История борьбы Лемешева за возможность вернуться на оперную сцену похожа на историю летчика Алексея Маресьева, которому после тяжелого ранения ампутировали обе ноги

Певец Сергей Лемешев. История невоенного героизма

Сергей Лемешев
Сергей Лемешев
Сергей Лемешев

10 июля исполнилось 118 лет со дня рождения советского оперного певца Сергея Яковлевича Лемешева. Человек разносторонне развитый, интересующийся всем, от филателии до игры на мандолине, на первый взгляд, был счастливым человеком, кумиром, легендарным исполнителем партии Ленского в опере «Евгений Онегин».

Однако на его жизненный путь пришлись еще и две мировые войны и страшная инвалидность в 1942 году, казалось бы, несовместимая с пением. Что позволило Лемешеву после пневматоракса не сдаться, что дало ему силу бороться за свое оперное призвание и победить?

Биография Сергея Лемешева, как любимейшего народом оперного певца, на первый взгляд, была довольно проста и понятна для своего времени.

Будущий певец родился 10 июля 1902 года в деревне Старое Князево Тверской губернии, ныне Тверской области. Родом он был из бедной крестьянской семьи. С 8–9 лет Сергей помогал матери и братьям, нанимаясь молотить хлеб или сторожить лошадей.

Петь он любил с самого детства. Для этого он уходил один гулять по лесу, так как в деревне при взрослых детям петь не полагалось. Маленький Сергей любил петь грустные песни об одиночестве и неразделенной любви. Как позже вспоминал певец, не всё из этих песен ему было понятно, но всё же во время пения его охватывало «горькое чувство, вероятно, под впечатлением выразительной красоты печального напева».

Уже в детстве Лемешев не плыл по течению — он стремился воплотить в жизнь свою мечту петь. Однажды из деревни он прошел 40 верст в Тверь, чтобы выступить в центральном клубе самодеятельности. И выступил в первый же день пребывания в городе.

В 12 лет Сережу отправили в город учиться сапожному ремеслу, однако там его застала начавшаяся вскоре Первая мировая война, и он был вынужден вернуться в деревню.

После Октябрьской революции большевики создали в деревне художественно-ремесленную школу для сельской молодежи. Ее руководителем был инженер-строитель Николай Квашнин — страстный театрал и любитель музыки. В этой-то школе Сергей и обучился нотной грамоте и пению, а также выучил свою первую и впоследствии самую знаменитую оперную арию — арию Ленского из «Евгения Онегина»!

Предлагаем вам послушать эту знаменитую арию в исполнении Сергея Лемешева в записи 1937 года.


Ария Ленского в исполнении Сергея Лемешева 1937 года

Во время обучения на Тверских образцовых курсах комсостава РККА Лемешев получил направление на учебу в Московскую консерваторию. После поступления его взял в свой класс профессор Назарий Райский, известный вокальный педагог и друг композитора Сергея Танеева.

Был в его жизни и период, когда будущий оперный певец учился актерскому мастерству у Константина Сергеевича Станиславского. В 1924 году Лемешева приняли в оперную студию, созданную Станиславским, где он «под непосредственным руководством великого мастера русской сцены» стал изучать роль Ленского.

«Конечно, всю пушкинскую характеристику Ленского, как, впрочем, и весь роман, я знал наизусть и, мысленно твердя его, непрестанно вызывал в своем представлении, в своих чувствах ощущение образа юного поэта», — вспоминал Сергей Яковлевич.

С 1931 года Лемешев стал солистом Большого театра и затем на протяжении 25 лет спел на его сцене 39 оперных партий. Свою главную роль — Ленского — он исполнил более 500 раз.

Большую популярность ему принесла роль Пети Говоркова в фильме «Музыкальная история» 1940 года. Музыкальная комедия с простым сюжетом получилась очень лиричной и искренней, причем во многом благодаря органичности самого Лемешева, впервые снимавшегося в кино.

В фильме он исполнил как отрывки из арий русских опер, так и популярные народные песни «Ах ты, душечка», «Вдоль по улице метелица метет». Зрители и критики отметили особую сердечность и по-настоящему национальный размах пения Лемешевым русских народных песен.

Во время Великой Отечественной Войны певец вместе с еще несколькими артистами Большого театра отказался уезжать в эвакуацию в Куйбышев, но начал ездить с фронтовыми бригадами Большого театра на передовую, выступать в краткие минуты между боями перед бойцами. Выступления Лемешева всегда встречались солдатами с особой теплотой.

Как-то раз во время исполнения сцены дуэли Ленского с Онегиным трижды прозвучал сигнал тревоги. Первые два раза зрители дисциплинированно покидали зал, а на третий раз расхохотались и остались — «сложилось впечатление, что фашисты специально стараются сорвать представление».

Война прошлась и по Лемешеву — из-за выступлений в холодных необорудованных залах или просто на открытом воздухе певец заболел воспалением легких, а позже у него развился туберкулез. Это тяжелое заболевание, которое тогда не умели хорошо лечить, привело к тому, что врачам пришлось «отключить» правое легкое певца, запретив ему в дальнейшем петь.

Но перестать петь Лемешев не мог, это было для него хуже смерти. Сергей Яковлевич не сдался — он стал разрабатывать оставшееся легкое. И добился того, что снова начал петь! И не просто напевать в рамках домашнего музицирования, а всерьез, по-настоящему выступать на сцене Большого театра. Сначала это были один-два спектакля в месяц, но уже к 1948 году он полноценно вернулся на сцену.

С 1951 по 1961 и с 1969 по 1971 годы Лемешев преподавал в Московской консерватории.

После его смерти 26 июня 1977 года и по сей день в его родной деревне Князево каждый год проводится музыкальный фестиваль в его честь.

Люди такой силы и целеустремленности — это люди особого советского военного поколения. Такие люди становились легендой. Глядя на них из ХХI века, мы представляем их почти титанами, побеждающими смерть.

История борьбы Лемешева за возможность вернуться на оперную сцену похожа на историю летчика Алексея Маресьева, которому после тяжелого ранения ампутировали обе ноги (кстати, в том же 1942 году). После такого никто другой уже не помышлял бы о небе — разве может военный летчик совершать вылеты без ног?

А Маресьев смог. Он не только научился жить с грубыми и тяжелыми протезами, но и вернулся на фронт, продолжал летать и бить врага. И таких историй было много.

Это особый героизм — героизм не рывка, не одномоментного самопожертвования, а многолетнего преодоления себя, собственной немощи, слабости, боли.

И, казалось бы, мягкий, почти хрупкий Лемешев обладал этим героизмом, этой особой внутренней силой в полной мере.

Уникальный певческий дар Сергея Лемешева, возможно, во многом является результатом этой мощной воли и человеческого мужества. Не об этом ли говорил, вспоминая Лемешева, дирижер Большого театра Борис Хайкин: «Его глубокое искусство, драгоценный сплав голоса и высокого мастерства, результат большой и упорной работы, — всё это несет печать мудрой простоты и непосредственности, проникая вам в сердце, задевая сокровеннейшие струны».

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER