16
мая
2019
  1. Война идей
  2. Воспитание детей
ИА Красная Весна /
Вообще существует большая проблема — и у нас, и во всём мире — проблема чтения. 

Другу детей и взрослых — Мурзилке — исполняется 95 лет

95 лет журналу «Мурзилка»
«Мурзилка»журналулет95
95 лет журналу «Мурзилка»
Изображение: Анашкин Сергей © ИА Красная Весна

16 мая свой 95-летний юбилей празднует известный каждому советскому ребенку детский журнал «Мурзилка». В преддверии праздничной даты корреспондент ИА Красная Весна пообщался с главным редактором журнала «Мурзилка» Татьяной Андросенко, которая возглавляет журнал с 1985 года.

Главный редактор журнала «Мурзилка» Татьяна Андросенко
АндросенкоТатьяна«Мурзилка»журналаредакторГлавный
Главный редактор журнала «Мурзилка» Татьяна Андросенко
Изображение: Галина Смирнова © ИА Красная Весна

Корреспондент: На пороге 95-летнего юбилея журнала «Мурзилка», который мы помним и любим с детства, с которым связаны самые теплые наши воспоминания, хочется узнать, как сейчас обстоят у него дела.

Татьяна Андросенко: Спасибо большое! Спасибо, что вы помните! За поздравления. Журнал пользуется успехом, несмотря на то, что на полках наших магазинов и киосков лежат другие детские журналы — в основном переводные, западные издания с яркими, но страшными рисунками — я уже не говорю про тексты!

Журнал пережил те трудные годы, когда отметалось всё «совковое», всё советское. Но прошло несколько лет, и мы начали получать письма, что «Дорогой Мурзилка, я тебе изменял, но больше изменять не буду». В общем-то, и снова выписывают. По итогам 2019 года, «Мурзилка» снова — лидер подписки. Журнал современный, журнал для современных детей.

Корр.: Вы как раз коснулись такой темы, что не все нынешние издания держат определенную планку, которая существовала раньше в высокохудожественном и ценностном планах. Эту проблему Вы видите? Она существует?

Т.А.: Мы почти единственный в мире литературно-художественный журнал: есть журналы для детей, журналы комиксов, журналы картинок, а вот литературно-художественного — нет. Не зря мы в 2012 году занесены были в Книгу рекордов Гиннеса как единственный в мире литературный — и именно художественный — журнал с такой длинной историей. Переводные же, зарубежные журналы ребенок откроет, поохает над рисунками и, закрыв, уже к нему не вернется.

Наш журнал можно долго читать, рассматривать одному и со всей семьей: приложения позволяют поиграть с друзьями настольно, делать альбомы из картинной галереи. Ведь ребята, особенно в сельской местности, не имеют возможности приехать в музей и посмотреть картины, а так они в каждом номере знакомятся с творчеством одного из художников. А через творчество художника с историей страны своей. Размещаются в журнале и литературные кроссворды, специально подготовленные для «Мурзилки» по страницам детской литературы.

Детский журнал «Мурзилка». 1931
1931«Мурзилка».журналДетский
Детский журнал

Изюминка же журнала в том, что он друг для ребенка: дети могут с ним и посоветоваться, и секреты свои рассказывать, и получить ответы на свои вопросы. Потом, Мурзилка, несмотря на то, что ему 95 лет, — ровесник нынешних детей: он с ними и в школе, и в играх, и летом, и в путешествиях.

Корр.: То есть если написать Мурзилке, он обязательно ответит? И какие вопросы дети доверяют Мурзилке?

Т.А.: Мы получаем очень много вопросов, в том числе правового и семейного характера. На них отвечают психологи. Мурзилке не боятся рассказать, что папа пьет, бьет маму, что денег нет, что с бабушкой собирали целое лето траву, которую потом высылают нам, чтобы мы «попили с редакцией». Дети верят своему другу Мурзилке.

Вообще существует большая проблема — и у нас, и во всем мире — проблема чтения. И здесь всё начинается с семьи. Компьютеры и гаджеты никуда не уйдут, это сегодняшний день. Тем не менее ребенку, который формируется, нужны бумажные варианты, для формирования грамотности нужно литературное слово. Если в семье читают мама, папа, бабушка, дедушка, если ребенок всё время видит, что в семье все с книгами, в каждом уголочке какая-нибудь книжка — даже, если у мамы книга по домашнему хозяйству, по рецептам, — ребенок, конечно, будет читать.

