Адепты «экологичной» религии пророчат бунт и новые отношения с Москвой-рекой
Оставшись на новогодние праздники в Москве и думая, чему посвятить эти длинные выходные, я остановила свой выбор на столичных музеях. Тем более что аномально теплая погода не располагала к обычным для этого времени года занятиям. Случайно набрела на анонс выставки о главной артерии нашей столицы «Время Москвы-реки», которую проводило некое эко-арт-сообщество «Друзей Москвы-реки».
Выставка оказалась призером Миланского триенале. А в аннотации говорилось, что цель выставки — «перестать воспринимать реку как ресурс» и выстроить с ней принципиально новые отношения. Кроме того, организаторы обещали рассказать не только о прошлом и настоящем водной артерии столицы, но и поделиться своим видением ее будущего аж до 2119 года.
Художественные и исторические музеи, в отличии от современного искусства, всё же места более привычные и понятные. Поэтому и захотелось ознакомиться с тем, как в арт-среде понимают экологические проблемы. Честно говоря, подвох ожидался. Но всё же было интересно, что же такого могут рассказать об истории города с точки зрения развития взаимоотношений людей и реки объединенные в экосообщество художники.
Как зачастую и случается в подобных средах, организаторы слишком вольно обошлись с историческими фактами. В частности, оценили количество погибших при строительстве канала Волга — Москва от 22860 до 1,5 млн человек. Ничего себе разброс в данных о погибших! Наверное, подобное можно было бы списать на то, что, мол, творческие люди, не очень сведущи, потому не надо их строго судить. Может быть и так, но скорее подобное отношение к судьбам предков говорит о безразличии к людям в принципе. Забегая вперед, скажу, что это предположение нашло свое подтверждение.
Буквально с первых шагов по выставке нахлынуло и потом долго не отпускало неприятное ощущение некой нелогичности послания авторов. Лежит на поверхности, а потому сразу считывается ничем не прикрытое недовольство техническим прогрессом. И в этом их понять можно: положа руку на сердце, нужно признать, что, преобразовывая под свои нужды природу, человек натворил немало бед. Так не казнить же его за это? Разумный и конструктивный подход должен заключаться в том, чтобы постараться ликвидировать нанесенный природе в прошлые эпохи ущерб.
Также на поверхности находится ничем не прикрытая ненависть к СССР, который, перегородив ее шлюзами, водохранилищами и заковав в бетон берега, создал «речное чудовище». Наверное, в Милане всё иначе, и лишь советские отщепенцы верили в то, что без преобразования природы для нужд человека светлого будущего не построишь. Ничего не напоминает? Как по мне, так что ни на есть гремучая смесь антисоветизма и нью-эйджа. Так многие современные экологические течения именно в нем берут свое начало и черпают вдохновение.
Эти посетившие меня вначале мысли крутились в сознании, пока я бродила по выставке, и окончательно оформились в посвященной «прекрасному» будущему заключительной части экспозиции. Не иначе как авторов посетило озарение, но оно расписано чуть ли не по часам, поэтому позволю себе подробно рассказать об этом и процитировать.
До судного дня человечеству остается пять лет, поскольку 21 июля 2025 года «Друзья Москвы-реки», несмотря на угрозы со стороны ФСО и Росгвардии, совершат экобунт. Они пренебрегут «вековым запретом на купание» и устроят «показательный заплыв напротив Кремля». Все его участники будут задержаны. На следующий день, 22 июля, произойдут массовые несанкционированные купания, впоследствии этот день станет ежегодным праздником — «Днем реки».
Спустя еще пять лет, в 2030 году, у Москвы-реки обнаружат наличие интеллекта и снабдят паспортом. Еще через три года новоязыческая секта «Речное движение», отколовшаяся от «Друзей Москвы-реки», построит Храм реки.
Как пророчат авторы выставки, в 2045 году суд Всеобщего равенства признает многочисленные преступления человечества против природного интеллекта Москвы-реки, и ее освободят от шлюзов и инженерных сооружений. Река наконец-то вернется в свое «естественное состояние». А вслед за ней в «естественное» состояние, по всей видимости, вернутся и живущие на ее берегах люди. Отмечу, что такая перспектива вызывает у экохудожников небывалый энтузиазм.
Наличие у Москвы-реки интеллекта и освобождение от бетонных оков рабства неминуемо породит дальнейшие трансформации, появятся новые экополитические границы, которые будут обусловлены речными бассейнами, а не историей народов. Москва-река со всеми ее жителями войдет в Бессточную зону Каспийского моря.
Апогеем слияния человека и реки, по мысли творцов из «Друзей Москвы-реки», станет 2115 год, когда «дружеские отношения с водой перерастут в любовные», которые породят среди людей новые, допрежь невиданные экосексуальные отношения. Уже сейчас сообщество, отчаявшись учесть все появляющиеся и появляющиеся гендерные деноминации, решило остановится на самоназвании ЛГБТК+, поэтому осталось неясным, почему бы уже сейчас не включить в движение «любителей воды». Разве что идея настолько революционна, что ее не могут принять даже радетели гендерных самоидентификаций.
По правде сказать, идея не нова, призывам вернуться в золотой век как минимум несколько тысяч лет. Потому назвать авторов новаторами никак не поворачивается язык. Что касается художественного исполнения задуманного, в этом можно положиться на тонкий вкус изысканных посетителей Миланского триенале. А можно сказать правду — что это несусветная чушь, отторгаемая всем существом здорового человека.
Легче всего отмахнуться от проблемы, заявить, что это чепуха, махнуть рукой и забыть, как недоразумение. Только так может показаться, если рассматривать данную выставку в отрыве от прочих культурных событий, которые проводятся в городе под патронатом департамента культуры Москвы.
А вот когда мы посмотрим на события в их совокупности, нашему взору предстанет зловещая картина. Мы вдруг выясним, что в столице за бюджетные деньги, то есть за наши с вами, читатель, происходит вакханалия извращений. Танатофилы, называющие себя социальными конструктивистами, читают лекции о гендерных идентичностях. В принадлежащих городу кинотеатрах нон-стопом идут воспевающие однополую любовь фильмы. Финансируемые городом театры учат «делать перформансы» на темы «(не)насилия, гендер, инаковость, эйджизм, идентичность, sustainability…» В городских библиотеках собираются любители поговорить о смерти и феминистки, призывающие смести с лица земли угнетающий всех «свободных» людей патриархат.
В контексте сказанного становится очевидно, что сие бесталанное мероприятие не что иное, как еще один из инструментов, с помощью которого пока еще скрытый враг расчеловечивает наш народ, превращая его в постчеловеческую слизь.