Самые значимые события в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии и Туркмении.

Война элит в Киргизии и мир на Каспии: неделя в Средней Азии

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Средняя Азия
Средняя Азия
Средняя Азия

На прошедшей неделе в республиках Средней Азии случились знаковые события, которые затронули очень крупные и «длинные» региональные проблемы. Рассмотрение этих событий в общей картине позволяет составить определенный портрет региона. Безусловно портрет неполный, так как сложный и противоречивый макрорегион невозможно описать по итогам событий за неделю.

 Казахстан

Самым интересным событием прошедшей недели стала публикация проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Документ одобрен правительством России и ждет подписания президентом Владимиром Путиным. Примечательно, что документ был удален после публикации. Однако большинство СМИ успели его просмотреть. Согласно документу, стороны договорились не пускать на Каспий военные силы других государств. И, вообще, любые суда в море будут ходить только под флагом прикаспийских стран. Планируется, что саммит прикаспийских государств состоится 12 августа в казахстанском городе Актау.

Публикация проекта Конвенции должна остудить дискуссии аналитиков, которые стали писать о возможном размещении американских военных баз в казахстанской акватории Каспия, а точнее, в портах Актау и Курык. Напомним, 19 апреля сенат парламента Казахстана ратифицировал протокол о внесении изменений в соглашение между РК и США об обеспечении железнодорожного транзита американских грузов из Афганистана, а в мае президент республики Нурсултан Назарбаев подписал их. По официальной версии, у Вашингтона возникли серьезные политические разногласия с Пакистаном, который всё сильнее втягивается в китайский спектр политических и экономических интересов. А действующий южный маршрут доставки грузов в Афганистан у американцев проходит как раз через Пакистан. Теперь американцы могут тянуть спецгрузы через Узбекистан, Казахстан, Каспий, Азербайджан, Грузию, Черное море. Оптимальный маршрут?!

Если опубликованная редакция Конвенции о правовом статусе будет принята на саммите, то она будет гарантировать отсутствие американских баз на берегах Каспийского моря. Однако сам факт разрешения на использование портов американцами усиливает позиции США в Средней Азии. Кроме этого, жест Астаны говорит об отношении Назарбаева к интересам России. Астана пытается компенсировать влияние Пекина в регионе и не видит полноценного «компенсатора» в Москве. Поэтому Казахстан активно сотрудничает с США.

Некоторые эксперты утверждают, что маневры Казахстана в сторону США носят ситуационный характер для сохранения баланса сил в регионе. Серьезный поворот в сторону Вашингтона и «украинский сценарий» приведут к критическим издержкам для Казахстана. Во-первых, экономика республики сильно интегрирована в экономику России, а во-вторых, Китай не простит Астане предоставление американцам такого плацдарма у себя на границе. В этом же контексте нужно рассматривать латинизацию казахского языка. 21 июня была создана концепция правописания, а окончательный переход на латинскую графику планируется выполнить к 2025 году.

Узбекистан

Реформы. Образование

В Узбекистане полным ходом идут реформы, инициированные вторым президентом республики Шавкатом Мирзиёевым. Под реформы заточена вся политическая, социальная, экономическая и иные сферы жизни страны. Что касается итогов прошедшей недели, то внимание заслуживает смена министра народного образования. По существу бывший глава ведомства Улугбек Иноятов подписал себе смертный приговор после того, как заявил, что сам способствовал привлечению учителей к принудительному труду. Новый министр Шерзод Шерматов 25 июня уже анонсировал грядущие масштабные реформы в ведомстве.

Весной в Узбекистане возник скандал вокруг темы привлечения учителей и студентов к общественным работам. В стране даже был принят документ, направленный на ужесточение наказания для руководства за привлечение к принудительному труду. Нужно учитывать, что Ташкент планирует войти в Совет по правам человека ООН. А для этого необходимо выполнить ряд условий, в том числе искоренить практику принудительного привлечения к труду. Если кого-то из руководителей поймают, то наказывают сейчас за это жестко.

