Отмена домашних заданий прекрасно вписывается в логику нынешних тенденций по уничтожению образования в стране

Зачем отменять домашние задания, или Еще один гвоздь...

Изображение: Ольга Скопина © ИА Красная Весна
Школа
Школа

Об отмене домашних заданий для школьников говорят уже давно. И белгородский губернатор, который назвал их 29 октября «плохой многолетней привычкой», был не первым и не последним. На следующий день его поддержала член фракции «Единая Россия» Алена Аршинова. А уже 1 ноября зампред парламентского комитета по образованию и науке Борис Чернышов направил в Министерство просвещения письмо с предложением отменить домашние задания в российских школах. Кстати, он же поддержал идею Грефа об отмене экзаменов. Но об экзаменах в другой раз.

Идея о том, что бедные школьники перегружены и им надо дать больше времени на что-то иное, отличное от обучения, высказывается уже давно. И в рамках этой же идеи идет и тенденция на отмену домашних заданий.

Между тем, чтобы понять, нужны ли домашние задания, нужно решить для себя — для чего мы учим детей и что мы хотим в итоге получить. Если задача школы — развлечь подростка и дать ему какой-то минимум, чтобы он хотя бы в магазине мог рассчитаться на кассе и писал без вопиющих ошибок, то это один подход.

Но если мы хотим дать ученику серьезный багаж знаний, то тут роль домашних заданий становится вполне понятной.

Старинная латинская пословица звучит так: Repetitio est mater studiorum, что в переводе на русский означает известное всем выражение «Повторение — мать учения».

Любое полученное знание необходимо закрепить, выработать навыки. Так работает наша память, так работает обучение. Домашние задания — это и есть то самое вырабатывание навыков, когда полученную в школе тему применяют для решения тех или иных упражнений. И отнюдь не только в математике или других точных науках. Многочисленные примеры в русском языке на применение тех или иных правил ничуть не менее важны, чем решение задачек и примеров в математике. Всё это ведет к закреплению материала.

Эти же действия приведут к переводу знаний из кратковременной памяти в долговременную. Так устроена наша память — и с этим сталкивался любой — если нечто кажется понятным, но полученные знания не попытаться в кратчайшие сроки применить, то потом с удивлением обнаруживаешь, что то, что казалось понятным, никак не удается использовать на практике. Ускользают какие-то мелочи и не только, которые не позволяют справиться со стоящей задачей.

Также домашние задания развивают у ученика самостоятельность. Конечно, в том случае, если он их выполняет сам, а не за него делают их родители. Родители, безусловно, могут и должны участвовать в обучении своего ребенка. Но не выполняя за него задания (что приводится как аргумент сторонниками отмены домашних заданий), а помогая ему, объясняя ход выполнения. И в перспективе — всё реже, чтобы ребенок полностью обходился без помощи и у него формировалась эта самая самостоятельность.

Не буду подробно расписывать такие факторы, как развитие самоорганизации, ответственности, усидчивости и характера. Всё это также связано с необходимостью самостоятельно выполнять задания дома.

И еще один уже практический пример. В 1917 году большевики, пытаясь разрушить старый строй и строить новый в том числе и в образовании, отменили домашние задания. Но, получив резкое снижение уровня образованности школьников и студентов и проанализировав причины, ввели обратно в школы многое из отмененного, в том числе и домашние задания.

Так что отмена домашних заданий прекрасно вписывается в логику нынешних тенденций по уничтожению образования в стране. Такая отмена будет еще одним гвоздем в крышку гроба российского образования.