Фотографии очередей у входа в на станции метро вызвали очень жесткие комментарии в соцсетях и попытку московских властей переложить вину на столичное МВД

Очереди у столичного метро исчезли. Что станет спусковым крючком завтра?

Исаак Левитан. У омута. 1892
Исаак Левитан. У омута. 1892

Первый день действия электронных пропусков, 15 апреля, начался пробками на въезд в столицу и скоплением людей у входов на станции метро в ожидании проверки электронных пропусков. К полудню проблема была решена, скопления людей у входа в столичную подземку больше не возникало. Должностные лица отчитались о переходе к выборочной проверке пропусков, которая не приводит к столпотворению, и заявили о грядущем переходе на автоматическую проверку цифровых пропусков. В соцсетях пользователи крайне эмоционально обсуждали это событие, вплоть до обвинений столичных властей в геноциде и требований отставки мэра столицы. Ответом на обвинения стал спор «в верхах» о том, кто виноват в случившемся.

Сергей Собянин в своем твиттер-аккаунте возложил ответственность за очереди в метро на столичное управление МВД. Попытка переложить вину на другое ведомство не прошла незамеченной. Директор по исследованиям фонда ИСЭПИ Александр Пожалов выразил уверенность в том, что мэрия хорошо знала о том, как полиция будет проверять электронные пропуска, и предостерег городские власти от попыток переложить вину на московскую полицию вместо того, чтобы публично извиниться перед москвичами. С ним согласен глава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский. По его мнению, «переводить стрелки» на полицию в такой ситуации — это «как минимум хорошая мина при плохой игре, а как максимум — просто безответственно».

В итоге выяснения отношений столичное МВД устранилось от проверки цифровых пропусков. По словам секретаря Общественного совета при столичной полиции Вадима Бреева, власти Москвы и городское управление МВД достигли компромисса в вопросах проверок граждан. Функция проверки электронных пропусков постепенно перейдет к службе безопасности метрополитена. Сам пропуск будет проверяться через карты «Тройка», «Стрелка» или социальные карты. Бреев подчеркнул, что Общественный совет «чрезвычайно рад» компромиссу властей Москвы и столичной полиции.

Точку в вопросе «кто виноват» поставил Кремль. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, «речь идет о скоординированных действиях» между мэрией Москвы и руководством столичной полиции, поэтому выводы из сложившейся 15 апреля в начале рабочего дня ситуации мэрии Москвы и столичному МВД «предстоит делать совместно».

Обсуждая очереди возле метро, которые могут свести на нет все усилия по «самоизолированию» жителей Москвы, глава московского муниципального округа Тверской Яков Якубович предположил, что «кому-то это было выгодно, чтобы создалась социальная напряженность для того, чтобы дальше весь гнев москвичей и тех, кто проживает в Москве, обрушить на московские власти. Понятно, что у Сергея Семеновича Собянина хватает недругов и в Кремле, и в других местах». Ранее публицист Петр Акопов отметил, что вся тема введения цифровых пропусков для передвижения по городу используется для атак на российскую власть дежурными «борцами с режимом», которые рассуждают примерно так: «В столице строят „цифровой ГУЛАГ“ (который еще и дает сбои, вот криворукие)». По его мнению, это делается с целью дискредитации команды Путина в глазах общественности.

Член совета Адвокатской палаты Москвы Роберт Зиновьев предупредил, что если кто-то из стоявших в очередях у станций метро заразится коронавирусом, то столичным властям следует ожидать появления исков о компенсации ущерба, нанесенного здоровью. Речь также может идти об уголовной ответственности за халатность или злоупотребление полномочиями, если удастся найти конкретное виновное должностное лицо. Политолог Иван Аркатов заявил, что из-за провала в организации проверки пропусков в первый день их функционирования, Собянин уже не сможет указывать на свою успешную борьбу с любителями шашлыков. Требования отставки мэра в соцсетях политолог отнес к «сложному внутреннему состоянию людей из-за кризисной ситуации», для которых очереди в метро стали «спусковым крючком». Аркатов в свою очередь отметил, что организаторский провал московских властей активно используется несистемной оппозицией.

Вопрос о проверке пропусков у пассажиров такси решить «с налету» тоже не удалось. Информация о переговорах мэрии с агрегаторами такси быстро исчезла из новостной повестки столицы. Видимо, столичным властям не удалось заставить посредника проверять электронные пропуска у клиента в момент совершения заказа. Попытка переложить проверку пропусков на водителей тоже натолкнулась на неожиданно сильное сопротивление. В адрес руководителя Дептранса Москвы Максима Ликсутова было направлено письмо столичного профсоюза таксистов.

Глава профсоюза Николай Кодолов указал, что таксисты не могут проверять пропуска пассажиров, так как у них нет доступа к базам данных для этой проверки, а приложение «Помощник Москвы» отличается нестабильной работой. Если же пассажир предъявит распечатанный пропуск, то у таксиста нет реальной возможности проверить его подлинность. Кроме того, водители просто не уполномочены по закону проверять какие-либо документы у пассажиров.

Тем не менее столичный Дептранс продолжает настаивать, чтобы водители такси использовали приложение «Помощник Москвы» для проверки пропусков. Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области уже сообщило, что водителей такси начали штрафовать за перевозку пассажира без цифрового кода. Штраф составляет 5 тыс. руб.

Информация о том, какие санкции ждут автомобилистов за езду по Москве без пропуска, очень противоречива. Сначала сообщалось, что к борьбе с нарушителями подключат дорожные камеры. При этом предполагалось, что штрафы будут выписываться из расчета: проезд одной камеры — 5 тыс. То есть попадание одного автомобиля без пропуска в поле зрения десяти дорожных камер стоило бы 50 тыс. рублей. Однако чуть позднее председатель Мосгордумы Шапошников заявил, что камеры, фиксирующие нарушения ПДД, не могут вычислять машины, не имеющие пропуска, и выписывать штрафы. Он также успокоил владельцев транспортных средств, заявив, что автомобиль на штрафную стоянку эвакуируется только в том случае, если его владелец нарушает предписанный ему медиками обязательный карантин.

Проблемы электронных пропусков столичные власти рано или поздно решат. Остается открытым вопрос безопасности персональных данных, «гуляющих» по приложениям и гаджетам охранников метрополитена и водителей такси. А также лихости, с какой столичные власти сначала лишили права пользоваться городским транспортом пенсионеров и студентов, а потом и тех, у кого нет пропуска, причем все это в режиме «повышенной готовности» и «самоизоляции».

Реакция пользователей соцсетей на фотографии очередей у входов в станции метро показывает, что под крышкой котла «самоизолировавшегося» общества уже что-то закипает. Кто подкинет дров в следующий раз?