Центральноафриканская Республика: состояние и перспективы
16 сентября президент Центральноафриканской Республики (ЦАР) Фостен-Арканж Туадера встретился с президентом Франции Эммануэлем Макроном в Париже. Темой встречи было улучшение отношений между двумя странами. Эти отношения стали достаточно прохладными в последние годы, особенно после того, как России удалось сделать то, чего не сумела сделать Франция: остановить гражданскую войну и помочь правительству Центральноафриканской Республики вернуть контроль над большей частью территорий страны.
Уже после встречи пресс-секретарь президента ЦАР Альберт Ялоке Мокпеме рассказал, что президент Франции поднял вопрос о присутствии «российских наемников» в Центральной Африке. По его словам, Франция хотела бы, чтобы ЦАР выдворила российских военных специалистов за территорию страны, и это, с точки зрения Макрона, послужило бы сближению двух стран. В ответ Туадера объяснил своему французскому коллеге, что Центральная Африка сотрудничает с Россией в рамках соглашения между государствами об обороне и обучении. Всё остальное «вас не касается», добавил он.
Центральная Африка сегодня
«Не было бы счастья, да несчастье помогло», — говорит русская пословица о ситуации, когда тяжелое жизненное испытание оборачивается большим благом. Но бывает, всё происходит с точностью до наоборот. Обладание ценными природными ресурсами, которые должны были бы сделать страну богатой и процветающей, становятся для нее настоящим проклятием. Именно это произошло с Центральноафриканской Республикой. Несмотря на богатые месторождения золота, алмазов, нефти и урана, эта страна является одной из беднейших в мире.
Центральная Африка, как и следует из ее названия, — это государство в центральной части Африканского континента. Оно граничит с такими странами, как Судан, Южный Судан, Конго, Демократическая Республика Конго, Камерун и Чад.
А что собой представляется сегодняшняя Центральноафриканская Республикa с точки зрения населения? Страна, которая по размерам немного больше Франции, имеет при этом в 11 раз меньшее по численности население, то есть всего около 6 млн человек. Самым крупным городом с ЦАР является столица Банги, в ней проживает около 900 тысяч человек.
При этом в стране имеется более восьми десятков различных этнических групп. В начале XX века представители разнородных племен были административно объединены в единое государство под колониальным управлением Франции. Неудивительно, что основным государственном языком ЦАР является французский.
Уровень грамотности среди взрослого населения составляет около 37%. Несмотря на то, что с 2008 года посещение школы является обязательным, многие учебные заведения были закрыты из-за вооруженных конфликтов. В итоге почти половина детей не смогла получить даже начального образования.
Вооруженные конфликты привели к тому, что почти полтора миллиона человек (четверть населения страны!) попали в категорию беженцев и перемещенных лиц. Более двух миллионов жителей страдают из-за отсутствия продовольственной безопасности. Гуманитарный кризис, с которым столкнулась Центральная Африка, вынуждает власти ЦАР постоянно искать помощи у ООН и международного сообщества.
Основу экономики Центральной Африки составляет сельское хозяйство, которое производит около половины ВВП. В стране производится хлопок, кофе, сахарный тростник, табак, маниок, ямс, просо, кукуруза и бананы. Значительный вклад в ВВП вносят лесозаготовки. В самом деле, лес — богатство этой страны. Центральноафриканские леса занимают площадь около 3,8 млн га. Менее ценные породы тропической древесины перерабатываются в фанеру, а более ценные экспортируются в виде бревен — как есть, без обработки.
Что касается промышленности, то она в Центральной Африке никогда не была сильно развитой даже по сравнению с соседними странами и к тому же серьезно пострадала в период политической нестабильности и гражданской войны. Некоторые отрасли, которые были развиты в 1970-е годы, такие как производство тканей и обуви, теперь исчезли. Имеющееся промышленное оборудование сильно устарело и постепенно приходит в негодность.
Вдобавок, экономическому развитию ЦАР препятствует слабое развитие транспортной инфраструктуры. В сезон дождей большие районы страны становятся недоступными для автомобильного транспорта.
Локомотивом для развития страны могли бы стать ее богатые природные ресурсы: нефть, золото, алмазы и уран. В ЦАР имеются крупные месторождения высококачественных алмазов, причем центральноафриканские камни считаются одними из лучших в мире. Однако горнодобывающая промышленность ЦАР не может развиваться самостоятельно, а инвесторов сложно привлекать в условиях политической нестабильности и гражданской войны.
На протяжении десятилетий большая часть территории страны не контролировалась правительством. Различные группировки рвали страну на части, и каждая из них стремилась урвать свой кусок территории и контролировать на нем добычу полезных ископаемых. До недавнего времени в стране процветала контрабанда нелегально добытых золота и алмазов.
Борьба за влияние в Центральной Африке
История Центральной Африки написана кровью. Страна добилась независимости от колониального владычества в 1960 году. Однако политическая нестабильность и постоянные государственные перевороты погрузили страну в хаос. ЦАР лишь недавно оправилась от продолжавшихся на протяжении десятилетий двух гражданских войн.
