От региональных выборов в Тюрингии до политического кризиса в Берлине
В данный момент в Германии разворачивается борьба за пост председателя правящей партии ХДС и вместе с тем глава ХДС станет кандидатом на выборах канцлера ФРГ. Все еще занимающая эту должность Аннегрет Крамп-Карренбауэр сообщила о своей близкой отставке на фоне скандальных выборов премьер-министра в федеральной земле Тюрингия. Как океан отражается в капле воды, так и политическое будущее Германии отражается в Тюрингии. Заглянем же и мы в это зеркало.
Предпосылками политического кризиса в Германии, разразившегося в начале февраля после выборов главы правительства региона Тюрингия, послужили рост националистических настроений в обществе и неспособность или нежелание левоглобалистских партий переломить тенденцию экономического спада в восточных немецких землях. Националистические настроения подогревались в связи с миграционной политикой федеральных властей, а экономика страдала из-за установленных антироссийских санкций.
Недовольство правящими партиями ХДС и СДПГ, а также беспомощность левых партий, пытавшихся воскресить концепцию «Европа от Лиссабона до Владивостока», привели к тому, что правительство Тюрингии под руководством Бодо Рамелова потеряло голоса избирателей на региональных выборах в ноябре 2019 года, и левые не смогли набрать абсолютного большинства. Правая партия «Альтернатива для Германии», напротив, играя на недовольстве миграционной политикой Берлина, оттянула на себя голоса консервативно настроенных граждан.
Более того, явка на выборы в 2019 году была значительно выше, чем на предыдущих в 2014. А это значит, что правым удалось мобилизовать политически пассивных избирателей. Чисто математически демократическое большинство можно было бы получить при формировании двух коалиций. Но сложившееся в результате выборов распределение сил не позволяло составить идеологически стабильное правительство большинства.
Избиратели распределили свои голоса по партиям следующим образом:
Распределение голосов избирателей на выборах в земельный парламент Тюрингии в ноябре 2019 года.
Консервативная партия Христианско-Социалистический Союз (ХСС) — 21,7%, Die Linke («Левые») — 31,0%, Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) — 8,2%, правая партия «Альтернатива для Германии» (АдГ) — 23,4%, «Зеленые» — 5,2%, либеральная «Свободная Демократическая Партия» (СвДП) — 5,0%; другие партии вместе получили 5,5%. В соответствии с голосованием были распределены и места в земельном парламенте, которому предстояло избрать правительство региона.
Как видно, первое место получили «Левые», второе — правая АдГ и на третьем оказалась центристско-консервативная партия ХДС. Выборы земельного премьер-министра проводили 90 депутатов: 21 депутат ХДС, 29 депутатов от «Левых», 8 от СДПГ, 22 от АдГ, 5 от «Зеленых» и 5 от либеральной СвДП. Формальное большинство «Левые» могли бы сформировать как с АдГ, так и с ХДС, но «Левые» не смогли бы работать с АдГ по идеологическим причинам. По тем же причинам ХДС отказалась сотрудничать с «Левыми». Коалиция предыдущего правительства, состоящего из «Левых», СДПГ и «Зеленых» набирала только 42 мандата из 90 и легко блокировалась голосами даже неконсолидируемой оппозиции из ХДС, АдГ и СвДП.
Однако предположение о неконсолидируемости ХДС, АдГ и СвДП основывалось на якобы абсолютной токсичности АдГ, на договоре ни в коем случае не сотрудничать с правыми. И вот, на выборах земельного премьер-министра Тюрингии этот договор лопнул, как мыльный пузырь. В третьем туре, когда для победы было достаточно получить относительное большинство, почти все депутаты фракций ХДС, АдГ и СвДП проголосовали за кандидата от либеральной СвДП Томаса Кеммериха. Он получил 45 голосов против 44 и одного воздержавшегося.
Стоит отметить, что СвДП получила всего лишь 5% голосов избирателей, выдвинула своего кандидата только в третьем туре, когда для победы хватило бы относительного большинства, и перед выборами премьер-министра заявляла о символичности его выдвижения. Он якобы должен был представлять собой альтернативу кандидату от левой партии Бодо Рамелову и кандидату от правой партии Кристофу Киндерфатеру. Последний при голосовании не получил ни одного голоса.
Такие факторы, как отсутствие кандидатов от ХДС и СДПГ, демонстративный отказ ХДС от сотрудничества с «Левыми», во всеуслышание объявленная «токсичность» АдГ говорили в пользу того, что ХДС будет голосовать исключительно за либерала из СвДП. А арифметическая возможность большинства, составленного из ХДС, АдГ и СвДП не могла не спровоцировать правых, находящихся вместе со всеми в патовой ситуации, в третьем туре проголосовать не за своего кандидата, а за Кеммериха из СвДП. Правым из АдГ была предоставлена возможность предотвратить ожидаемую победу «Левых» и правые этой возможностью воспользовались.
Какие у этого голосования были последствия? Во–первых, как уже говорилось, правые из АдГ формально предотвратили победу «Левых». Во–вторых, в результате их «токсичности», получивший всего 5% голосов избирателей, Кеммерих, премьер–министр, потерял репутацию. В–третьих, стало ясно, что возможность такого исхода выборов была допущена региональным отделением ХДС.
