Как налаживается работа госорганов на освобожденных территориях. Бердянск
Бердянск был занят российскими войсками еще в начале марта. Никаких разрушений в городе нет. Инфраструктура не повреждена. Коммунальные предприятия остались со своей техникой и персоналом. Проукраинские активисты бежали. Линия фронта располагается в 150 километрах от города. Херсон, Мелитополь, Энергодар, Новая Каховка могли бы позавидовать такому положению дел. Бердянск — один из самых спокойных городов освобожденных территорий, но и здесь не всё гладко.
Еще в марте в городскую мэрию брали всех желающих, главным критерием, как вы понимаете, была приверженность России. Кадры собирали по результатам беседы с исполняющим обязанности мэра и комендантом. В городском совете довольно людно, но есть острый дефицит специалистов, а мотивация части сотрудников неясна. Многие отделы городской мэрии сведены вместе. Кадровая чехарда приводит к тому, что один и тот же человек в течение месяца успевает побывать на нескольких должностях. Новые чиновники часто не знакомы с документооборотом. Они отдают противоречивые, а иногда противозаконные указания, которые приходится выполнять под угрозой увольнения. Приведу пример: на освобожденных территориях нет нотариусов, но каким-то образом дети едут в Россию в туристические и оздоровительные поездки. Институт нотариусов не может работать без государственных реестров, которые всё еще не действуют на освобожденных территориях.
Коммунальная сфера работает как часы. В городе идет ямочный ремонт дорог, чистятся ливневки, косится трава, облагораживаются клумбы, идет борьба с комарами и т. д. Новые власти принялись решать застаревшие проблемы города, такие как обрушение канализационного коллектора. Коллектор был головной болью горожан — в 2019 году из-за обрушения коллектора половина города была около месяца без воды.
В июле прояснилась ситуации с налогами, которые власти Бердянска ввели еще в апреле (раньше, чем открыли первую школу или детский сад). Налог был введен по инициативе местной ВГА и действовал только на территории Бердянска. В Москве не оценили такой предприимчивости, и налог был отменен. Замечу, официально власти города никак не обосновывали введение налога и никак не прокомментировали его отмену. Теперь организована налоговая служба уже по российскому законодательству, но это вызвало огромные очереди в банки, которые не справляются с потоком посетителей.
Очереди стали постоянным атрибутом Бердянска. Отдельно стоит упомянуть очередь в пенсионный фонд, где люди стоят с 4–5 утра, а также отмечаются о присутствии два раза в день, и так по 3–4 дня подряд. Очереди есть во всех банках, как украинских, так и российских. Относительно хорошо работа организована в гуманитарных штабах, где в очередях стоят не более 10 человек и можно получить гуманитарную помощь и выплаты в течение одного дня. К сожалению, есть и обратный пример. Для выезда на территорию ЛДНР людям приходится ждать своей очереди по 4–5 суток. Многие из них — это семьи с детьми, которые уезжали из зоны боевых действий, а теперь возвращаются обратно. Они в бедственном материальном положении и вынуждены ночевать в машинах.
Для тех беженцев, которые хотят остаться на какое-то время в Бердянске, городская власть организовала несколько пунктов размещения в детских лагерях отдыха. Им предоставляется бесплатное питание. В целом вопрос беженцев не является таким острым, как в марте-апреле, а поток беженцев сильно сократился.
Значительная часть организационных вопросов, которые стояли перед новыми властями, решена. В городе работают все коммунальные службы, большая часть образовательных учреждений, налажена работа полиции, паспортной службы, гуманитарных штабов, отдела образования, налоговой службы, рыбнадзора, запущена работа порта. Для полноценной жизнедеятельности города не хватает суда, прокуратуры, следственного комитета и кадастровой службы. Насколько я понимаю, эти органы будут созданы уже после референдума о вхождении в состав России.
Несколько слов о референдуме. 8 августа в Мелитополе состоялся съезд делегатов Запорожской области, который принял единогласное решение о проведении референдума о присоединении к Российской Федерации. В тот же день глава ВГА Евгений Балицкий подписал указ о проведении референдума 11 сентября. В связи с событиями на Харьковском направлении референдум не провели. Сейчас его будут проводить в течение 5 дней с 23 по 27 сентября.
Референдум должен закрепить принадлежность региона к России и полностью ввести его в российское правовое поле. На данный момент Запорожская область является серой зоной, что порождает серьезные проблемы для ведения хозяйственной деятельности и нормального функционирования города. Приведу несколько примеров. Для того чтобы работать с российскими контрагентами, юридическому лицу необходим счет в банке, но в российской базе данных эти счета значатся как иностранные или недействительные. Российские юрлица не могут проводить оплаты и получать средства с этих счетов.
Второй пример: для экспорта сельхозпродукции необходимо получить сертификат соответствия продукции, заключение санстанции и подать таможенную декларацию. В данный момент юрлица Запорожской области не состоят в госреестре юридических лиц Российской Федерации, а значит, не могут получить или подать таможенную декларацию. Сертификат соответствия на Украине выдавала торгово-промышленная палата, которая уже не работает, а новой структуры не создано. Надеюсь, многие из этих проблем будут решены после оформления перехода региона под российскую юрисдикцию.
В последний месяц в Бердянске произошло три громких теракта. Был убит заместитель главы полиции, серьезно ранен комендант города, а также убиты заместитель мэра по ЖКХ и его жена, которая являлась главой избирательного штаба по организации референдума. Ситуация с безопасностью вызывает опасения как у должностных лиц, так и у местного населения. Многие учителя и другие сотрудники государственных учреждений опасаются за свою жизнь и находятся в постоянном стрессе. Данный вопрос стоит очень остро, особенно после харьковского кризиса. На освобожденных территориях значительное количество спящих и активных ячеек террористов. В данный момент суды не функционируют, и за столь тяжкие преступления, как терроризм или сотрудничество с киевскими властями, людей всего лишь выдворяют на территории, подконтрольные Украине. В российской юрисдикции их ожидает статья за терроризм с пожизненными сроками.
Новые территории испытывают жесточайший кадровый голод. Многим чиновникам необходима переквалификация и курсы по законодательству Российской Федерации. Части чиновников, особенно новоиспеченных, необходимо получить образование. На первом этапе такая работа, как сейчас, достойна уважения, но в дальнейшем проблемы встанут в полный рост. Особенно это касается юридической стороны вопроса. Сейчас многие граждане спокойно относятся к новым назначениям и действиям властей, но это пока. Юридическое оформление части этих действий, мягко говоря, хромает: если в вопросах коммунальной собственности всё относительно понятно и даже может быть оформлено юридически, то в вопросах «занятой» частной собственности всё находится вне правового поля.
В данный момент ситуация зависла на лезвии ножа. Большая часть населения затаилась, а политические активы обеих сторон радикализируются. Часть готова убивать и сдавать сотрудников новых органов власти, работников школ, коммунальных учреждений. Другая, пророссийски настроенная часть просит оружия и хочет защищаться. Украинский террор, естественно, порождает отклик, который нужно вводить в правовое русло. Возможно, здесь будут эффективны отряды самообороны или дружинники, как в Венесуэле. Но главное сейчас — показать освобожденным территориям, что их не бросят, а террористов найдут и покарают. Тут российским правоохранительным органам надо применить весь свой огромный опыт. Жители Запорожской области ждут его срочного задействования.