1. Культурная война
  2. Киноиндустрия
Сергей Кайсин / ИА Красная Весна /
«Я бы не только совершенно спокойно восприняла уход мужа из семьи, я бы ему голову размозжила. И уж ни за что не позволила бы тихонечко улизнуть»

«Загадочное существо». В мире отмечают 100-летие Мазины — музы Феллини

Изображение: Архив ИА Красная Весна
Джульетта Мазина в Москве
Джульетта Мазина в Москве
Джульетта Мазина в Москве

В этом году кинематограф отмечает столетие одной из самых удивительных, оригинальных актрис Италии Джульетты Мазины (1921–1994). Актриса, в чьей игре органично слились гротеск и лиризм, получила имя «Чаплин в юбке», стала одной из ключевых фигур итальянского кино, женой гения — режиссера Федерико Феллини.

Джулия Анна родилась 22 февраля 1921 года в селении Сан-Джорджо-ди-Пьяно, неподалеку от Болоньи. Она была первенцем в семье учительницы и скрипача, который, чтобы обеспечить семью, отказался от музыки и стал скромным служащим в сельском банке. Будучи самой старшей, Джульетта помогала нянчить трех младших детей. Уже в детские годы шаловливая, подвижная, задиристая Джульетта показала склонность к танцам, музыке, актерской игре. Поэтому неудивительно, что девочка принимала участие в школьных спектаклях.

После окончания начальной школы родители отправили Джульетту в Рим, чтобы продолжить ее образование в католической гимназии. В «вечном городе» молодая девушка поселилась в семье тети — сестры отца. Джульетта хотела стать пианисткой или скрипачкой, однако родственники настояли на поступлении в университет. Здесь она добросовестно изучала литературу, историю, археологию и в итоге с успехом завершила этот этап, получив диплом преподавателя современной литературы.

И все же Джульетта мечтала стать актрисой. Во время учебы она участвовала в постановках экспериментального театра, стала его примой. Особенно ей удавались роли в комических пьесах Плавта и Гольдони. Талант актрисы заметили. После университета ее без профессиональной подготовки приняли в театр «Куирино». Затем отворились двери и других профессиональных театров Рима.

Тем не менее Джульетте Мазине предстояла большая работа над талантом. К примеру, актриса решила избавиться от североитальянского произношения. Для усовершенствования дикции устроилась работать на радио.

Особой популярностью тогда пользовались комические скетчи на двоих. Молодая Джульетта и пожилой актер играли молодоженов Чико и Паллино. Готовые сценарии скетчей были подписаны именем неизвестного «Федерико». Через некоторое время сценарист начал «зашиваться», поэтому ему пришлось писать сценарии прямо в студии. Так Джульетта познакомилась с Федерико Феллини.

Худощавый, кудрявый, остроумный юноша произвел должное впечатление на Джульетту и через три месяца молодые люди поженились. Это произошло в октябре военного 1943 года, в оккупированном немцами Риме. Всю последующую жизнь эта пара была связана как супружескими узами, так и творческими отношениями.

Режиссер высоко ценил роль Джульетты в своей жизни: «Я всегда считал, что моя встреча с Джульеттой была предопределена самой судьбой, и не думаю, что все могло бы сложиться как-то иначе… Джульетта исполняла написанные мною сценки. Таким образом, отношения деловые развивались параллельно отношениям личным, и так было всегда. Но не следует считать, будто я когда-нибудь работал с Джульеттой по необходимости или ради удобства. Вполне естественно, что совместная жизнь открывает возможности для постоянного наблюдения. Джульетта-актриса как нельзя более полно отвечает моим замыслам, требованиям моего вкуса; отвечает всем — и внешностью, и манерой держаться, выражать свои чувства, и характером. Она… актриса мимики, интонации, клоунских повадок. И еще, пожалуй, даже, прежде всего, она — загадочное существо, способное вносить в наши отношения горячее стремление к чистоте, более высоким нравственным принципам».

Супругам не удалось испытать родительского счастья. Первая беременность прервалась после неудачного падения с лестницы, второй ребенок родился с пороком сердца — мальчик не прожил и месяца. После этого детьми творческой четы стали роли и картины.

Именно Феллини настоял на том, чтобы Джульетта Анна стала Джульеттой Мазиной. Карьера актрисы в кино началась в 1946 году с эпизодической роли в фильме «Пайза» Роберто Росселини — классика итальянского неореализма. В этой картине, сценарий для которой написал Феллини, лицо актрисы мелькает всего несколько секунд. Таких второстепенных ролей оказалось в биографии актрисы немало, в том числе из-за того, что продюсеры и режиссеры считали ее внешность неподходящей для главной роли.

