От развития событий в Грузии будет зависеть гораздо больше, чем судьба страны

Протесты в Грузии: переход к новому этапу «майдана»?

Анатолий Соколов. Заговорщики
Анатолий Соколов. Заговорщики

Кажется, что накал событий в Грузии спадает. Что это означает? У протестующих, требующих смены власти, и у тех, кто организовал «майдан» в Грузии заканчиваются силы и средства? Или это затишье перед новым взрывом?

Протесты начались еще в октябре, когда на парламентских выборах победила правящая партия «Грузинская мечта». Оппозиционные прозападные силы обвинили власти в фальсификациях при голосовании и не признали его итогов. Протесты быстро остыли, но новую «подпитку» они получили, когда правительство в конце ноября объявило о приостановке диалога о вступлении страны в Евросоюз.

После этого протестующие снова стали выходить по вечерам к зданию парламента в Тбилиси, причем начали активно нападать на полицию: бросать в них камни и пиротехнику. Пострадали десятки правоохранителей. И власти не стали спокойно наблюдать за этим и предприняли ответные шаги.

Что произошло за последнюю неделю

Полиция провела несколько рейдов по офисам оппозиционных партий и крупных неправительственных организаций. По данным МВД Грузии, были изъяты пиротехника, коктейли Молотова, каски, пневматическое оружие, краска, различные растворы и электрооборудование. Были задержаны некоторые лидеры оппозиции. Также в стране запретили продавать фейерверки, которые митингующие активно использовали против полиции.

После этого ночью 4 и 5 декабря (основные протесты в Тбилиси проходят ночью) накал протестов резко упал. Не считая единичных эксцессов, акции стали действительно мирными, как до этого заявляли лидеры оппозиции. Протестующие уже не атаковали полицию и гораздо раньше расходились. Силовики не оттесняли активистов из центра Тбилиси, не поливали их из водометов и не применяли слезоточивый газ.

Однако, когда премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отметил, что протесты стали более мирными, один из лидеров оппозиционного блока «Коалиция за перемены» Элене Хоштария пообещала, что на акциях протеста еще будут и фейерверки, и лазеры (используются для ослепления сотрудников полиции). Выступая 6 декабря она подчеркнула, что это нужно для мирных акций.

Бывший лидер неправительственной организации «Институт свободы» и основательница движения времен «революции роз» «Кмара» Тея Тутберидзе прямо заявила, что протесты в Тбилиси не должны быть мирными, так как власти страны якобы нарушили Конституцию. Она подчеркнула, что руководство страны не откажется от своих целей, если активисты будут «играть цветными шариками».

В ночь на 7 декабря протестующие вновь активизировались и начали обстреливать полицию из фейерверков. Один из правоохранителей получил ранение. После этого силовики зажали активистов с двух сторон улицы и начали массовые задержания. Оппозиционные Telegram-канал пожаловались на то, что хватали всех подряд, даже тех, кто оказался рядом случайно. Трудно понять, как ночью можно случайно оказаться в толпе протестующих, но многое говорит о том, что действия полиции были жестче, чем до этого.

«Блицкриг» провалился, но…

На российских интернет-ресурсах начали рапортовать о провале «майдана» в Грузии, но пока можно с уверенностью сказать только, что «блицкрига» в ходе протестов не получилось. Такое развитие событий было ожидаемым, все-таки «Грузинскую мечту» и ее основателя, богатейшего в стране бизнесмена Бидзину Иванишвили нельзя назвать «коллективным Януковичем». Это весьма сплоченная команда, которая, судя по заявлениям ее представителей, довольно сильно (хотя и не до конца) разочаровалась в Западе.

Также нужно учитывать, что грузинское правительство учитывает опыт Украины, испытавшей на себе все последствия госпереворота, который произошел в 2014 году. Кобахидзе еще в июне пообещал, что не допустит «украинизации» страны. Но есть и другие факторы, от которых зависит дальнейшее развитие ситуации.

Если сравнивать то, что происходит сейчас в Тбилиси, с событиями конца 2013 года — начала 2014 года, то есть схожие черты. Например, на Украине протесты начались после решения руководства страны отложить подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом, а в Грузии спусковым крючком стала заморозка переговоров о вступлении страны в ЕС. В обоих случаях протестующие обвинили власти в отказе от вхождения в Европу.

Также не стоит забывать, что евромайдан на Украине к декабрю 2013 года начал затухать, количество протестующих в Киеве сокращалось, пока не произошел жесткий разгон остатков активистов перед телекамерами. После этого и появился тот самый лозунг: «Они же дети», который и придал новый импульс «майдану».

Причем тут дети?

В этом свете бросается в глаза то, что на протесты в Тбилиси стараются привлечь детей. В аккаунте соцсети Х президента Грузии Саломе Зурабишвили еще 2 декабря появился призыв к школам «выразить свою солидарность с протестами». При этом он был написан на английском языке.

Патриархия Грузинской православной церкви (ГПЦ) назвала это заявление тревожным и призвала президента беречь психику будущего поколения. После этого Зурабишвили заявила в интервью, что невозможно представить, как она призывает детей выходить на протесты. Она также отметила, что не обращается к грузинам на английском языке, но не объяснила, как появилось провокационное послание.

Эту странную историю с призывом школьников на протесты можно было бы сбросить со счетов. Но тут ЮНИСЕФ заявил о праве детей участвовать в акциях протеста. Организация напомнила, что Грузия подписала Конвенцию о правах ребенка, то есть признала права несовершеннолетних на свободу выражения мнений и свободу мирных собраний. Насколько протесты в Грузии являются «мирными», мы уже обсудили.

Разговоры о будущей жертве

На этом фоне начались разговоры, что для придания нового импульса протестам нужна жертва, то есть кто-то должен погибнуть так, чтобы это можно было списать на силовиков.

Проправительственный телеканал Imedi еще 3 декабря опубликовал видео, которое, как утверждается, снято на протестной акции. Несколько человек в закрывающих лица масках говорят о том, что раскачать общество не получится, пока кого-то не убьют, при этом не исключают гибель ребенка.

«Остались две детали: выбор жертв и постановка драматургии, адаптированной к государству-убийце. Впереди нас ждет Брюссель», — слышно, как говорят участники беседы.

Депутат от «Грузинской мечты» Созар Субари 7 декабря заявил, что в оппозиции говорят о необходимости жертв, иначе не получится вывести много людей на улицы. Он напомнил, что такой сценарий уже был в Киеве в 2014 году.

Вполне возможно, что запись, показанная Imedi, является постановочной. Не похоже, чтобы эту группу снимали скрытой камерой, но они не замечают оператора. И сама манера разговора слишком литературная, сомнительно, что так будут говорить на улице даже те, у кого высшее образование. Но это, тем не менее, говорит о том, что в текущих условиях властям не нужны эксцессы, которые взорвут ситуацию, и предпринимаются попытки «подстелить соломку» на случай гибели кого-то из протестующих.

На что надеется «Грузинская мечта»?

Правящая партия, судя по всему, рассчитывает продержаться до инаугурации избранного президента США Дональда Трампа. Власти Грузии полагают, что Трамп свернет поддержку протестов в Грузии. Исполнительный секретарь партии Мамука Мдинарадзе так и заявил, что пока американский посол «виляет хвостом» перед действующей администрацией США, но скоро все изменится.

«Инаугурация [Трампа] состоится, благо времени осталось не так много и отношения постепенно наладятся», — сказал он.

Насколько такие упования обоснованы? С одной стороны, Трамп выступает за то, чтобы США меньше вмешивались во внутренние дела других стран. Но с другой стороны, его беспокоит усиление Китая. А «Грузинская мечта» именно с Китаем активно развивает сотрудничество. Тбилиси и Пекин в июле 2023 года заявили, что вышли на уровень стратегического партнерства.

