Карта боевых действий, связь времен и послание от друга
Газета… Это слово потихоньку становится почти что архаизмом. Уже с середины прошлого века слово «газета» имело какие-то почти юмористические коннотации. Расхожий сюжет карикатуры — семья за столом, муж почитывает газетку, загородившись ею, как ширмой… Или менее благополучно устроившиеся в жизни граждане соображают на троих, разложив на газете немудреную закуску. На Западе, особенно в Голливуде, существовали свои штампы — бойкий и смелый репортер, сенсация, дымящиеся печатные машины, размножающие специальный выпуск… Впрочем, и у нас короткий «звездный час» печатные издания пережили во время «перестройки». Тогда снова, как в 20-е, 30-е, 40-е, можно было увидеть людей, которые брали в руки свежий номер газеты или еженедельника словно раскаленный уголь или драгоценный кусок хлеба в голодную пору, яростно спорили, иногда столь же яростно комкали газетный лист. Читать такое за завтраком — можно было и подавиться, пожалуй. Тогда пресса в последний раз упивалась — совершенно иллюзорным — самоощущением «четвертой власти», перекраивающей жизнь огромной страны. Иллюзорным — потому что на самом деле она являлась всего лишь послушным инструментом в лукавых руках подлинных власть имущих, которые всего лишь позволили одной из сторон «свободно» говорить все, что ей давно хотелось сказать, а другой резко заткнули рот.
В наши дни мало кто выписывает бумажные газеты. Большинство солидных изданий вышли в Интернет, правда, их бумажные выпуски лежат в киосках, а значит, их кто-то все-таки покупает, но бумажная газета для большинства уже перестала быть существенной частью повседневной жизни. А те издания со знакомыми поколениям заголовками, которые теперь обитают в Сети, уже перестали быть похожими на газеты. Их не возьмешь в руки, не пролистаешь весь выпуск, задерживаясь взглядом, то на одной, то на другой странице, прежде чем начать вдумчиво читать, словом, не воспримешь как нечто целостное. Даже pdf-копия, которую можно скачать, тут не очень помогает.
Но это детали технические, хотя и весьма важные — психологи давно предупреждают о разном восприятии информации с экрана и с листа. Важнее то, что газета все быстрее превращается во всего лишь один из многочисленных источников информации. Сначала были только газеты, потом газеты и радио, потом — газеты, радио и телевидение. Теперь только в одном Интернете существует множество возможностей для получения и распространения информации. И пусть первенство все еще принадлежит профессиональным журналистам, каждый, по сути, сам себе репортер или аналитик — создал блог или страничку в соцсети и делись информацией и мнениями со всеми и каждым. Hello, world!
В этих условиях идея начать издавать новую еженедельную газету, причем, в бумаге, даже шесть лет назад могла показаться довольно странной. Вроде сооружения вышки для причаливания дирижаблей. Но иногда именно странное, даже парадоксальное решение оказывается верным. Далеко не всегда следует шагать в ногу со временем, особенно если это время больное, испорченное, текущее куда-то не туда — не к океану, а в зловонное болото. И если стоит задача его чинить и исцелять, то очень логично начинать починку с чего-то, имеющего прямое отношение к самому понятию времени. Периодическое издание, периодика, период… это ведь как раз про время! Каждый выпуск регулярно выходящего издания отмеряет частицу времени, словно метроном. Сама регулярность появления новых выпусков упорядочивает окружающий хаос, отвоевывает у него некий, пусть небольшой, плацдарм. Сначала регулярные собрания ячеек, потом регулярно выходящая газета, статьи которой обсуждаются на собраниях. Таким образом, создается некий свой островок порядка в хаосе, точка опоры, необходимая для того, чтобы менять реальность. Островок именно свой, родной, а не абы какой — ведь на постылую работу ради денег тоже ходят по часам.
