Логика хаоса. Кому выгодно переустройство арабо-исламского мира?

Страны Персидского залива и исламский мир в целом переживают глобальные сдвиги в архитектуре региональной безопасности. Последним событием в этом ряду стала атака Израиля по переговорщикам палестинского исламистского движения ХАМАС в Дохе. Вашингтон, выборочно демонстрирующий политику отстранения (Белый дом утверждает, что не знал про атаку Израиля), ставит перед арабами вопрос о надежности тех гарантий безопасности, которые выработаны за десятилетия политикой США в Персидском заливе. Какие цели будут преследовать региональные и глобальные игроки в условиях слома устоявшейся парадигмы?
Израильский удар по Дохе
9 сентября 2025 года в северной части города Доха прогремела серия взрывов. В жилом квартале катарской столицы взорвалось здание штаб-квартиры политбюро ХАМАС, в котором в этот момент политическая верхушка движения обсуждала мирный план президента США Дональда Трампа по войне в Газе. Только спустя 10 минут после ударов власти Катара получили звонок из Вашингтона с информацией о «готовящейся» атаке. Удар тяжелыми бомбами нанесли ВВС Израиля, использовав для этого 15 истребителей и несколько БПЛА в качестве поддержки.
«Звонок, полученный от американского чиновника, прозвучал на фоне звуков взрывов, вызванных израильской атакой в Дохе», — написал официальный представитель министерства иностранных дел Катара Маджид аль-Ансари в соцсети X.
Позже пресс-секретарь Белого дома Каролин Левитт сообщила журналистам, что «администрация Трампа получила уведомление от военных США о том, что Израиль атакует ХАМАС». Однако сами военные заявили, что у Пентагона не было заблаговременных технических данных об израильском ударе и что фактически атака Израиля была зафиксирована уже в момент ее активной фазы.
Глава центрального командования ВВС США генерал-лейтенант Дерек Франс пояснил, что все имеющиеся средства обнаружения на американской авиабазе Аль-Удейд в Катаре «как правило сосредоточены на Иране и других объектах, откуда мы ожидаем нападения». Именно поэтому присутствующие в Катаре силы США пропустили атаку.
Такова, по крайней мере, официальная версия случившегося — Израиль без согласования с патроном в лице США самостоятельно ударил по территории Катара, атаковал там верхушку ХАМАС, а Вашингтон слишком поздно получил информацию об этой атаке и не успел заблаговременно предупредить катарцев — одного из ключевых военно-стратегических союзников США на Ближнем Востоке. Израиль поставил Вашингтон в известность лишь в момент атаки, в результате которой погибло пять представителей ХАМАС и один сотрудник сил безопасности Катара.
До сих пор нет точной информации о том, когда именно Израиль проинформировал США об атаке, когда Вашингтон передал эту информацию в Катар и чем именно объяснить исключительную «неосведомленность» США о намерениях Тель-Авива. Интересно, что буквально за день до атаки президент США Дональд Трамп посоветовал ХАМАС поддержать его мирный план урегулирования ситуации в Газе.
«Я предупреждал ХАМАС о последствиях непринятия. Это мое последнее предупреждение, другого не будет!» — написал Трамп в социальной сети Truth.
Так или иначе, но атака Израиля на Катар породила мощную реакцию как на Ближнем Востоке, так и во всем мире. Главный союзник США, на территории которого разместилась крупнейшая на Ближнем Востоке американская авиабаза, подвергся атаке другого американского союзника. Связанные военно-техническими союзами с американцами страны арабского бассейна не могли не ощутить двусмысленности ситуации. И было бы странным, если бы всё это не породило ответной реакции американских союзников на столь удивительную оплошность.
Почти сразу министр иностранных дел Катара шейх Мухаммед бин Абдель Рахман Аль Тани охарактеризовал атаку Израиля «государственным терроризмом» и приступил к подготовке экстренного арабо-исламского саммита.
Прежде чем рассматривать весь комплекс реакций арабо-исламского мира на дерзкую атаку Израиля, рассмотрим контекст отношений стран региона с Вашингтоном, сознательно или нет допустившим эту ситуацию.
Американо-арабское военно-стратегическое сотрудничество
Вашингтон надежно присутствует в Ближневосточном регионе, имея сразу несколько крупных военно-стратегических партнеров, прежде всего в лице Саудовской Аравии, Катара и Бахрейна, чуть в меньше степени, — Египта и ОАЭ. И эти страны сами, в свою очередь, имеют в лице США ключевого военно-стратегического партнера. Будет преувеличением назвать США единственным военным партнером для этих стран, но что этот партнер для них ключевой, говорить, безусловно, приходится.
