От чьего имени певица Манижа спела на Евровидении?
Выбор песни, представленной на конкурсе «Евровидение» от России, привлек небывалое внимание общества. При этом на певицу обрушился негативный вал комментариев в социальных сетях. Что так возмутило наш народ?
Есть большая разница: что-то заявить от своего имени на своем концерте, или от имени целой страны на международной арене. Отсюда возникает вопрос: может ли артист, выдвинутый от России на «Евровидение», представлять в песне свои политические и идеологические воззрения на международной сцене. Особенно если представляемые идеи идут вразрез с культурными представлениями, принятыми в стране.
Эта дилемма и привела к небывалой дискуссии относительно выбранной песни не только со стороны общественных деятелей, но и обычных граждан.
Подобные заявления со сцены от имени народа России многих возмутили, потому что Манижа приписала большинству взгляды весьма специфического меньшинства.
История выбора песни Russian Woman
Национальный отбор на конкурс «Евровидение» в России проводился 8 марта 2021 года в прямом эфире телеканала «Первый канал». В предыдущие несколько лет участники европейского конкурса от России были объявлены общественности в эфире телеканалов «РТР» (2019 год) и «Первый канал» (2020 год), при этом их кандидатуры выбирались без учета мнения граждан страны.
В этом году зрителям эфира было предложено познакомиться с тремя песнями: Bitter Words в исполнении дуэта «2Маши», Future Is Bright группы Therr Maitz и Russian Woman Манижи — и с помощью голосования выбрать следующего представителя России. Победила последняя с результатом 39,7%.
С этого момента певица привлекла к себе всеобщее внимание. Кто такая Манижа?
Манижа Далеровна Сангин — 30-летняя певица таджикского происхождения, общественный деятель в области борьбы с домашним насилием. Также она поддерживает инициативы ЛГБТ-сообществ, выступает за идеи бодипозитива. Ее общественная деятельность касается благотворительной помощи нуждающимся детям. С декабря 2020 года Манижа является первым российским послом доброй воли Агентства ООН по делам беженцев.
Реакция на песню Манижи — два полюса
Реакция в обществе на выбор исполнителя на конкурс была у кого-то положительной, у кого-то — отрицательной. Отношение к выбранной ею песне Russian Woman («Русская женщина») также разнилось.
В Cети началась дискуссия. Одни утверждали, что песня высмеивает образ русской женщины и является надругательством над самой культурой и менталитетом русского народа и его традициями. Другие, наоборот, увидели в песне поддержку по отношению к женщинам России и призыв к признанию своей силы, а также попытку поднять проблему второстепенной роли женщины в обществе России.
Из общественных деятелей певицу поддержала депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Оксана Пушкина, известная продвижением законопроекта о домашнем насилии, в котором предлагается наказывать, в том числе, за «психологическое насилие» среди членов семьи и налагать на «угрожающего и угнетающего» члена семьи запрет на приближение к своей «жертве».
«Совершенно недопустимо нападать и критиковать за „антироссийские“ ценности исполнительницу, которая поет: „Каждая русская женщина должна знать: ты достаточно сильна, чтобы проломить любую стену“», — заявила Пушкина в одном из интервью газете «Метро».
«Песня говорит о том, что наши женщины <…> еще более феминистичные, чем предписывает современная этика. Основная идея песни в том, что в России не особо обсуждаются идеи феминизма, не хватает всяких организаций, которые защищают интересы женщин и решают их проблемы», — приводит это же издание позицию по данному вопросу психолога Алексея Рощина.
Против такого выбора представляющей Россию песни выступила часть российской эстрады. К примеру, экс-руководитель имеющего большую популярность в 80-х годах прошлого века коллектива «Ласковый май» Андрей Разин выразил недоумение по поводу того, как такая песня могла быть выдвинута «на конкурс в такое тяжелое время, когда и так все ополчились против России».
Представленный номер Манижи не нашел понимания и среди многих чиновников России. Сенатор Елена Афанасьева указала на то, что «песня не отражает суть русского человека, и поэтому давать ей название „Русская женщина“ — хулиганство, какая-то недалекость». Спикер Совфеда Валентина Матвиенко поручила запросить у «Первого канала» информацию о том, как проходит процедура по выбору исполнителя от страны на престижный международный конкурс.
Русская Православная Церковь тоже не смогла закрыть глаза на подобный выбор. Заместитель главы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил, что для «Евровидения» не следует выбирать песни, вызывающие возмущение у женщин и унижающие их достоинство.
Незадолго до костюмированной репетиции выступления Манижа всё же изменила текст конкурсной песни. Правда, изменения не касались названия песни, на чем настаивали некоторые чиновники. Слова песни «You’re strong enough to bounce against the wall» («Вы достаточно сильны, чтобы отскакивать от стены») были изменены на «You’re strong enough to break the wall» («Вы достаточно сильны, чтобы сломать стену»). Вот такой ответ на претензии и критику.
Итоги Евровидения-2021
Несмотря на имеющиеся противоречия, Манижа 18 мая 2021 года приняла участие со своей песней в первом полуфинале конкурса. Из него она смогла пройти в финал.
В финале ее выступление было достаточно высоко оценено судейской комиссией «Евровидения». Они дали Маниже восьмое место, присвоив ей 104 балла. По итогам зрительского голосования песня «Русская женщина» получила 100 баллов и в итоге заняла девятое место.
При этом из всех стран максимальный балл выступлению поставил только Азербайджан.
Сама певица после завершения конкурса сообщила, что она гордится собой и что она сделала всё, чтобы песня на русском языке была услышана огромной частью мира. По ее мнению, она смогла показать, что «наша страна — разная, многонациональная, но мы вместе».
