Штурмуя невозможное. Почему Фиделя Кастро волновал образ Дон Кихота
Дон Кихот — один из наиболее популярных персонажей мировой литературы, созданный испанским писателем Мигелем де Сервантесом (1547–1616). Многие считают, что его книга «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» является самой читаемой в человеческой истории, и это подтверждает тот факт, что она была переведена практически на все языки мира.
Образ забавного старика использовали в художественной литературе сотни авторов, создавших целый ряд интерпретаций, пародий и подражаний. Психологи и философы восприняли его как архетип человеческой природы, что в итоге породило такое понятие как «донкихотство».
Наиболее запоминающейся для большинства читателей была одна из первых глав, в которых Дон Кихот сразился с ветряными мельницами.
«Тут глазам их открылось не то тридцать, не то сорок ветряных мельниц, стоявших среди поля, и как скоро увидел их Дон Кихот, то обратился к своему оруженосцу с такими словами:
— Судьба руководит нами как нельзя лучше. Посмотри, друг Санчо Панса: вон там виднеются тридцать, если не больше, чудовищных великанов, — я намерен вступить с ними в бой и перебить их всех до единого, трофеи же, которые нам достанутся, явятся основою нашего благосостояния. Это война справедливая: стереть дурное семя с лица земли — значит верой и правдой послужить богу».
Символ вечных свойств человеческого духа
Любопытно, что сам Сервантес задумывал своего героя как пародию на рыцарские романы эпохи Ренессанса. Возможно, в итоге именно это и послужило тому, что автор наделил Дона Кихота такими чертами характера и качествами, которые позволили ему стать чем-то большим, чем просто вымышленным персонажем.
Форма преодолела содержание — и Дон Кихот стал символом вечных свойств человеческого духа, призмой, через которую преломляется вся человеческая история.
Если говорить о произведении в целом, зачастую его называют первым современным романом. Эксперты отмечают, что во многом этому поспособствовали эксперименты Сервантеса с повествованием и структурой произведения. Пожалуй, лучшую характеристику ему дал Достоевский:
«Во всем мире нет глубже и сильнее этого сочинения. Это пока последнее и величайшее слово человеческой мысли, это самая горькая ирония, которую только мог выразить человек, и если б кончилась земля, и спросили там, где-нибудь, людей: „Что вы, поняли ли вашу жизнь на земле и что об ней заключили?“ — то человек мог бы молча подать Дон Кихота: „Вот мое заключение о жизни — и можете ли вы за него судить меня?“».
Список упоминаний Дона Кихота в книгах, статьях, фильмах и сериалах мог бы потянуть на полноценный энциклопедический том. На тему самого же произведения, каких бы его сторон это ни касалось, можно рассуждать до бесконечности. Но почему образ Дон Кихота волновал великого кубинского революционера Фиделя Кастро?
Фидель и Дон Кихот
Революционер, государственный и политический деятель, руководитель Кубы с 1959 по 2008 год — команданте Фидель Кастро является одной из наиболее ярких личностей XX века, портретом целой исторической эпохи. И его любимым литературным персонажем был Дон Кихот.
О таком отношении Кастро к рыцарю из Ламанчи известно достаточно давно. Вспомнить хотя бы тот факт, что при Фиделе на Кубе первой изданной книгой был именно роман Сервантеса.
Как заявлял сам Кастро, из прозаических произведений наибольшее впечатление на него в подростковом возрасте произвели «Отверженные» Гюго и «Дон Кихот» Сервантеса. Выше он ставил только Карла Маркса и других политических авторов, которые оказывали на него «самое непосредственное влияние».
Как вспоминал франко-испанский журналист Рамоне Игнасио, который неоднократно общался с Фиделем и помог написать ему автобиографическую книгу, помимо множества других бюстов, фигур и портретов, в кабинете лидера Кубы стояла скульптура из проволоки — Дон Кихот верхом на своем коне Росинанте.
Если учесть то, что помимо упомянутых авторов Фидель высоко оценивал Бальзака, Достоевского, Толстого, Гальдоса, может даже показаться странной такая любовь Кастро к рыцарю печального образа, а не к какому-нибудь иному персонажу.
Возможно, дело в том, что восхищался Сервантесом и «Доном Кихотом» сам Маркс? Или на него повлиял Эрнесто Че Гевара, который, по словам его брата Хуана Мартина, прочитал этот роман целых шесть раз? Как бы то ни было, Фидель Кастро в какой-то момент уделил Дону Кихоту особое внимание и открыл в нем для себя что-то важное.
Что именно — сказать сложно. Можно только отметить особое отношение Кастро к культуре и искусству в целом. Он считал, что культура является щитом и мечом нации, что для революции она важнее, чем оружие. Лидер Кубы делал всё возможное, чтобы искусство во всех его проявлениях перестало быть привилегией немногих и стало правом для всех жителей страны. Фидель не раз выступал на различных ярмарках и фестивалях, подчеркивая веру в освобождающий дар литературы.
Любил Фидель и балет: с первых лет победы революции он поддерживал кубинский национальный балет, восхищаясь многогранностью художественного языка и техникой этого искусства. И да, одним из любимых спектаклей, который даже ставили на его 90-летие, был «Дон Кихот».