«Я чувствовала себя обделенной, лишенной собственного дела, и это чувство все обострялось», —рассказывала актриса.

Однако уже следующая ее роль принесла первый успех. Мазина сыграла проститутку Марчеллу в фильме «Без жалости» Альберто Латтуады. В этом фильме впервые перед зрителями предстает образ простодушной, импульсивной, непосредственной женщины, которая вопреки жестокой реальности тосканского порта Ливорно, ставшего американской базой, мечтает о «честной» жизни. Созданный Мазиной образ высоко оценили критики, роль была отмечена премией «Серебренная лента». Эту премию актриса потом снова получит за роль в фильме 1951 года «Огни варьете», в котором она сыграла актрису бродячей труппы.

Тем не менее первые успехи не слишком изменили ее жизнь, актриса продолжала играть эпизодические роли. Впоследствии она рассказывала об этом периоде: «Кругом говорили, что мне предстоит большая карьера, Однако ни один продюсер не давал мне ничего, кроме эпизодов. Даже в „Белом шейхе“, который ставил мой муж, я играла самую маленькую роль — уличную девку Кабирию — за гонорар в пятьдесят тысяч лир. Я уже начинала думать, что до конца своих дней буду выступать в таких ролях».

Мировое признание пришло в 1954 году, благодаря фильму-притче «Дорога». В этой картине Мазина состоялась как великая актриса, а Феллини как великий режиссер. Примечательно, что, хотя Феллини писал сценарий специально под свою жену, утверждение Мазины на главную роль оказалось под угрозой срыва. Продюсер Дино Де Лаурентис считал, что эту роль необходимо отдать более привлекательной женщине. Дело дошло до разрыва контракта, и все же режиссеру удалось отстоять свой выбор.

Рассказывая о предыстории фильма, Мазина отмечала: «Джельсомина росла как ребенок в течение десяти лет нашего брака. Изо дня в день мой муж наблюдал за мной, делал заметки, выращивая этот образ. Многое он почерпнул из моих детских фотографий, многое — из жестов, подсмотренных на кухне, когда я злилась на себя из-за пережаренного жаркого. Особенно ему нравилось мое обыкновение улыбаться, не разжимая губ, той известной улыбкой, которая стала одной из характерных черт облика Джельсомины».

Фильм рассказывает о деревенской простушке по имени Джельсомина. Ее мать из-за жестокой нужды продала дочь бродячему циркачу Дзампано, который известен коронным номером с разрыванием цепей. Артисты отправляются колесить по дорогам Италии, перед ними проносятся пейзажи — удивительные сцены итальянской жизни. В ходе странствия героиня сталкивается с дикой, грубой натурой своего хозяина, с жестокостью окружающего мира. Несмотря на кажущуюся слабость, нелепую внешность, героиня не смиряется с данностью, она протестует, борется, как может. Мазина отмечала, что «ее героиня абсолютно нравственно здорова — скорее, ненормален мир, в котором ее естественность, простые человеческие чувства кажутся странными, нелепыми».

Анализируя этот образ, советский киновед Георгий Богемский отмечает ее походку, клоунские жесты, «плачущие и одновременно смеющиеся глаза, немые вопросы, застывшие в ее взгляде». Он уверен, что «созданное актрисой в этом фильме превосходит понятие о профессиональном мастерстве, просто с ним несопоставимо. Гениальная — нет другого слова, чтобы оценить ее игру».

Особую роль для пары циркачей сыграла встреча с веселым канатоходцем Матто. Шутник и балагур у циркача Дзампано вызвал бешеную ярость, а у Джельсомины — чувства искренней симпатии. Именно он помог «блаженной» героине понять свое предназначение, смысл своей жизни. К концу фильма добрых Матто и Джельсомины уже нет в живых и все же, благодаря им, в финальном кадре совершается чудо.

Грубый и бесчувственный Дзампано, вспоминая о любви слабой, беззащитной Мазины, разрывает внутренние оковы, дает волю настоящим, искренним чувствам. Автор показал, что даже в самый последний момент в существе, более похожем на животное, наконец, может проснуться человек. Автор увидел и показал то, чего так остро не хватает современному кино. А ведь проблема «внутреннего омертвения» для современности как никогда актуальна и злободневна. Поэтому и сегодня фильм Феллини представляет большую культурную, философскую, экзистенциональную ценность.

Хотя на Венецианском кинофестивале лента не получила премии, однако критики признали талант актрисы. Ее стали называть «муза Феллини», «дитя-клоун», «Чаплин в юбке». Сам Чарли Чаплин отметил, что восхищен Мазиной «больше, чем кем бы то ни было». Особо тепло на картину откликнулись простые зрители, Джульетта — Джельсомина получила тысячи благодарственных писем. Позже актриса, отредактировав этот материал, опубликовала книгу «Дневники других».

24 апреля 1967 года фильм вышел в СССР. Мазина снискала большую любовь у советского зрителя, она неоднократно бывала в Советском Союзе. В 1959 году она приезжала для участия в Московском кинофестивале, фильм «Ночи Кабирии» получил приз киносмотра. В 1963 году вместе с Феллини привезла в Москву фильм «8 ½», также удостоенный награды. Позже актриса вспоминала: «Меня встречали не просто как актрису, а как друга. Нет, даже, пожалуй, как родного человека». Мазина отвечала взаимностью, была восхищена балетом в Большом театре.

Изображение: Архив ИА Красная Весна
Джульетта Мазина и Федерико Феллини в СССР
Джульетта Мазина и Федерико Феллини в СССР
СССРвФеллиниФедерикоиМазинаДжульетта

Киноведы отмечают явное и неявное влияние фильма «Дорога» на советский кинематограф. Так, фактура Джельсомины проглядывает в образе Тоси из «Девчат» Чулюкина, в персонаже «дурочки» из «Андрея Рублева» Тарковского. Чертами «высокого юродства» отмечены благородный вор Юрий Деточкин из комедии Рязанова «Берегись автомобиля», медсестра Таня Теткина из «В огне брода нет».

Следующим плодом творческого союза Феллини и Мазины стал фильм «Ночи Кабирии», вышедший в 1957 году. В этой картине актриса в пятый раз вернулась к образу проститутки, наивной, самоуверенной и все же верящей в возможность стать счастливой. Вначале Мазина возмутилась от предложения снова сыграть знакомый ей образ, но затем увидела, что «Кабирия за эти годы выросла. Она любила, страдала. Страдала, как страдала Джельсомина из-за способности любить, которая была в ней заложена, пряталась под ее грубыми манерами и вызывающим смех поведением. Постепенно я и Кабирия снова подружились».

В промежутке к следующему совместному фильму Мазина снимается в фильме «Фортунелла», «Ад в городе», работает телеведущей, занимается журналистикой и издательством. В 1965 году Феллини снял еще один фильм с участием жены. В фильме «Джульетта и духи» Мазина играет даму высшего света. Актриса вспоминала, что в фильме рассказывается о переживании человеком кризиса, но, в отличие от прежних персонажей, героиня не находится в «клиническом» состоянии, она «лишь испытывает глубочайшее изумление перед окружающим ее реальным миром. Этому робкому существу редко когда удается примениться к укладу и людям своего общества…»

У самой Мазины героиня вызывала отвращение своей робостью, закомплексованностью. «Мне не нравится такой тип — это тип средиземноморской женщины, которая сначала полностью подчиняется воле родителей, а потом — воле мужа. Я бы не только совершенно спокойно восприняла уход мужа из семьи, я бы ему голову размозжила. И уж ни за что не позволила бы тихонечко улизнуть», — заявляла она.

Спустя годы на вопрос советского критика Богемского о том, «какой из трех созданных образов — Джельсомина, Кабирия или Джульетта» ей ближе, Мазина призналась: «Все они — мои сестры, все три — дочери Феллини. И все они мне одинаково близки».

Мазина сыграет еще в десятке картин и сериалов, в том числе «Безумная из Шайо», «Элеонора», «Матушка Метелица», «Джинджер и Фред». Хотя актриса дебютировала на телевидении, участвовала в сериалах, в 60-е и 70-е годы она снимается крайне редко. Объясняется это тем, что в это время происходит коммерциализация итальянского кино, которому «актриса такого масштаба не по плечу». Всего Мазина снялась в 32 картинах, 6 из которых снял Феллини. Последней работой стала картина 1991 года «Возможно, сегодня».

В завершение хотелось бы напомнить оценку, которую дал актрисе советский режиссер Григорий Козинцев: «Актриса показывает, что по своей природе она (героиня фильма „Ночи Кабирии“) создана для доброй и разумной жизни, но общественный строй, в котором она существует, уродует ее. И сквозь убожество начинает светиться человеческая прелесть».