжелые американские зенитно-ракетные системы Patriot. Кроме того, в ноябре 2023 года Варшава заключила контракт с британской компанией MBDA на поставку 23 батарей ПВО малой и средней дальности, оснащенных зенитными ракетами CAMM-ER на сумму более £4 млрд. В их задачу входит прикрытие войск и армейских тыловых районов.

Такое наращивание вооруженных сил, конечно, ни в какие рамки старых договоренностей и соглашений никак не умещается. И Варшава в начале ноября прошлого года поспешила объявить о том, что не считает себя обязанной выполнять договор об ограничении вооруженных сил. В польском МИД заявили, что Польша не будет более выполнять соглашение и предпримет шаги по приостановке действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) «на неопределенный срок и в полном объеме».

Сделав вывод из печального опыта украинских союзников, польские власти озаботились проблемой развертывания собственной оборонной промышленности, а также созданием центров по ремонту и обслуживанию иностранной техники. Так, по условиям заключенного с британцами соглашения на поставки средств ПВО, Лондон обязался способствовать Варшаве наладить производства зенитных ракет на польской территории.

В рамках военной помощи Киеву в Польше развернуты центры по ремонту и обслуживанию танков Leopard, а также готовится к открытию центр по ремонту американских истребителей F-16. Кроме того, заключено соглашение с американской компанией Norhrop Grumman по созданию производства 120-мм танковых боеприпасов. Тех самых боеприпасов, которые используют Leopard’ы, Abrams’ы и зоопарк южнокорейской бронетехники.

Контракт с южнокорейскими фирмами на поставку военной техники предусматривает также передачу соответствующих технологий польской оборонной промышленности, что даст возможность польским военным обслуживать и ремонтировать эту технику на своей территории. Не забывают поляки и собственное военное производство, загружая его крупными заказами.

И все это, конечно, строго в рамках подготовки к отражению агрессии злокозненной и страшно тоталитарной Белоруссии. По крайней мере, так заявляли польские политики. Впрочем, таким «фиговым листком» прикрывать свои намерения Варшава уже перестала.

Глава бюро национальной безопасности Польши Яцек Севьера в интервью Nasz Dziennik заявил, что НАТО должно быть готово к прямой войне с Россией через три года.

Право добить на поле боя «русского медведя» сулит для Польши большие выгоды: это не только возможность получить достаточно лакомые куски, но и получить прилагающийся к лаврам победителя ярлык на ведущую роль в новой поствоенной Европе. Это обещает неимоверные барыши и выгоды. Кроме того, сбудется многовековая польская мечта о создании Великой Польши, которая сможет определять политику не только в масштабе континента, но уже и в мировом масштабе.

Дело, правда, осталось за малым: разгромить российские войска на поле боя и заставить Москву позорно капитулировать. И Варшава в этом мероприятии явно нацелилась играть первые роли.

Но не только Варшава…