Кого на самом деле поддерживает Манижа
Некоторые представители власти признали, что образ русской женщины, создаваемый в творчестве Манижи, резко противоречит традиционному представлению большей части граждан России. При этом форма подачи исполнительницы воспринимается ими как высмеивание и оскорбление русских женщин.
Это подтверждает и возникший общественный резонанс вокруг данной темы. Ведь выбор песен и исполнителей на конкурс «Евровидение» в предыдущие годы удостаивался самых разных оценок, но не вызывал такой волны недовольства.
Госорганы никак не контролируют отбор песен на «Евровидение». Сейчас получается, что можно от имени страны выступать за разрушение традиционных ценностей только потому, что наличие «свободы» не позволяет запретить или как-то иначе повлиять на оскорбительную для страны ситуацию.
Получается, что в сильной позиции оказывается именно певица, а не возмущающиеся чиновники. За Манижей стоит сила, которая уже одобрила ее песню, уже пропустила ее в эфир телевидения на голосование, и Минкультуры бессильно что-то тут изменить.
Одним из представителей этой силы является депутат Госдумы Оксана Пушкина, которая поддержала песню Russian Woman. Оксана Пушкина давно занимается проталкиванием ювенальных инициатив и законов, направленных на разрушение традиционной семьи.
Например, согласно активно продвигаемому Пушкиной закону о семейно-бытовом насилии, предлагается ввести на законодательном уровне понятие «психологическое насилие». При этом в законопроекте, в том числе, предлагается выявлять семейно-бытовое насилие силами экспертных организаций, среди которых будут и иноагенты. И посему есть вероятность, что назначение статуса «насильника» будет осуществляться по западным методичкам, в которых мужчина признается как наибольшая угроза насилия в семье. Тогда обвиняемый на сомнительных основаниях серьезно ущемляется в правах, и ему запрещается не только приближение к жертве, но и общение с ней. Для этого предлагается выписывать охранные ордера.
В Европе подобные законы уже приняты, и некоторые женщины, пользуясь своим правом даже без наличия доказательств обвинить мужчину в насилии, могут серьезно повредить ему в жизни и даже посадить за решетку. Западные феминистки активно продвигают и расширяют подобное законодательство, которое принято давно: в Испании, например, больше 20 лет назад, в Германии — тоже, в США — больше 25 лет.
Кстати, не обязательно жалоба должна поступать от предполагаемой жертвы, вполне достаточно и доноса от соседей. И машина по вмешательству в семью начнет свою работу по отстранению одного из супругов или по привлечению органов опеки для отобрания детей. Фактически одной бездоказательной жалобы достаточно для того, чтобы гражданин был поражен в правах.
Разумеется, такое грубое вмешательство в семью увеличивает недоверие в семье и рушит человеческие основы отношений среди супругов и отношений детей и родителей. Тут есть нечто глубоко созвучное с тем, что поется в песне Манижи про «сильную женщину». Это и отметила Пушкина?
За продвижение и разработку закона «О профилактике семейно-бытового насилия» Пушкиной также активно выступало НКО «АННА» (НКО, выполняющая функции иностранного агента). С 1997 года этот информационно-методический центр финансировался фондом Форда, который перечислил ему свыше $2 млн. Специалистам хорошо известно о прочной связи фонда Форда с американскими спецслужбами.
Напомним, что НКО «АННА» (НКО, выполняющая функции иностранного агента) ведет пропаганду, основанную на ложной статистике по жертвам от домашнего насилия. Так, на своих акциях, вебинарах, страницах в социальных сетях, они настаивают на том, что якобы каждая пятая женщина становится жертвой насилия в семье. Организация отмечала, что ежегодная смертность среди женщин в России только от домашнего насилия достигает 14 тыс. человек.
Эти непонятно чем подкрепленные сведения кочуют по ТВ и Интернету с 1997 года в неизменном виде. И тут же пишут о миллионах пострадавших женщин, о «каждой пятой» и так далее, стараясь шокировать дикими цифрами и небывалой жестокостью отдельных уголовных преступлений, не имеющих зачастую прямого отношения к семейным конфликтам. Всё это говорится, несмотря на то, что по официальной статистике в семейной среде в 2015 году погибло 304 женщины и 756 мужчин, то есть 1060 человек.
Все эти домыслы современного феминизма раскручивались в нашей стране в том числе через антисемейную пиар-кампанию #ЯНеХотелаУмирать. Она началась как флешмоб, где феминистки выкладывали видео в Instagram, на которых они с разрисованными гримом синяками на лице и теле говорили от имени женщин, пострадавших от насилия в семье. Инстаблогерши сетовали, что таким женщинам некому помочь, вводя зрителей в обман, что якобы наше уголовное и административное законодательство не предусматривает наказания за избиение человека независимо от его пола и возраста.
То есть ведется наглая и лживая пропаганда сторонников закона «О профилактике семейно-бытового насилия». В случае, когда люди, ее продвигающие, не могут фактами доказать свою правоту, они необоснованно и якобы от имени большинства женщин утверждают свою «правду» и продвигают свои убеждения другими возможными способами.
Так что стоит отметить, что часть слов этой Russian Woman несколько пересекается c некоторыми речевками феминисток, но важнее не эти пересечения, хотя и они важны, а сам образ Манижи, пропагандирующей одиночество женщины вместе с силой.
Манижа на самом деле выражает мнение именно этой определенной группы, так называемого феминистского сообщества. Это сообщество преследует цели, чуждые русской культуре, традиционным ценностям, искажает роль женщины и значение семьи.