Кастро верхом на Росинанте
Учитывая вышесказанное, совсем неудивительно, что многие политики и общественные деятели не раз сравнивали кубинского лидера с Доном Кихотом и проводили между ними всяческие аналогии.
Американский режиссер и сценарист Оливер Стоун заявлял: «Кастро — исключительный собеседник. Он смотрит тебе прямо в глаза. Появляется ощущение, что он доверяет тебе, и это мне понравилось… Кастро один из великих мудрецов мира, как бы оживший Дон Кихот. Я восхищаюсь его решительностью, верой в себя и честностью».
Любопытное высказывание принадлежит президенту Венесуэлы Уго Чавесу: «Если бы (Кастро — прим. ИА Красная Весна) выехал туда верхом, мы бы сказали: „Вот идет Дон Кихот, Дон Кихот на Росинанте, но этот Дон Кихот побеждает, он непобедим!“»
Бывший президент Уругвая Хосе Мухика так отозвался о команданте после новости о его смерти: «Есть в Фиделе, а с ним и в значительной части кубинского народа, стать Дон Кихота, потому что ему довелось жить в течение длительного периода, бросая вызов ведущей мировой державе».
Поскольку образ Дона Кихота здесь всплыл в контексте американо-кубинских отношений, не лишним будет вспомнить их краткую историю.
Кубинцы против США
С первых дней триумфа Кубинской революции политическая обстановка в западном полушарии изменилась до неузнаваемости. Не прошло и двух лет после победы Движения 26 июля над военным режимом Рубена Батисты, как Соединенные Штаты в 1961 году отправили на высадку в бухту Кочинос армию и ЦРУ. Кубинцы сумели отбить американскую атаку, взяв в плен 1200 солдат и офицеров США.
После такого провала американцы больше не пытались нападать на Кубу, зато не менее сотни раз покушались на жизнь самого Фиделя Кастро. Удивительно, но ни одна из попыток не нанесла ему никакого вреда.
Не обошлось без экономических санкций, история которых началась в 1960 году и продолжается по настоящее время. Союзники США были также вынуждены отказаться от торговли с Кубой. По официальным данным правительства Кубы на 2010 год, в результате экономической блокады стране был нанесен ущерб в $975 млрд, а вся эта история расценивается не иначе, как акт геноцида против кубинского народа.
Начиная с 1992 года, Генеральная Ассамблея ООН ежегодно призывала США отменить санкции в отношении Кубы. Эмбарго осуждали практически все страны мира — от 182 до 188, и только 4-5 сателлитов во главе с Вашингтоном голосовали против резолюции за отмену санкций.
Тем не менее, Остров Свободы выстоял и в некоторых сферах даже выбился на первые позиции мирового рейтинга. Куба бесплатно подготовила десятки тысяч медицинских работников по всему миру, также она предлагает 80% мер в защиту прав человека, одобряемых этой Комиссией.
Стоит отметить, что Фидель Кастро никогда не создавал «культа врага» из американцев и США. Он всегда подчеркивал, что не желает вмешиваться во внутриполитическую жизнь Штатов, что у Кубы есть счеты только с недоброжелательной политикой американского правительства. Увы, даже те лидеры США, которым Кастро явно симпатизировал, не сумели пойти против воли Конгресса и наладить отношения с Кубой.
Дон Кихот и сила Истории
Вернемся к главному вопросу и попробуем ответить на него: почему образ Дона Кихота так волновал Фиделя Кастро? Поскольку с его же слов «литература формирует мировоззрение по-другому» — в отличие от политических работ, попробуем найти ответ в самой художественной литературе.
Обратимся к завершающему фрагменту небольшого фантастического произведения Альтова Генриха под названием «Опаляющий разум»:
«К вопросу о штурме Дон-Кихотом ветряной мельницы. Битвы, которые считались величайшими, давно перестали влиять на историю. Октавиан Август разбил флот Антония при Акциуме; сколько лет ощущались результаты этой битвы? Сервантес потерял руку в бою под Лепанто. Вы хорошо помните, кто с кем там сражался и чем кончилось сражение?..
А Дон-Кихот и сегодня помогает штурмующим невозможное. В каждой победе есть доля его участия. Практическая отдача будет ощущаться еще долго… Утверждаю: наскок Дон-Кихота на ветряную мельницу — одно из самых результативных сражений в истории человечества…»
Так может, всё дело в истории, в преодолении невозможного? Как и для революционеров предыдущих эпох, для Фиделя Кастро Дон Кихот — это уникальный исторический феномен, а не очередной литературный персонаж?
Ведь сколько чернил потрачено на романы, описывающие героев и их подвиги, на которые равнялись целые поколения. По сравнению с ними рыцарь из Ламанчи и его сумасбродные деяния не совсем подходят для подражания.
Наверняка Дон Кихот волновал Фиделя Кастро именно как символ, который вынырнул из литературы и влился в историю человечества, став его постоянно действующей живой частью. Символ, который до сих пор пытаются осмыслить величайшие умы человечества.
Читайте также: На Кубе отметили 95-летие Фиделя Кастро