Сам Трамп пока не комментировал события в Грузии, но конгрессмен-республиканец, глава Хельсинкской комиссии США Джо Уилсон заявил, что избранный президент встанет на сторону грузинского народа, а не «режима, который сфальсифицировал выборы». В общем вопрос о том, какое решение примет Трамп, остается открытым.

При этом, если «Грузинская мечта» надеется на вступление Трампа в должность, то организаторы майданного сценария вполне могут учитывать возможную смену внешнеполитического курса США и постараться устроить госпереворот раньше.

Новое обострение началось

«Коалиция за перемены» заявила, что 7 декабря десятки мужчин в масках ворвались в офис политического блока и избили двух его членов. Также неизвестные в масках напали на съемочную группу канала Pirveli и избили двух человек. Оппозиция, конечно, обвинила в этом «Грузинскую мечту».

Исполнительный секретарь партии Мамука Мдинарадзе заявил, что правящая партия и силовые структуры не имеют отношения к нападениям. Он назвал эти инциденты провокацией, направленной на то, чтобы разогреть начавшие остывать протесты. При этом политик не исключил, что местные жители нападают на активистов, устраивающих антисанитарию в местах своего пребывания. Он призвал «не лить воду на мельницу врага».

Между тем фотографии избитых журналистов уже «водрузили на флаг» протестов. Оппозиция используют любую возможность для демонизации правящей партии. Но для успеха «цветных революций» мало активных протестов, нужна еще поддержка со стороны внешних сил.

Внешнее давление

В США вспомнили про главу пойманного на хищении 5,4 млрд рублей из российского бюджета фонда Hermitage Capital Management Уильяма Браудера. Он был одним из инициаторов создания в 2010 году так называемого «списка Магнитского», в который вносят тех, против кого вводят персональные санкции при обвинении в коррупции. Теперь этот инструмент решили использовать против руководства Грузии.

Комитет сената США 5 декабря провел слушания по реализации «Глобального закона Магнитского» в том числе в отношении Грузии. Браудер и старший директор международной некоммерческой правозащитной организации Human Rights First Адам Кит выступили свидетелями.

Участники встречи обвинили власти Грузии в жестоком подавлении протестных демонстраций. Они также заявили, что Иванишвили разбогател при сотрудничестве с российскими «крайне коррумпированными» компаниями. Сенатор Бен Кардин выразил надежду, что санкции «помогут поставить Грузию на правильный путь». Пока этот вопрос только обсуждают.

Началось обсуждение и отмены безвизового режима Евросоюза с Грузией. Нидерланды официально подняли этот вопрос 5 декабря. Мдинарадзе назвал этот шаг попыткой до предела накалить ситуацию в Грузии до прихода Трампа к власти. При этом он считает, что для отмены безвизового режима нет оснований, и не существует подобных правовых прецедентов.

Промежуточные итоги

Таким образом, на повестке о развитии ситуации в Грузии видны три основных вопроса. Один связан с тем, будет ли среди протестующих жертва. Второй касается отмены безвизового режима. Третий вопрос связан с давлением Запада на власти республики, получится ли расколоть правящую партию или заставить пойти на уступки оппозиции.

Пока видно, что «Грузинская мечта» намерена вести борьбу. В партии понимают, что на кону стоит не только удержание власти, но и возможная будущая катастрофа для Грузии. Иванишвили еще в октябре рассказал, что некий западный чиновник пытался убедить власти республики начать войну с Россией. На замечание, что грузинская армия в этом случае продержится только несколько дней, иностранный переговорщик предложил после этого уходить в партизаны.

Втягивание России в новый конфликт явно соблазнительно для Запада, так как уже все признают то, что Украина неспособна противостоять наступлению российских войск в ходе спецоперации. Наши враги явно ищут страну, которая «возьмет подряд» на войну с РФ, поэтому от развития событий в Грузии будет зависеть гораздо больше, чем судьба этой страны.