Как надо оскорбить власть за рубежом, чтобы попасть в тюрьму

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Оскорбление
Оскорбление
Оскорбление

Уголовная ответственность за оскорбление представителей власти, включая главу государства, является нормой для многих зарубежных, в том числе и европейских стран. Причем нередки довольно курьезные случаи, когда оскорбления допускают как обычные граждане в отношении глав государств, так и сами высшие должностные лица в общении друг с другом.

Следует отметить, что уголовная ответственность за оскорбление представителей власти существует во многих странах мира. Например, в Германии за оскорбление президента или федерального канцлера грозит от трех месяцев до пяти лет лишения свободы. Согласно законам Бельгии, за подобное правонарушение можно попасть в тюрьму на срок до одного года либо получить штраф до 200 евро.

Пожалуй, одним из наиболее курьезных и примечательных прецедентов в этой сфере можно назвать оскорбление президента Франции Николя Саркози. В 2008 году на сельхозвыставке Саркози протянул руку фермеру Эрве Эону, который ее жать отказался. Это вызвало гнев французского президента, который отразился в весьма непарламентарной фразе, близкой к русскому «послать на три буквы».

Обиженный французский фермер не растерялся при следующей встрече с Саркози, хоть и мимолетной. Во время визита французского президента в родной город Эона, фермер встал на пути кортежа первого лица с плакатом, на котором красовалась оскорбительная цитата Саркози. Однако полиция такую месть француза не оценила и обвинила его в оскорблении главы государства. В итоге Эон был приговорен к уголовному штрафу на сумму 30 евро. Правда, впоследствии данное судебное решение был признано ЕСПЧ нарушением прав личности.

Во Франции вообще имеется давняя традиция привлечения к ответственности лиц, оскорбляющих главу государства, и заложена она была еще знаменитым президентом Пятой республики Шарлем де Голлем. Французские суды неоднократно привлекали к уголовной ответственности журналистов, чересчур резко критикующих де Голля, либо перебравших с сарказмом в антипрезидентских карикатурах. Сходным образом французов привлекали за слишком «вольные» высказывания и при преемнике де Голля Жорже Помпиду.

Попадали «под раздачу» и граждане Турции, где также существует ответственность за оскорбление власти и даже «турецкой нации». Так, в 1999 году журналисты издания «Milliyet» раскритиковали президента Сулеймана Демиреля, который, по их мнению, не предпринял каких-либо серьезных действий, чтобы ликвидировать последствия страшного землетрясения, унесшего жизни десятков тысяч человек. Суд посчитал оскорблением фразу «Даже 7,4 балла не могут потрясти Демиреля!», приговорив двоих журналистов к уголовной ответственности в виде условного срока и штрафа. При этом, журналисты также обратились в ЕСПЧ, который уже стал традиционным заступником в подобных ситуациях. Страсбургский суд и в этом случае встал на сторону журналистов, признав факт нарушения их прав.

Правда, наряду с этими эксцессами всегда существовал «обмен комплиментами» на уровне самих высших представителей власти, которые порой выражаются довольно резко. Так, совсем недавно глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган, комментируя слова французского президента Эммануэля Макрона о «смерти мозга НАТО», заявил, что подобное высказывание мог допустить лишь человек, у которого мозг уже умер.

Славится яркими и резкими высказываниями президент Филиппин Родриго Дутерте, назвавший однажды главу США Барака Обаму «сукиным сыном».

В итоге получается, что хоть во многих странах и существует ответственность за оскорбление представителей власти, по-настоящему возмущенных граждан это вряд ли остановит. Они будут высказывать свое критическое мнение. А учитывая, что и сами высшие чиновники, представители власти, порой позволяют себе довольно вольные высказывания, слишком рьяное преследование граждан со стороны государства за любые критические высказывания может привести к потере уважения со стороны населения.