Свобода для экстремизма, или Почему в Швеции можно оскорблять верующих
В преддверии католической Пасхи появилась информация о массовых беспорядках в Швеции, вызванных акциями датского экстремиста Расмуса Палудана, публично сжигающего священную книгу мусульман — Коран. Представляем обзор предыстории этих событий.
Палудан является основателем датской партии Stram kurs («Жесткий курс»), в программе которой провозглашается запрет ислама и депортация из Дании «любого незападного человека, получившего убежище и не являющегося гражданином одной из соседних с Данией стран». Партия борется за то, чтобы в Дании жили только этнические датчане (имеющие датское происхождение, родной датский язык, христианский взгляд на жизнь, признание светского общества), датские евреи и лица, усыновленные датскими родителями во младенчестве.
Stram kurs была образована в 2017 году и регулярно проводила антиисламские манифестации в Дании. Например, в апреле 2019 года на акции в Копенгагене Палудан, находясь под усиленной полицейской охраной, бросил Коран на землю и заявил, что это якобы «книга о шлюхах». Сразу же после осквернения Корана полиция увезла Палудана в безопасное место, а возникшие в связи с этой провокацией массовые беспорядки продолжились в течение многих часов, а затем возобновились на следующий день. Молодые люди поджигали автомобили, бросали в полицию булыжники и стреляли. Они объясняли свое поведение тем, что полиция защищает расиста, сжигающего Коран. Силовики применяли гранаты со слезоточивым газом и арестовали в общей сложности 23 человека. Полиция установила, что было совершено 70 поджогов.
После того, как Палудан заявил, что якобы люди из Африки менее умны, в апреле 2019 датский суд признал Палудана виновным в расизме и приговорил к условному заключению. Однако при этом Палудана допускали к дебатам на телевидении. Партия Stram kurs смогла набрать необходимое число подписей для участия в парламентских выборах, и в июне 2019 года Stram kurs получила 1,8% голосов избирателей. Ей немного не хватило, чтобы преодолеть двухпроцентный порог, который требуется для прохождения в законодательный орган.
31 марта 2020 года избирательная комиссия аннулировала имеющиеся подписи (декларации) избирателей у партии Stram kurs из-за зафиксированных дубликатов электронных адресов, и партия получила запрет на сбор новых подписей до сентября 2022 года. Тогда в июне 2020 года Палудан зарегистрировал новую, «родственную», партию Hard Line для участия в следующих парламентских выборах. По словам Палудана, ни проводимая политика, ни кандидаты не изменятся, и это сделано для формальной возможности собирать декларации избирателей.
После регистрации «родственной» партии, Палудан продолжал проводить свои демонстрации в Дании с публичным сожжением Корана. Эти демонстрации неизменно вызывали протесты, приводящие к массовым беспорядками и насилию. В июне 2020 года на одной такой акции полиция ранила из огнестрельного оружия мужчину, который угрожал Палудану ножом.
В видеороликах, размещенных в социальных сетях, Палудан уничижительно отзывался о мусульманах, и в 2020 году датский суд приговорил его по обвинению в расизме к тюремному заключению на срок три месяца, из которых два были условными. В ответ на обвинения в расизме Палудан заявил в октябре 2020 года о создании антимусульманской церкви Sankt Jakob Maurerdræberens Kirke. Церковь была названа в честь Святого Иакова, который, согласно легендам, появился через много лет после своей смерти и помог христианской армии изгнать мусульманских мавров с территории современной Испании в XIII веке.
«Это христианская церковь, но мы не уделяем особого внимания подставлению другой щеки. Нас вдохновляет Святой Иаков, который обнажил свой меч, когда это было необходимо. Так что это немного похоже на крестовый поход», — заявил Палудан в интервью газете Kristeligt Dagblad.
Экстремист назначил себя архиепископом новой церкви и отправился с пропагандой своих идей в турне по Европе. Выяснилось, что в других странах нет большого желания в разжигании розни. В ноябре 2020 года он был задержан в Париже после того, как попытался сжечь Коран в преимущественно мусульманском районе города. Попытка его сторонников осквернить Коран в Бельгии в ноябре 2020 года привела к их депортации и запрету на три года въезжать в страну.
Об акциях Палудана с сожжением Корана в Дании в последнее время нет информации. СМИ пишут, что в настоящее время этот экстремист полностью исчез из публичной жизни в Дании после обвинений, и что в своих чатах он рассказывает детям унизительные и жестокие сексуальные истории. Датский психолог Ане Лемче сообщала, что он рассказывает это 13-летним детям, и его действия можно рассматривать как нарушение закона.
