Союзное государство России и Белоруссии. Что изменилось с начала СВО?
2 апреля в России и Белоруссии отметили знаковую для двух постсоветских государств дату. В этот день в 1996 году был подписан первый договор «Об образовании Сообщества России и Белоруссии», который подразумевал сближение двух стран во всех сферах экономической, социальной и политической жизни.
Несмотря на очевидную близость культуры и ценностей двух народов, процесс единения отнюдь не прост, поскольку внутреннее устройство и процессы в двух странах имеют немало специфических различий. В итоге реинтеграция так и не завершилась спустя уже более четверти века, за это время успев пережить несколько попыток сближения, за которыми следовали периоды отдаления.
Россия вглядывалась в Запад и прикладывала большие усилия, чтобы проложить свой путь в западное «благолепие». На фоне этих перспектив наши соседи по постсоветскому пространству были для нас, откровенно говоря, не слишком значимы. Также и Белоруссия, уже имея очень плотные экономические связи с Россией, пыталась выстроить выгодные для себя отношения и с Европой, и с Западом в целом.
Все изменилось после попытки оранжевой революции в Белоруссии в августе 2020 года. Как говорят эксперты, за прошедшие три года вся структура Союзного государства (частью будущего, а частью — уже настоящего) была в значительной мере пересмотрена. И последний год, прожитый нашими странами под знаком специальной военной операции, немало этому способствовал.
В данной статье мы попробуем разобрать, на какие рубежи вышли отношения России и Белоруссии за прошедший с прошлой памятной даты год.
Оборонный приоритет
Российская спецоперация на Украине очень остро поставила целый ряд вопросов по безопасности Союзного государства (СГ), причем не только со стороны агрессивных действий Украины, но и в плане ускоренной милитаризации Запада. Одним из локомотивов этого процесса является Польша, всегда имевшая особый взгляд на соседние территории Украины и Белоруссии.
В этой связи совершенно неудивительно, что в Белоруссию срочно поставили на боевое дежурство зенитные ракетные комплексы «Тор-М2», причем последняя партия «торов» прибыла в конце декабря 2022 года.
Примерно в то же время Россия передала Белоруссии один комплекс новейшего ЗРК С-400 «Триумф», вставший на боевое дежурство 19 декабря прошлого года — вместе с тактическим ракетным комплексом «Искандер». Правда, пока всего по одной штуке и того, и другого.
Учитывая, что угроза безопасности СГ исходит не только от Украины, вполне естественно, встал вопрос о поставках в Белоруссию и более серьезного оружия, включая ракетное и ядерное. В частности, к концу 2022 года президент Белоруссии Александр Лукашенко отметил, что в вооруженных силах уже готовятся экипажи для самолетов, которые могут нести «специфические» боеприпасы.
«Должен вам сообщить, что мы подготовили самолеты. Оказалось, что у нас с советских времен такие самолеты есть. Мы их тестировали с Российской Федерацией и сейчас вместе готовим экипажи, способные управлять этими самолетами, несущими специфические боеприпасы», — заявил президент республики.
Более того, к 1 июля 2023 года на территории Белоруссии планируется выстроить первое хранилище ядерного оружия. Опыт США в сфере «хранения» ядерного арсенала в других странах нам не грех и перенять. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.
«Мы оставляли и по-прежнему оставляем за собой право предпринимать необходимые дополнительные шаги по обеспечению безопасности России и ее союзников», — прокомментировала представитель МИД РФ Мария Захарова реакцию западных стран на сообщения о передаче (на хранение) в Белоруссию тактического ядерного оружия РФ.
Естественно, далеко не все вопросы обороны решаются поставками вооружений. Дополнительное внимание также уделяется вопросам координации войск СГ, а также безопасности границ. Госсекретарь СГ Дмитрий Мезенцев заявил в феврале, что из четырех новых программ СГ три будут посвящены обороне.
«Одна из них посвящена поддержке взаимодействия пограничных служб двух наших государств. Две другие будут поддерживать развитие инфраструктуры объединенной группировки войск Союзного государства на территории Белоруссии», — заявил чиновник.
Он подчеркнул, что четвертая программа по изучению мембранных белков в клетках — «сугубо гражданская», однако добавил, что ее развитие важно с точки зрения борьбы с распространением инфекций. То есть все четыре новые программы СГ оказываются так или иначе, но направленными на оборону.
Оборонное сотрудничество внутри СГ уже выходит за рамки чисто военного измерения, захватывая и «гражданские» сектора, включая медицину и даже вопросы патриотического воспитания. Да, наличие общей угрозы, безусловно, сближает, но все же хотелось бы, чтобы подобные проблемы решались в не столь авральном режиме.
Экономический потенциал
Экономическое сотрудничество России и Белоруссии после начала СВО, как и следовало ожидать на фоне широчайших санкций против наших стран, значительно выросло. По итогам 2022 года товарооборот между странами перевалил за $50 млрд (3,85 трлн руб.), увеличившись за год на 25%.
При этом в 2022 году сальдо торгового баланса впервые за долгое время оказалось положительным для Белоруссии (экспорт в РФ превзошел объем импорта из РФ). Здесь сказалось то, что после начала спецоперации экспорт из Белоруссии на Украину, составлявший 17% белорусского экспорта, был практически полностью переориентирован на Россию.
В настоящее время в рамках СГ реализуется более 300 соглашений. С российской стороны в Белоруссию поставляются энергоносители, полезные ископаемые, металлы и изделия из металла, а также машины и оборудование, транспортные средства и продукция химпрома. В свою очередь из Белоруссии поставляют нам машины, оборудование и транспортные средства, продукты питания и сельхозсырье, а также одежду, обувь и другие продукты легкой промышленности.
Несмотря на возросший объем сотрудничества, российские инвестиции в белорусскую экономику по итогам 2022 года выросли незначительно — менее, чем на $250 млн (19,5 млрд руб.): $3,93 млрд (305 млрд руб.) против $3,7 млрд (285 млрд руб.) в 2021 году. В свою очередь белорусские компании вложили в экономику РФ значительно больше — чуть менее $6 млрд (465 млрд руб.).
Эксперты отмечают, что крупнейшим инвестиционным проектом РФ в Белоруссии является строительство Белорусской АЭС, договор на которое был подписан более 10 лет назад, в 2012 году. Согласно проекту АЭС будет включать два энергоблока ВВЭР-1200, по 1200 МВт каждый.
Строительство первого блока и его вывод на проектную мощность уже был осуществлен в начале 2021 года, тогда как ввод в эксплуатацию второго энергоблока ожидается уже в ближайшие месяцы.
Всего в рамках интеграции России и Белоруссии в единое СГ ранее было подготовлено и подписано 28 союзных программ, включающих в себя приведение в соответствие различных отраслей народного хозяйства, экономической и социальной жизни в наших странах. Как отметил 27 марта премьер-министр РФ Михаил Мишустин, программы интеграции России и Белоруссии уже выполнены на две трети от запланированного объема, хотя процесс единения пока все же отстает от графика.
«Несмотря на беспрецедентное санкционное давление извне, мы… успешно реализуем программы, направленные на упрочение финансово-экономического и научно-технологического суверенитета», — заявил президент России Владимир Путин в поздравлении Александру Лукашенко по случаю очередной годовщины Дня единства.
Важно отметить, что несмотря на сильную зависимость от российских энергоносителей и сырья, экономика Белоруссии в постсоветский период смогла сохранить значительную часть своего промышленного потенциала в отраслях высокого передела, включая производство специальных материалов, тяжелое машиностроение и электронную промышленность.
Положительный внешнеторговый баланс Белоруссии по отношению к России по итогам 2022 года, пожалуй, является лучшим доказательством того, что Белоруссии есть, что предложить для российской экономики. А это значит, что наше экономическое сотрудничество носит именно взаимовыгодный характер.
России явно есть, куда развивать инвестиции в белорусскую экономику, рассматривая ее не как ресурс для поглощения, а как потенциал для решения наших общих задач. Кстати говоря, по мнению ряда экспертов, именно перспектива поглощения белорусских предприятий была серьезным сдерживающим фактором в процессе экономической интеграции наших стран.
Больше, чем экономика
Несмотря на восходящий экономический тренд в отношениях России и Белоруссии, нельзя не признать, что он отходит на второй план на фоне более масштабного процесса. Имя этому процессу — реинтеграция, воссоединение братских народов.
Так или иначе, но и Россия, и Белоруссия уже «убедились» в «надежности» западного пути. В этой связи необходимость сближения, существования в плотном взаимодействии, ощущается очень остро. Не в последнюю очередь — чтобы уберечь общие для нас традиционные ценности и нормы жизни. Те нормы, которые становятся все более и более несовместимыми с новыми «западными стандартами», и где экономика оказывается всего лишь следствием.
«Время доказало прочность и неразрывность белорусско-российской дружбы, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения, доверия и поддержки, исторической общности и приверженности одним и тем же духовно-нравственным ценностям», — заявил белорусский лидер в поздравительной телеграмме президенту Путину по случаю Дня единения.
Важно, что оба лидера наших стран признали исключительную важность опыта подобной интеграции, который на постсоветском пространстве является безусловно пионерским.
Лукашенко заявил об этом опыте как о «локомотиве интеграционных процессов на постсоветском пространстве», тогда как Путин расширил его до всей Евразии.
Он также подчеркнул, что, по его мнению, на территории СГ уже созданы все условия для равенства граждан России и Белоруссии по доступу к медицине и образованию, соцобеспечению, а также при выборе места жительства и работы.
«Благодаря нашим общим усилиям Союзное государство является локомотивом интеграционных процессов на евразийском пространстве», — заявил российский лидер.
И конечно же, особое значение в этой связи приобретают уникальные черты русского мира, который с незапамятных времен предлагал всем, входящим в семью народов империи, особые условия сосуществования — без притеснения и ущемления национальных особенностей, и при этом со всеми возможностями для развития.
«Для тех, кто обеспокоен темой „русского мира“ и кто дрожит от упоминания „русский“, скажу просто: русское — это не только российское, это и наше», — заявил в одном из недавних выступлений Александр Лукашенко.
Что же, по-видимому действительно настала пора вспомнить нам, жителям постсоветского пространства, что «русское — это наше». И тогда, быть может, мир снова увидит новое «русское чудо», которое станет для него надеждой на будущее.