Значительную роль в том, что в Центральной Африке наступил мир, объективно сыграли усилия российских представителей. В феврале 2023 года российский посол в Банги Александр Бикантов заявил, что «в результате успешных оборонительных действий армии ЦАР при поддержке российских инструкторов большая часть бандформирований разгромлена и, по сути, превратилась в мелкие криминальные группки, промышляющие грабежом и насилием».
Сказать, что ЦАР благодарна нашей стране — значит ничего не сказать. Власти Центральной Африки открыли в столице Банги памятник русским военным. Центральноафриканская Республикa всячески поддерживает Россию, в том числе и по украинскому вопросу, несмотря на неприкрытую угрозу со стороны Запада. ЦАР и РФ договорились об экономическом партнерстве, ведутся переговоры об открытии в Центральной Африке российской военной базы.
Кроме того, окончание гражданской войны развязало руки и Китаю, чье усиление в Африке является многолетней головной болью для западных стран. На протяжении ряда лет Поднебесная усиливает свое присутствие в странах Африки, вкладывая огромные средства в различные инфраструктурные проекты. Центральная Африка не является исключением. В 2021 году Центральноафриканская Республикa подписала соглашение о сотрудничестве с Китаем в реализации проекта «Пояс и путь». Как обычно бывает в таких случаях, КНР поддерживает сотрудничающие с ним африканские страны строительством дорог, школ, больниц и стадионов. Кроме того, еще до подписания соглашения с Китаем, на протяжении многих лет китайский бизнес активно действовал в ЦАР. Китайская компания Vicwood лидирует на рынке лесной промышленности Центральной Африки.
А дальше — множество разных «если». Если африканская страна сможет удержать достигнутый уровень стабильности, если удастся избежать новых государственных переворотов и военных конфликтов, тогда у Центральной Африки появится шанс на развитие. Вопрос лишь в том, позволят ли ей развиваться. Как видно из вышеприведенных недавних высказываний французского президента, Париж вовсе не в восторге от того, что Россия и Китай повышают свое значение на территории, которая на протяжении десятилетий числилась зоной влияния Франции. В прошлом Франция не раз вмешивалась в политику ЦАР, свергая или содействуя свержению неугодных ей правителей. Запасы урана в Центральной Африке являются для Франции весьма желанным «призом». Ведь три четверти энергетического баланса страны производится атомными электростанциями, при этом собственные месторождения урана во Франции невелики.
Кто хочет украсть у русских победу?
После начала СВО ситуация еще больше усложнилась. Может ли откровенно враждебный России Запад позволить, чтобы она имела существенную опору в Африке? Конечно же, это достижение у нее попытаются отобрать, и стремление это сделать возникло отнюдь не вчера.
Еще в июне 2021 года генеральный директор Военного штаба Евросоюза Эрве Блежан предприняла попытку убедить власти Центральноафриканской Республики отказаться от помощи российских военных инструкторов в пользу западных.
Через год, 17 июня 2022 года, премьер-министр ЦАР Феликс Молуа сообщил, что Международный валютный фонд (МВФ) отказал стране в экономической поддержке из-за сотрудничества Банги с Москвой. По словам Молуа, Центральной Африке перестали выделять финансовую помощь и даже начали блокировать средства для того, чтобы якобы они не пошли на оплату российских военных инструкторов.
На экономическое давление ЦАР ответила признанием биткоина в качестве законного платежного средства и введением в оборот привязанной к биткоину национальной криптовалюты Sango Coin. Конечно, это не так много, но в теории дает возможность Центральной Африке развивать криптоэкономику, основанную на частных инвестициях, которые Западу крайне сложно проследить и проконтролировать.
Однако финансовым давлением дело не ограничилось. В августе 2022 года разведка Центральноафриканской Республики донесла информацию о подготовке Западом боевиков к осуществлению провокаций в стране.
В марте 2023 года в городе Банги жители ЦАР вышли на протестные акции, требуя от западных стран прекратить давление на ЦАР из-за сотрудничества с Россией. Люди с флагами РФ несли плакаты «В ЦАР поддерживают Россию» и «Нет шантажу и издевательствам Запада».
Тогда же в марте 2023 года президент ЦАР Фостен-Арканж Туадера прямо заявил о внешнем давлении на страну. «Без финансовой и технической помощи от международных партнеров, ЕС, Всемирного банка затруднены условия для перехода к процветанию, и население ЦАР оказалось в заложниках», — сказал президент.
24 августа 2023 года Туадера заявил, что БРИКС является крайне привлекательным для Центральной Африки. Он призвал страны, входящие в блок, построить новый международный порядок, который даст возможность развивающимся странам двигаться вперед к процветанию. Несопоставимость этих попыток с мощью совокупного Запада очевидна. Однако если говорить о глобальной конкуренции с участием Китая, то в нем Африка является значимой картой, и в ЦАР это хорошо понимают. Но понимают там и то, как легко погрузиться в хаос раздора без надежды на его прекращение. А потому страна со сравнительно небольшим населением, раздробленным на восемьдесят частей, будет прямо зависеть от глобальных процессов.