США и Катар
В значительной степени от американского военного импорта зависит Катар. Доха закупает у Штатов вооружение (в особенности, системы ПВО, ПРО и авиацию), заключает с Вашингтоном оборонные соглашения, имеет особый статус в структуре военных поставок США. Так, с 2022 года Катар получил статус главного военного союзника США, не входящего в НАТО (Major Non-NATO Ally). Такие союзники Штатов обладают преимущественным правом на закупки некоторых видов вооружения, участие в исследовательском сотрудничестве, на получение избыточного военного имущества США и так далее.
Согласно данным конгресса США и отчетам американского Агентства по сотрудничеству в сфере безопасности и обороны, за период с 2012 по 2022 годы только крупные поставки оружия Катару оцениваются на сумму более $32 млрд (2,6 трлн руб.). Причем данные опубликованы конгрессом «без учета прямых коммерческих продаж, одобренных государственным департаментов США». На деле реальный объем военных контрактов США и Катара на порядки выше.
В стране расположено центральное командование ВС США (The United States Central Command, USCENTCOM), ответственное за операции на Ближнем Востоке, в Африке и отдельных частях Азии.
Наконец, самая крупная военно-воздушная база США на Ближнем Востоке расположена именно в Катаре. Аль-Удейд — крупнейший командный узел для проведения военных операций в регионе. С 2024 года присутствие американского контингента на базе продлено еще на 10 лет. Кстати, изначально подобный опорный пункт Вашингтона в регионе находился в Саудовской Аравии, но в 2003 году штаб-квартира CENTCOM была перемещена в Доху. Связано это было с возникшей напряженностью между Эр-Риядом и Вашингтоном после терактов 11 сентября 2001 года.
США и Саудовская Аравия
История военно-стратегических отношений двух стран насчитывает несколько десятков лет. Ее фундамент был заложен во время встречи президента США Франклина Рузвельта и короля Абдель Азиза в Суэцком канале, на борту эсминца USS Quincy. Тогда, в 1945 году, был зафиксирован неизменный до сих пор принцип взаимовыгодных отношений: нефть и стратегический доступ к ресурсам взамен на безопасность и военную поддержку. Принцип был отражен в секретном пакте, получившем впоследствии название «Пакт Куинси».
13 мая 2025 года на сайте Белого дома появился информационный бюллетень, согласно которому Саудовская Аравия является крупнейшим партнером США по программе военного экспорта Foreign Military Sales, действующие военные контракты с которой оцениваются на общую сумму свыше $129 млрд (10,5 трлн руб.). Помимо Foreign Military Sales, существуют другие программы, в рамках которых осуществляется военное сотрудничество двух стран. Эр-Рияд закупает у Вашингтона истребители F-15SA, вертолеты Apache, системы Patriot и THAAD, бронетехнику, боеприпасы, авиационные двигатели.
При военном бюджете Саудовской Аравии в $75-78 млрд (в 2024 году) Эр-Рияд тратит от $15 до 20 млрд ежегодно на текущие военные контракты с США, не считая крупных военных сделок (например, оружейная сделка 2017 года на $110 млрд (8,9 трлн руб.)).
По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, с 2020 по 2024 годы наибольшая доля от всех импортируемых крупных оружейных систем в Саудовскую Аравию принадлежит США — 74%.
США и Бахрейн
Весьма плотными военно-стратегическими связями с США обладает Бахрейн. Достаточно вспомнить, что в этой стране базируется Пятый флот ВМС США со всей сопутствующей для обеспечения военно-морской группировки такого масштаба инфраструктурой. Это столь же важный опорный пункт Вашингтона для проведения операций на Ближнем Востоке, как авиационная база в Катаре.
США и другие страны региона
Ключевым военно-техническим партнером Вашингтон выступает и для ОАЭ — это и крупные военные контракты, и регулярные совместные военные учения и т. д.
Египет также пользуется военно-технической поддержкой США на правах долгосрочного партнера. Ежегодно Вашингтон выделяет Египту $1,3 млрд (105 млрд руб.) военной помощи.
Итак, регион густонаселен американским оружием и окутан американскими военными программами и контрактами. Ключевые игроки региона связаны с Вашингтоном теснейшими военными связями.
Реакция на израильскую атаку и первые шаги
15 сентября в Дохе состоялся чрезвычайный арабо-исламский саммит. Он собрал представителей почти 60 арабских и исламских государств. Все участники единодушно осудили израильскую атаку и пообещали предпринять меры для предупреждения подобных эксцессов в будущем, договорившись «активировать совместный оборонительный механизм».