Пока датская политическая жизнь игнорирует Палудана, пропаганда его идей получила развитие в Швеции. Первоначально здесь, как во Франции и Бельгии, тоже запрещали экстремисту осквернять священную книгу мусульман. Так, 28 августа 2020 года Палудан был выслан из Швеции за то, что вместе с соратниками пинал ногами Коран, будто это футбольный мяч, в городе Мальмё. Однако сразу после этого СМИ сообщили, что экстремист уже около 20 лет является гражданином Швеции, а поэтому запрет на въезд в страну в течение двух лет сложно будет осуществить. При акциях Палудана в Мальмё возникли массовые беспорядки, участники которых были осуждены. Так, 58-летняя женщина приговорена окружным судом Мальмё к одному году тюремного заключения за подстрекательство к беспорядкам с применением насилия (приговор был вынесен в 2021 году), другие участники получили меньшие сроки.
В сентябре 2020 года акции Палудана в Швеции были еще под запретом. Поданные заявки на публичные мероприятия в Мальмё и в Стокгольме были отклонены полицией. Несмотря на отсутствие разрешения, в районе Ренкебю в Стокгольме неизвестные люди, передвигавшиеся на машине с датскими номерами, всё-таки сожгли Коран, а в обоих городах в связи с этим прошли массовые беспорядки.
Отношение шведских властей к экстремистским акциям изменилось в конце 2021 года. Когда 11 декабря 2021 года Расмус Палудан провел утром демонстрацию в стокгольмском пригороде Скархольмен, на него был выписан протокол о подстрекательстве против этнических групп. Однако экстремист получил разрешение на проведение акции вечером этого же дня в стокгольмском пригороде Салем.
В феврале 2022 года Палудан в очередной раз публично сжег Коран на разрешенной акции в Гётеборге. Причем в отношении репортера SVT, который освещал акцию, было проведено внутреннее расследование. Репортер, присутствуя на акции, призвал экстремиста уезжать домой. На замечание стоящей рядом женщины, которая поинтересовалась, не должен ли он, как журналист, быть нейтральным, репортер ответил, что он не может быть нейтральным к Палудану, поскольку не считает того здоровым. Руководство SVT посчитало такое поведение журналиста неуместным.
А Палудан продолжил пропаганду своих идей в Швеции. Разрешение шведских властей сжигать священную книгу мусульман на территории страны в апреле, в преддверии католической Пасхи, вновь вызвало жесткие массовые беспорядки с применением насилия.
Так, 14 апреля в связи с запланированным акциями Палудана беспорядки прошли в городах Линчёпинге и Норрчёпинге. В больницу с легкими травмами были доставлены трое полицейских и двое частных лиц. В Линчёпинге были арестованы семь человек, в Норрчёпинге — не менее двух человек. 15 апреля запланированное публичное мероприятие в Эребру не смогло состояться из-за того, что собравшиеся перед началом люди стали бросать камни и поджигать машины. Было ранено 12 полицейских и сожжены четыре полицейские машины.
Запланированное на 16 апреля публичное сжигание Корана в Ландскруне из соображений безопасности было перенесено в Мальмё, где священную книгу все-таки сожгли. Беспорядки прошли в обоих городах. В Мальмё протестующие подожгли полицейский автобус, в котором находились люди. В результате забрасывания полицейских камнями пострадала женщина, получившая травму головы. Протестующие также напали на датского журналиста и избили его ногами. Полиция применила слезоточивый газ. По подозрению в неповиновении правоохранительным органам и нарушении общественного порядка арестованы несколько человек. После своей акции вечером Палудан уехал в Данию.
Почему же в Швеции так благосклонно относятся к экстремисту? Официально заявлено, что это происходит в связи с защитой права на распространение идей. И, видимо, качество этих идей шведскую власть не смущает. Начальник национальной полиции Андерс Торнберг, комментируя акции Палудана и вызванные ими события, обратил внимание именно на беспорядки.
«Мы живем в демократическом обществе, и одной из важнейших задач полиции является обеспечение того, чтобы люди могли использовать свои конституционно защищенные права для демонстрации и выражения своего мнения. Полиция не должна выбирать, кто имеет такое право, но всегда вмешивается, если происходит преступление. Ущерб полиции и полицейскому оборудованию является посягательством как на верховенство закона, так и на демократию. Мы сделаем всё возможное, чтобы привлечь к ответственности тех, кто причастен как к беспорядкам, так и к актам вандализма», — заявил Торнберг.
Следует отметить, что согласно шведскому законодательству полиция имеет право отменить разрешенное публичное мероприятие, если на предыдущих аналогичных мероприятиях возникали серьезные беспорядки. Однако вместо этого, по факту, полиция Швеции увеличивает свои ресурсы при охране организаторов акций или переносит место проведения мероприятия для того, чтобы уменьшить число протестующих. Таким образом, по факту в Швеции включен зеленый свет распространению идеологии, разжигающей рознь по религиозному принципу и вызывающей массовое насилие.