Экономика и инфраструктура

Что касается экономики, то нужно учитывать, что Узбекистан является страной, у которой даже соседи не имеют выхода к морю. Эта географическая особенность создает проблемы в наращивании экспорта. И она же повышает интерес властей республики к региональным инфраструктурным проектам, которые могли бы обеспечить повышение экспорта узбекских товаров.

В частности, тему повышенного интереса Ташкента к железнодорожному коридору Баку — Тбилиси — Карс 14 июня поднял посол Азербайджана в Узбекистане Гусейн Гулиев. По его словам, страна может получить выход к Средиземному морю через территорию Турции по маршруту Навои — Туркменбаши — Баку — Тбилиси — Карс — Турция. Однако нужно учитывать, что «Баку — Тбилиси — Карс» — это не просто инфраструктурный проект, это политический пантюркистский проект Турции, направленный в том числе против Армении.

Безопасность

Большой интерес привлекло сообщение МИД Узбекистана. 18 июня в пресс-службе внешнеполитического ведомства республики заявили, что министерство организует встречи с руководством террористического движения «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) с целью мирного урегулирования конфликта в Афганистане. Нужно добавить, что Ташкент пытается взять лидирующую роль в регионе по решению «афганского вопроса». Конференция, которая состоялась 26–27 марта в Ташкенте, была не только информационной, где участники обозначили свои позиции. Узбекистан после конференции стал принимать более активные меры, организовывать встречи и переговоры, причем не только с официальными лицами, но и с талибами (члены организации, деятельность которой запрещена в РФ).

Таджикистан

Водно-энергетическая проблема

20 июня в Душанбе состоялась международная конференция «Вода для устойчивого развития». В ходе мероприятия обсуждались основные проблемы водно-энергетического сектора в Средней Азии. Президент республики Эмомали Рахмон заявил, что не оставит соседей без воды. Это важное заявление, и он делает его не первый раз.

На территории Таджикистана формируется 80 % истока крупнейшей в регионе реки Амударьи. На горных реках, особенно на Вхаш, стоит каскад плотин ГЭС. От «правильности» регулирования сброса воды зависят страны, которые расположены ниже по течению. Душанбе может регулировать плотины как во благо соседям, так и во вред. Поэтому водно-энергетическая проблема в регионе сразу после распада СССР стала политической. Отметим, что 2018 год стал особенно засушливым для всего региона из-за малого количества снега в горах Киргизии и Таджикистана. В Узбекистане сокращают площади риса, а в Афганистане под угрозой падежа более 66 % всего скота.

Безопасность

Критерием политической лояльности к действующей власти в Таджикистане является отношение к запрещенной в республике Партии исламского возрождения (ПИВТ). Так, в очередной раз в отношении Ирана прозвучало обвинение в подготовке госпереворота в республике. Заявление сделал «народный генерал» — известный таджикский священнослужитель Саид Киёмиддини Гози, который отбывает наказание в заключении. Он заявил, что Иран хочет возродить ПИВТ и использовать ее против власти в Таджикистане. С подобными лозунгами выступили митингующие у здания посольства Ирана 21 мая, а через два дня обвинение прозвучало со стороны духовного управления мусульман Таджикистана.

Ирану действительно не всё равно, что происходит в Таджикистане. Иранский и таджикский народы очень близки и по менталитету, и по культуре, и по истории. Тегеран считает Душанбе своим младшим братом и считает уместным вмешиваться в политические процессы в республике. Многие считают, что Иран заинтересован в стабильности в Таджикистане. Скандалы с поддержкой оппозиции связаны с тем, что Тегеран пытается держать запасную карту на случай «чрезмерного» крена Душанбе в сторону США. Некоторые эксперты считают, что во взаимоотношения между Ираном и Таджикистаном вклинивается Саудовская Аравия, которая не хочет включения Тегерана в ШОС.

Экономика

19 июня в Душанбе состоялась встреча глав Таджикистана и Пакистана Эмомали Рахмона и Мамнуна Хусейна. Стороны обсуждали использование морских портов Пакистана для развития торгово-экономических связей стран.

Таджикистан не первый день устремляет свое «торгово-экономическое» внимание на юг. 12 мая 2016 года главы Киргизии, Таджикистана, Афганистана и Пакистана дали символический старт энергетическому проекту CASA-1000 (Central Asia-South Asia). По проекту планируется построить высоковольтные ЛЭП для поставки избыточной электроэнергии ГЭС Киргизии и Таджикистана в Пакистан и Афганистан в летний период. Проект активно поддерживают американцы. На встрече 19 июня Рахмон и Хусейн также обсудили реализацию данного проекта. «Избыточный» экспорт электроэнергии из Таджикистана и Киргизии на юг может повлиять на сток Амударьи и Сырдарьи в летний период. Возможно, что американцам нужен еще один очаг напряженности в Средней Азии, поэтому они поддерживают этот проект.

Киргизия

В Киргизии в активной фазе находится выяснение отношений между старой элитой бывшего президента Киргизии Алмазбека Атамбаева и новыми ставленниками действующего главы республики Сооронбая Жээнбекова. В частности, в Киргизии инициировано расследование громкого дела о коррупции при реконструкции ТЭЦ Бишкека. В рамках данного дела уже задержаны два бывших председателя правительства Сапар Исаков, Жанторо Сатыбалдиев, бывший мэр столицы Кубанычбек Кулматов и другие высокопоставленные лица.

21 июня суд выбрал в отношении Сатыбалдиева меру пресечения в виде заключения под стражу, а 18 июня Кулматову было предъявлено новое обвинение в подделке документов.

По мнению некоторых экспертов, внутренняя политическая ситуация в Киргизии обостряется с каждым днем. Допускается, что в случае критического обострения конфликта может произойти слом политической системы через «оранжевый сценарий». Эксперты предполагают, что Атамбаев ушел на покой, оставив на всех ключевых постах своих ставленников. Таким образом, бывший президент планировал сохранить свое политическое влияние в республике, и это было ключевым условием избрания действующего президента Жээнбекова. Однако последний не стал мириться с ролью номинального главы и использовал свои полномочия для получения реальных рычагов управления.

Туркмения

Туркмения остается одной из самых закрытых стран в мире. Что происходит в стране не совсем ясно из открытых источников, так как их почти нет. Какую-то активность сохраняет «Радио Свобода», традиционно занимаясь темой прав человека, а точнее, их нарушением.

Ясно, что после того, как Россия и Иран отказались от туркменского газа в стране усугубляется социально-экономический кризис. Но его масштаб невозможно оценить, так как официальные СМИ публикуют только положительную информацию. Некоторые неофициальные СМИ сообщают, что в республике возник острейший дефицит продуктов. Люди стоят в огромных очередях для покупки товаров первой необходимости.

Ясно также, что в стране проходит масштабная чистка высокопоставленных руководителей, так как в июне президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов заявил о смене руководства министерства обороны, пограничной охраны и министерства национальной безопасности страны. Также необходимо учитывать, что дефицит продуктов негативно влияет на боеспособность силовых подразделений. Так, неофициальные СМИ сообщают, что военнослужащие едят только кашу, а капустный суп принимают за праздничное блюдо.

Возможны ли социальные протесты в Туркмении — вопрос сложный из-за дефицита информации. Однако некоторые эксперты, оценивая ситуацию в стране, высказываются о том, что правоохранительные органы не в состоянии будут принять эффективные меры в случае протестов. Социальное неблагополучие в структурах армии, правоохранительных органов и общества в целом создает благоприятную почву для пропаганды радикальных религиозных идей.

И здесь нужно отметить, что огромное влияние на политические, экономические и другие тенденции в Средней Азии оказывает Афганский фактор, а точнее, концентрация террористов на территории Афганистана. Это создает опасность для всех светских правительства региона. Поэтому страны Средней Азии активно принимают меры, направленные на борьбу с экстремизмом. Однако это тема отдельного материала.