В том и беда, что в эпоху тотального отчуждения человек мало что может назвать своим — не в смысле собственности — тут все «в порядке», а в смысле душевного родства. Душевно свое не просто в дефиците, а поставлено под подозрение. Человека, имеющего твердые оформленные убеждения, называют ограниченным фанатиком, даже «сектантом», а издание, имеющее четкую позицию — «тенденциозным рупором». Требуется непременно принимать в себя не свое, соглашаться и одобрять, а «солидному» изданию непременно нужно печатать статьи с точкой зрения, «не обязательно совпадающей с точкой зрения редакции». Или хотя бы притворяться, что и такие статьи есть. Тем драгоценней для человека, ищущего правду и считающего делом чести придерживаться убеждений, иметь возможность читать «свою» газету, каждого автора которой он может назвать товарищем, и редакция которой тоже состоит из товарищей. Во времена, когда единомыслие стало ругательством, такая газета — точка кристаллизации для коллектива единомышленников, дорожащих своим единством. А если еще и каждый сам всегда может стать одним из авторов газеты, а если не автором, то хотя бы распространителем, то рушатся последние перегородки отчуждения, стоящие между создателями информационного продукта и теми, кто его потребляет. Причем это происходит не так, как в блогах и соцсетях: равнение идет не по среднему блогеру или комментатору, а по высшим профессиональным стандартам.
Газета «Суть времени» недаром называется так же, как и движение. Она — голос движения, которым оно разговаривает с окружающим миром и с каждым своим членом. В этот голос не вплетаются чужие случайные голоса, они здесь неуместны, как неуместны досужие сплетни на совете перед боем. Здесь нет развлекательных, будоражащих и крикливо-обличительных материалов на потребу политизированной диванной публике. Разговор идет воистину серьезный и о главном — от глубоких философских оснований до самой актуальной повседневности в новостях с аналитическими комментариями.
Газета «Суть времени» предназначена для тех, кто верит, что реальность в стране и в мире можно менять к лучшему, и готов всерьез впрягаться в эту борьбу. Щекотание нервов «пикейных жилетов» и удовлетворение их запроса на бесплодную «информированность» в ее задачи категорически не входит. Сами ее рубрики отражают ситуацию не «диванную», а военную, покрывают весь спектр современных неклассических войн, да и классической войны тоже. Мирная жизнь во многом иллюзорна, это лишь корка плодородной почвы над кипящей лавой противоречий, особенно в наши дни, когда геополитическое, а главное, идейное равновесие оказалось катастрофически нарушено с исчезновением СССР и Красного проекта с исторической авансцены. Идет война на нескольких фронтах сразу за Человека и Человечность, которые сегодня уже ощутимо находятся под угрозой. Каждый номер «Сути времени» похож на карту этой войны с обозначением позиций и атак напирающего врага и рубежей обороны и контрнаступления.
Да, сегодня выпуски газеты «Суть времени» можно найти в интернете, а те, у кого неизлечимая «аллергия на бумагу», могут купить номера в pdf. Но все же ни с чем не сравнить получение свежего бумажного номера. Он похож одновременно на пакет из штаба и на письмо от друга. При необходимости он может превратиться в боевую листовку на пикете или даже в пачку подписных листов с требовательным обращением к зарвавшейся власти. Кажущийся архаизм именно такой формы распространения информации имеет большой смысл — это мостик между временами, связь с той эпохой, когда печатное слово было весомым и ценным, почти сакральным. Всем знакомы изображения Ленина и Сталина, читающих «Искру» или «Правду». Это образы политических стратегов. А вот изображения человека за компьютером мало о чем говорят. Может, он там смотрит котировки валют или в «танчики» режется…
Газета «Суть времени» за шесть лет доказала не только свою нужность, но и необходимость для организации. Даже сейчас, когда появилось еще одно большое общее дело — агентство Красная Весна. Оно является продолжением Газеты, а Газета стала его идейным ядром, несущим основополагающую информацию, как в живой клетке. Опираясь на этот расширившийся плацдарм можно воевать — и победить.