Мы, к счастью, получаем много писем таких, что книги передаются как реликвии из поколения в поколение. И по ним можно создавать и писать историю семьи. Есть подшивки журналов, которые передаются нынешним поколениям. Поэтому, несмотря на то, что проблема для наших младших школьников есть, если взяться всем миром, то возвращение к чтению будет. Уже сейчас мы видим, как растет подписка, как тяготеют дети к хорошей литературе, хорошему рисунку.

Ведь каждая мама, каждый папа хотят, чтобы ребенок рос умным, образованным и воспитанным. Тем более у нас есть все материалы, которые дают эту возможность. Мы стараемся делать материалы. Запрещенных тем нет у нас в журнале, но мы делаем материалы так, чтобы психику ребенка они не разрушали.

Корр.: Вот такой вопрос: дети — наше будущее, поэтому логично предположить, что государство должно быть в этом заинтересовано, в нашем будущем? Есть ли такое ощущение, что редакционная политика журнала поддерживается государством?

Т.А.: Есть и много слов, которые не подтверждаются делом, но правительство и многое делает. Вообще, если первая проблема — чтение, то на втором месте находится финансирование. Мы участвуем в различных правительственных программах, в которых часто выигрываем и получаем благодаря этому определенное финансирование. Но в основном мы существуем за счет средств подписчиков, поэтому нам эта поддержка очень важна.

Я член экспертной комиссии по субсидиям Министерства [Роспечать — прим. ред.] по распределению субсидий. Я вижу, с каким вниманием, с какой болью борются за то, чтобы побольше средств шло на помощь зарождающимся федеральным и региональным СМИ — журналам, газетам. То есть помочь тем, кто действительно делает доброе дело. Это чувствуется. Но, как всегда, этого мало, к сожалению. Сейчас детские издания поставлены наряду с коммерческими изданиями. Поэтому «выживайте, как хотите!»

Напомним, литературно-художественный журнал «Мурзилка» издается с 16 мая 1924 года и адресован детям младшего школьного возраста. Мурзилка — сказочное желтое и пушистое существо. Своим названием он обязан одному из героев популярных дореволюционных книжек о веселых приключениях маленьких лесных человечков, странствующих по всему миру.

Палмер Кокс. Мурзилка
МурзилкаКокс.Палмер
Палмер Кокс. Мурзилка

Художественной основой для этих героев стали пользовавшиеся во второй половине XIX века в Северной Америке большой популярностью картинки-комиксы художника Палмера Кокса (1840–1924 гг). Петербургское издательство «Товарищество М. О. Вольфа» заинтересовали картинки, к которым был написан русский текст. Для этого издатели обратились к детской писательнице Анне Хвольсон.

С 1887 года в журнале «Задушевное слово», издаваемом товариществом Вольфа, стали выходить комиксы Кокса с текстом Хвольсон. Одному из основных персонажей этого комикса было дано имя Мурзилка. Серия имела успех, и через два года она была выпущена отдельной книгой под названием «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах А. Хвольсон с 182 рисунками Кокса». Большая популярность историй про Мурзилку побудила издателей начать выпуск газеты о царстве малюток под названием «Журнал Мурзилки». Рисунков Кокса было много и хватило на выпуск газеты вплоть до 1915 года.

Во времена Первой мировой войны, революций и Гражданской войны журнал «Задушевное слово» прекратил свое существование. Лишь в 1924 году в приложении к изданию «Рабочая газета» органа ВКП (б) начинает выходить детский журнал «Мурзилка». С этого момента начинает свой отсчет современный журнал.

А. Каневский. Мурзилка. 1936
1936Мурзилка.Каневский.А.
А. Каневский. Мурзилка. 1936

Персонаж Мурзилка меняет свой образ. Это уже не персонаж в цилиндре и с моноклем, а обыкновенная собачка-дворняжка. Автором внешнего вида персонажа стал Александр Фёдоров-Давыдов. В 1932 году журнал начинает выпускаться как приложение к газете «Комсомольская правда» издательства ЦК ВКП (б) «Правда». Вскоре, в 1936 году, и Мурзилка получает свой современный вид — желтого и пушистого существа — благодаря художнику Аминадаву Каневскому.

За годы работы в журнале печатались такие авторы, как Самуил Маршак, Сергей Михалков, Аркадий Гайдар, Елена Благинина, Борис Заходер, Агния Барто, Николай Носов, Виталий Бианки, Михаил Зощенко, Эдуард Успенский.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER