В мире уже господствует гностическая идея фашизма. Если не найдется силы, способной дать ей отпор, именно эта идея и порожденный ею комплекс сил будут руководить новой системой

Цифровой контроль приведет к фашизации системы управления — интервью

Изображение:
Иванов Александр Андреевич. Голова раба с веревкой на шее. 1840
Иванов Александр Андреевич. Голова раба с веревкой на шее. 1840

21 мая законопроект о создании единого регистра населения прошел третье чтение и был принят Госдумой. Целью законопроекта является сбор сведений обо всем населении из различных баз данных органов власти в один общий регистр; формирование на каждого человека цифрового «файла-досье», в который будут собраны более 30 видов сведений от рождения до смерти, с присвоением персонального пожизненного номера — идентификатора.

Меры, вводимые властями против коронавируса, включая принятие закона о едином регистре населения, антиконституционны и антинародны. Такого мнения придерживается петербургский композитор, художественный руководитель фестиваля русского искусства «Петербургская осень», директор Музыкально-просветительского колледжа имени Б. И. Тищенко Михаил Журавлев.

ИА Красная Весна: Как Вы лично относитесь к тому, что Ваши дети, дети Ваших близких будут жить в мире, где жизнь почти полностью отображается в компьютере контролирующих органов? Как принятие этого закона согласуется с Конституцией РФ в части сбора и хранения информации о гражданах, а также прав и свобод человека?

— Никакая программа не защищена от сбоев, поэтому доверять программе управленческие функции с полной изоляцией человека от работы программы категорически недопустимо. Об этом в своих романах много рассуждали еще Станислав Лем, Илья Варшавский, Айзек Азимов.

Что касается согласованности предполагаемого закона с Конституцией, то, по моему мнению, Конституция с 25 марта 2020 года (введение режима самоизоляции — прим. ИА Красная Весна) вообще утратила действие на территории всей страны. Поэтому рассуждать о согласованности просто не приходится. Либо мы возвращаемся в конституционное поле, что неизбежно повлечет за собой череду уголовных дел в отношении большого списка высших должностных лиц страны и регионов, либо мы выходим на необходимость принятия новой Конституции в целом, а не через внесение поправок в то, что по факту не действует два месяца.

ИА Красная Весна: Какие риски для национальной безопасности может создавать законопроект о «О едином федеральном информационном регистре»? Для противодействия преступности?

— Перечень рисков, на мой взгляд, не поддается точному исчислению.

ИА Красная Весна: На установление «цифрового контроля» выделяются немалые средства. В какой степени это может подстегивать те или иные элитные группы к продвижению «цифрового контроля»?

— Насколько я могу судить по имеющейся у меня информации, сегодня в России не существует ни одной отрасли, свободной от коррупционной составляющей. Более того, ни одна инновация не вводится в действие, если в нее эта составляющая не заложена изначально.

Это свидетельствует не столько о заинтересованности тех или иных групп в данной инициативе, сколько о системном кризисе управления, при котором не существует и не может существовать ни одной инициативы, которая могла бы стать жизнеспособной без коррупционной заинтересованности тех или иных групп.

ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете введение в ряде регионов цифровых пропусков, с точки зрения Конституции?

— Цифровые пропуска, масочные режимы, самоизоляция, месячник выходных дней и другие исходящие от высшего руководства страны меры изначально каждая и во всей совокупности антиконституционны, антинародны и бессмысленны для достижения декларируемой цели противодействия некой эпидемии.

ИА Красная Весна: Насколько реально обеспечить в России декларируемое властями использование обезличенных персональных данных?

— В реальность введения на всей территории России любых современных цифровых систем без существенных сбоев в их работе я не верю. Как говорил персонаж романа Михаила Булгакова, «Россия не вмещается в шляпу, господа».

ИА Красная Весна: Некоторые говорят: «Я законопослушный гражданин, мне нечего бояться цифрового контроля». Как Вы относитесь к таким высказываниям?

— Великий режиссер Георгий Данелия в страшной комедии «Кин-дза-дза» вполне ясно продемонстрировал, к чему ведет законопослушание без чувства человеческого достоинства. Как я могу относиться к тем, кто добровольно отказывается от суверенного права человеческой личности быть свободной! Эти двуногие существа отказываются от главного вектора человеческой истории, который состоит в последовательном освобождении человека от предопределения. Никакого сочувствия они у меня не вызывают.

ИА Красная Весна: Может ли цифровой контроль каким-либо образом поменять отношения между людьми?

— Отношения между людьми изменчивы. Но это всегда отношения. Если цифровой контроль вклинится в эти отношения, то это уже будут отношения не совсем между людьми. Цифровая матрица один из ключевых, по моему мнению, элементов в целенаправленном процессе расчеловечивания человека. Если человек перестанет быть именно человеком, то какие могут быть отношения?

ИА Красная Весна: В условиях, когда вводят цифровой контроль, когда цифровизируют всё, что возможно — в чем есть опасность для культуры в данной связи? Как эти процессы закабаления могут сказаться на культуре?

— Есть известный афоризм Виктора Гюго: «Человек должен знать три вещи — букву, цифру и ноту». Три разные языковые системы, оперирующие тремя принципиально отличными друг от друга алгоритмами возникновения, преобразования и передачи информации, апеллирующие к разным сферами человеческого мышления, составляют основу того, что есть человек разумный. Изъятие одной из систем лишает человека разума. Перевес одной из систем над другими уродует человеческий разум. Должны быть все три.

Мания цифровизации, охватившая некоторые горячие головы, напоминает громкую фразу антигероя из фильма «Москва слезам не верит»: «Не будет ни театра, ни литературы, будет одно сплошное телевидение». Великий советский режиссер в форме притчи продемонстрировал всю убогость этого якобы прогрессивного персонажа, его человеческий крах.

Опасность именно в перекосе, в абсолютизации одной из языковых систем. Я сам, как активный пользователь сетей, как композитор, вот уже два десятилетия работающий исключительно с компьютером, а не с нотной бумагой, не могу быть против появления новых технологий. Но я их не абсолютизирую. Для того, чтобы не стать их рабом, нужно подходить к ним, будучи уже вооруженным другими технологиями. Тогда и только тогда человек не станет рабом машины, придатком к ней, как это показано в фильме Чарли Чаплина «Огни большого города», когда он будет владеть всей полнотой знаний и навыков, предоставляемых гуманитарными науками.

Цифровая модель, в силу своей исторической молодости, агрессивна, пытается подмять под себя всё остальное. Но она не только не универсальна, она даже не нова. Вспомним великих Леонардо да Винчи и Ломоносова, которые рассматривали занятия живописью как одно из приложений своих математических познаний, а математику прилагали к медицине, механике и философии. Вот примеры истинно гармоничных людей, к чему надо стремиться, а не сводить всю полноту человеческой деятельности исключительно к колонкам цифр.

ИА Красная Весна: Какой ответ на вызов цифрового расчеловечивания может дать культура? Как пример — появляются уже классы семейного обучения, где чувствующую беду родители способствуют возрождению советских методик школьного образования. Как, на Ваш взгляд, можно создавать такие очаги контркультуры, чтобы она с одной стороны была привлекательна для молодежи, а с другой стороны — противостояла расчеловечивающему мейнстриму?

— Культура — это вся совокупность человеческих деяний. У нас в последние годы принято отводить культуре весьма скромное место, сводя ее к музеям, театрам и концертным залам. Но это трагическое заблуждение нескольких поколений государственных управленцев, начисто лишенных стратегического видения. Культура — это всё. В нее входят и экономика как часть культуры хозяйствования, и физическая культура со связанным с нею спортом и образом жизни, и образование, и медицина, и история, и политическая культура, и бытовая культура, и семейные традиции, и логика в качестве основы и продукта всяческого мышления.

В античной (римской) системе образования синонимом того, что сейчас называют культурой, была философия. И каждый юноша, претендовавший на место в общественной жизни, к 16 годам уже владел очень серьезными знаниями, умениями и навыками в этой науке. Каждый! И разделами этого культурного образования были: логика, риторика, математика, эстетика, мифология и история, спорт. А те, кто не получал этих базовых культурных знаний, считались непригодными к общественной жизни и назывались словом «идиот».

Новейшие времена узких специализаций массово плодят идиотов. И я вижу только один способ противостоять расчеловечиванию людей, превращению их в стадо идиотов. С самых первых шагов, с 3–4-летнего возраста нужно прививать детям навыки культурного бытия — существования в пространстве культуры, внутри которого нет перегородок между конкретными областями знаний. Подавляющее большинство малышей на уровне образов способны усвоить и основы логики, и азы астрономии, и первоначальную математику, и историю, да и все основные науки, входящие в сумму «культурного кода» человека разумного.

Мои родители воспитывали меня так, что в 4 года я свободно читал и писал, в 6 лет увлекся астрономией, в 10 лет — историей и медициной, с 11 лет интересуюсь политикой, с 13 лет — химией. И своих детей я воспитывал так же, прививая алгоритмы познания, приложимые к любой избираемой ими сфере деятельности с самого раннего возраста. Также я общался со школьниками, на протяжении 14 лет преподавая в музыкальной школе.

И культура, которая одна способна объединить все отрасли человеческой деятельности, дает ключи к формированию личности. Поэзия Данте и Пушкина жизненно необходима для формирования личности физика и инженера в той же мере, в какой постижение законов Кеплера или законов термодинамики жизненно необходимо для формирования личности музыканта или писателя.

ИА Красная Весна: При этом формирование личности напрямую связано с понятием социального государства, которое терпит крах по всему миру. Есть ли, на Ваш взгляд, связь мировой тенденции отказа государств от социальных функций с переходом к типу государства, оказывающего услуги, с введением цифрового контроля?

— Есть такой ученый Сергей Переслегин, который проводит интеллектуальные игры, моделируя возникающие ситуации. По результатам такой игры, состоявшейся 9 мая (отмена Парада Победы — прим. ИА Красная Весна), получается, что структуры господствующих элит вольно или невольно выстраивают фашистскую систему управления в планетарном масштабе. Причем действуют они синхронно, скоординированно и целенаправленно. Я соглашусь с этим выводом.

ИА Красная Весна: Если цифровизация позволит убрать все привычные социальные связи и останется только гражданин и цифровая платформа, если ликвидируются традиционные государственные органы, кто в итоге будет руководить системой?

— Это серьезный, я бы даже сказал, философский вопрос. Мне кажется, ошибка многих исследователей заключается в том, что они исходят из аксиомы, будто бы есть некие персоны, управляющие системами. Отсюда извечное толкование вопроса о роли личности в истории. На мой взгляд, миром как метасистемой управляют не персоны, а силы и идеи, которые могут персонализироваться на определенных исторических отрезках, а могут и не иметь ярко выраженной персонализации.

Ленинский тезис об идеях, овладевающих массами, которые становятся материальной силой, именно об этом. Ведь масса не персона. А овладевшая ею идея подобна силовому полю, структурирующему частицы, каждая из которых подобна человеческой личности, что под воздействием идеи (поля) может начать осознанно поступать даже вопреки личным интересам. И это становится силой.

Поэтому на вопрос, кто будет руководить системой, я отвечу редактированием вопроса: не кто, а что. Системой, как и всякой другой социальной структурой, руководят идеи и силы. В настоящий момент господствует гностическая идея фашизма. Если не найдется силы, способной дать ей отпор, именно эта идея и порожденный ею комплекс сил будет руководить новой системой.