Простым людям не нужна какая-то глобальная континентальная политика. Они хотят общаться со своими родственниками

Что думают татары Крыма спустя 6 лет после возвращения в Россию? Интервью

Карл Брюллов. Бахчисарайский фонтан (фрагмент). 1849
Карл Брюллов. Бахчисарайский фонтан (фрагмент). 1849

4 июля украинские СМИ сообщили, что министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу отказался признать российский статус Крыма, заявив, что Турция поддерживает территориальную целостность Украины и не признает «незаконную аннексию Крыма». Это заявление было сделано на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Украины Дмитрием Кулебой во время его рабочего визита в Турцию.

Известно, что в Турции находится самая большая диаспора крымских татар. Поэтому многие политологи небезосновательно считают, что у Турции есть возможность влияния на тюркский мир, к которому относится и крымско-татарская народность.

О том, как живут крымские татары в Крыму после воссоединения Крыма с Россией, с какими трудностями столкнулся народ, а также как решается проблема национального языка в Крыму и как влияет большая политика на отношения между татарами Крыма и диаспорами в других странах, рассказал корреспонденту ИА Красная Весна председатель Российской общественной организации «Объединение крымских татар Севастопольского региона "АК-ЯР"» Энвер Мамутдинов.

ИА Красная Весна: Как в целом крымские татары живут в Крыму после присоединения к России? Какие есть сложности, проблемы?

— Сложности касаются в основном последователей так называемой партии «Хизб ут-Тахрир» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). При Украине их никак не ограничивали, то есть это была не разрешенная, но точно и не запрещенная организация. Поэтому последователей у них было достаточно много. Они всегда выступали против официального Духовного управления. Мягко говоря, они не ладили.

В России эта организация признана экстремистской, потому что она в основу своей идеологии ставит строительство так называемого халифата. Основные сложности у них. Последователей этой организации периодически задерживают и так далее.

Крымские татары живут потихоньку, каждый занимается своим делом. То есть обычные люди, которые не входят в экстремистские организации — они вообще никаких трудностей не испытывают. Люди живут, обустраиваются и развиваются.

ИА Красная Весна: Если говорить прямо, то жизнь после воссоединения Крыма с Россией для крымских татар стала лучше?

— Ну из плюсов, если честно говорить, если объективно относиться... Я могу сказать за Севастополь. В Крыму есть какие-то свои особенности. Но за Севастополь могу сказать, что, конечно, за последние 3-4 года в местах проживания именно крымских татар реально сделано много. Это надо честно признать. Потому что делают дороги, газификацию домов, электрификацию, детские спортивные площадки. Реально сделано немало, и это продолжает делаться.

То есть за четыре года сделано столько, сколько не делали за последние 20 лет.

Нельзя сказать, что везде все сделали, что обещали. Но, по крайней мере, результат есть налицо. И не признавать это несправедливо и нечестно. То, что сделано очень много — это реальность. И тут надо быть благодарным.

ИА Красная Весна: Как обстоит дело с изучением крымско-татарского языка?

— Долго была сложность с изучением крымско-татарского языка. Как только пришли нормальные специалисты в департамент образования — вопрос языка тоже начал решаться.

Теперь везде, где родители пишут заявления, предоставляется возможность для изучения языка. То есть создаются классы по изучению крымско-татарского языка.

Даже когда были проблемы с учителями, нам в департаменте образования сказали: «Ваше дело, чтобы дети хотели учить язык родной и чтобы вы написали заявление, а остальные проблемы — наши. То есть учителей — обучим, учебники — дозакажем. Все необходимые условия для обучения будут созданы».

То есть за два года ситуация в изучении крымско-татарского языка существенно изменилась в положительную сторону.

ИА Красная ВеснаКрымско-татарский народ разделен между Россией и Турцией, есть крупные диаспоры в других странах. И политики на этом разделении играют. Эта игра политиков как-то сказывается на родственных связях, отношениях между крымскими татарами двух стран?

— Мы долго в этот вопрос не погружались, потому что достаточной поддержки на местном уровне не было. Но опять-таки в последние два года есть существенные подвижки в этом направлении. Главное, чтобы наши люди, которые живут в других странах, сами сделали выводы о том, как мы живем.

Больше всего нам не хватает реального, нормального и простого человеческого общения между людьми.

Простым людям не нужна какая-то глобальная континентальная политика, потому что они хотят общаться со своими родственниками, которые есть за границей, и развивать эти отношения.

Я в Турции в последний раз был в 2013 году. Они сами хотят приезжать и напрямую взаимодействовать с людьми, потому что в украинский период тоже было много сложностей. Они говорят: «Мы выделяли родственную помощь для соотечественников в Крыму, но она до людей не доходила, а если доходила, то не вся». Мы такого непонятного взаимодействия не хотим. Нам нужны открытые и понятные условия и их надо создавать.

Если они хотят нам помогать реально, например, построить мечеть, то мы всегда готовы и открыты к общению. Пусть приезжают и сами сделают все выводы.

Понимаете, народ вернулся на Родину, народ живет на Родине. И поэтому надо слушать мнение народа, а не каких-то двух-трех лиц, которые якобы представляют народ, а сами они его мнения по факту не знают, потому они с ним не общаются, не знают, чем он живет.