Реакция «Левых» не заставила себя ждать. Председатель регионального отделения партии «Левых» в Тюрингии Зузанне Хенниг-Велльсов, подготовившая цветы, чтобы поздравить бывшего премьер-министра Тюрингии Бодо Рамелова с ожидаемым избранием, поднесла букет победившему Кеммериху и бросила ему под ноги. Сам Бодо Рамелов сравнил победу Кеммериха с приходом Гитлера к власти. Мгновенно последовала реакция федеральных руководителей партий.
«События в Тюрингии — это непростительный „прорыв плотины“, активированный ХДС и СвДП. То, что „либералы“ предоставили марионетку правоэкстремистам, чтобы те пришли к власти — это скандал высшей пробы», — написал в «Твиттере» глава СДПГ Норберт Вальтер–Борянс.
Риторика лидера «Левых» Бернда Риксингера была еще жестче: «Как далеко мы зашли, что СвДП допускает выборы премьер-министра голосами фашиста Хёке и АдГ? Это срыв табу с далекоидущими последствиями».
Председатель партии «Зеленые» Анналена Баербок тоже написала про «прорыв плотины» и потребовала отставки новоизбранного премьер-министра Томаса Кеммериха: «Я ожидаю, что он оставит должность. Если он этого не сделает, то федеральные партии ХДС и СвДП должны исключить из партии региональные отделения. А иначе резолюции о несовместимости не имеют ценности».
Председатель фракции СДПГ в бундестаге даже поставил под вопрос работу правительства: «Если главы СвДП Кристиан Линднер и ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр не прекратят немедленно этот фарс, не может быть продолжения „Большой Коалиции“. Мы не можем править страной с партией, которая сотрудничает с нацистами».
Глава СвДП высказался за сотрудничество правящих партий ХДС, СДПГ и оппозиционной «Зеленые» с новоиспеченным премьер-министром Кемерихом. В случае фундаментального отказа от такого сотрудничества «следует ожидать новых выборов, которые, на мой взгляд, необходимы», — дипломатично выразился Линднер.
Первой реакции со стороны руководства партии ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр пришлось ждать дольше, чем от других. Она высказалась в пользу новых выборов и против сотрудничества с избранным премьер-министром и его правительством. Может быть, как раз то, что она допустила возможность работы правительства Кеммериха и было ее ошибкой, заставившей канцлера Германии Ангелу Меркель оторваться от важных дел в Южной Африке. Меркель, пусть на следующий день, но сказала свое властное слово: «Так как было предсказуемо то, как происходили выборы в третьем туре, становится ясно, что это непростительно». Проще говоря, канцлер назвала процесс выборов в Тюрингии «непростительным».
Читайте также: Канцлер Германии Ангела Меркель резко раскритиковала выборы в Тюрингии
В этот же день Линднер посетил Тюрингию и повлиял на решение Кеммериха заявить об отставке. Были проведены социологические опросы, показавшие, что граждане поддерживают отставку Кеммериха с одной стороны и потеряли доверие к правящей партии ХДС с другой стороны. После разговора с канцлером подает в отставку уполномоченный по восточным федеральным землям Кристиан Хирте.
На заявление об отставке Кеммериха отреагировал председатель фракции в бундестаге правой АдГ Александер Гауланд: «Безмозглая реакция ХДС и СвДП подсказывает мне рекомендовать нашим друзьям из Тюрингии в следующий раз голосовать за Бодо Рамелова, чтобы его не допустить. Так как в таком случае он тоже не сможет вступить в должность».
В ответ на это предложение председатель земельной фракции «Левых» в Тюрингии Зузанне Хенниг-Велльсов потребовала от ХДС признать себя сторонниками «Левых». Пообещать, что ХДС проголосует за Бодо Рамелова на следующих выборах, чтобы аннулировать влияние правой АдГ. «Мы должны задокументировать, что его избрали демократы», — сказала она немецкому информационному агентству dpa.
Однако демократы из Христианского Демократического Союза (ХДС) отказались голосовать за «Левых». И это притом, что другой альтернативы, кроме как правой «Альтернативы для Германии» у них нет. То есть сложилась ситуация, в которой сами «демократы» на выборах не побеждают, выборы, на которых кто-то побеждает при помощи правых, они отменяют, а за левых голосовать отказываются. Можно было бы сказать «пат», если бы ХДС была однородной партией без внутренних противоречий, но это не так.
Осознание неспособности найти среди противоречий внутри ХДС компромисс побуждает главу партии Аннегрет Крамп-Карренбауэр подать в отставку. Вслед за этим звучат прогнозы о закате ХДС. Бывший вице-канцлер и бывший глава немецкой партии СДПГ заявил: «Мы переживаем конец второй крупной народной партии Германии: после СДПГ теперь и ХДС не справляется с внутрипартийным напряжением». Габриэль также говорит об отсутствии компромисса между конфликтующими крыльями партии ХДС: «Слишком далеко отдаляются друг от друга крылья».
Читайте также: Бывший вице-канцлер ФРГ спрогнозировал распад правительства Германии
Таким образом, небольшая, но активная партия использовала региональные выборы, чтобы повлиять на федеральное правительство ФРГ. В Германии снова встает вопрос о кандидате в канцлеры от правящей партии, и многие тяжеловесы из ХДС уже наметили свои предвыборные кампании и повышают свое присутствие в СМИ. Граждане страны тем временем теряют доверие к демократическим процедурам. Вместо этого доверия они все больше симпатизируют партии, депутаты которой не могут отличить идеологию Гитлера, побуждавшего немцев на войну за жизненное пространство на Востоке, от слов своего идеолога, говорящего о «тысячелетней Германии».