18 сентября в Дохе состоялась чрезвычайная встреча министров обороны стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Участники приняли целый пакет мер по укреплению коллективной безопасности. В частности, стороны договорились активизировать обмен развединформацией через объединенное военное командование, регулярно иметь общую картину воздушных операций по всему Персидскому заливу, а также ускорить работу над совместной системой раннего предупреждения о баллистических ракетах. В итоге был принят целый комплекс мер, имеющий целью теснее связать национальные системы обороны для противостояния «любым потенциальным угрозам или актам агрессии».
Кроме того, участники подписались под итоговым документом заседания, согласно которому отныне нападение на Катар «является нападением на все государства» Персидского залива.
Стоит отметить, что все описанные шаги пока остаются формальностью, за которой не стоит сколь-нибудь существенных, объединяющих арабский мир действий. Глубокие разногласия арабского мира по вопросам региональной безопасности выявляет и другое событие.
После атаки Израиля Египет выразил поддержку Катару и снова высказал предложение о создании на Ближнем Востоке военного альянса, аналогичного НАТО. Впервые эта идея прозвучала со стороны Каира после начала войны в Йемене в 2015 году.
Идею создания совместных арабских сил безопасности поддержал заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Пакистана Исхак Дар. По его словам, Исламабад будет поддерживать арабские государства и «выполнять свой долг» перед мусульманской общиной.
Однако сразу после саммита издание Middle East Eye, ссылаясь на египетских дипломатов, сообщило, что план Египта по формированию арабских сил обороны по образцу НАТО был заблокирован Катаром и Объединенными Арабскими Эмиратами.
Диверсификация военных союзов

Главный вывод, который могли сделать для себя страны региона — доверять Вашингтону, как некогда единственному гаранту безопасности, уже не получится и придется переосмыслить всю архитектору безопасности, включая создание новых союзов.
Первый шаг в направлении такой диверсификации сделала Саудовская Аравия. 17 сентября наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад бен Салман и премьер Пакистана Мухаммад Шахбаз Шариф подписали в Эр-Рияде договор о военно-стратегическом сотрудничестве.
«Соглашение предусматривает, что любая агрессия против одной из двух стран рассматривается как агрессия против обеих стран», — говорится в заявлении по итогам визита премьера Пакистана Мухаммада Шахбаза Шарифа в королевство.
Очевидно, что этот пакт стал непосредственным ответом Эр-Рияда на атаку Израиля по катарской территории. Конечно, он возник не на пустом месте — теснейшее сотрудничество двух стран насчитывает многолетнюю историю. Известно, например, что Эр-Рияд играл не последнюю роль в финансировании ядерной программы Пакистана с конца 1970-х годов. Отсюда неутихающие разговоры о возможном предоставлении Саудовской Аравии ядерного зонтика от благодарных ВС Пакистана. Однако какими бы тесными и продолжительными ни были эти связи, скорость оформления и подписания межгосударственного оборонного соглашения за срок менее месяца — это действительно нечто исключительное.
В подписанном договоре нет пунктов о применении Пакистаном ядерного оружия в случае угрозы Эр-Рияду. Однако сразу после подписания сделки в прессе появились предположения о возможном использовании ядерного оружия в рамках достигнутых договоренностей. Financial Times привела слова высокопоставленного анонимного саудовского чиновника, который убежден, что Пакистан «будет использовать все оборонительные и военные средства, которые будут сочтены необходимыми в зависимости от конкретной угрозы». О том же говорит бывший спецпредставитель США по Афганистану, американский дипломат пуштунского происхождения Залмай Халилзад. По его мнению, саудовско-пакистанский пакт подписан в опасное время.
«Пакистан располагает ядерным оружием и системами доставки, способными поражать цели по всему Ближнему Востоку, включая Израиль. Он также разрабатывает системы, способные поражать цели в США», — обеспокоенно заявил Халилзад в соцсети X.
В самом же Пакистане уверены, что для защиты Саудовской Аравии прибегать к ядерному арсеналу вообще не придется.
«Пакистан более чем уверен в адекватности своего потенциала в области обычных вооружений <…> Вооруженных сил Пакистана… достаточно, чтобы укрепить безопасность Саудовской Аравии, не прибегая к ядерному варианту», — приводит Associated Press слова исламабадского аналитика по вопросам безопасности Сайеда Мухаммада Али.
Эр-Рияд активизировал развитие параллельных треков военно-технического и стратегического сотрудничества и с другими странами. Например, 15 октября Саудовская Аравия и Китай начали совместные военно-морские учения под кодовым названием Blue Sword 2025.
Катар также укрепляет союзы. В частности, эмират обратился к своему второму близкому союзнику, у которого тоже есть своя военная база на территории арабской страны — к Турции. 22 октября, спустя более месяца после ударов Израиля, Катар и Турция подписали сразу четыре стратегических соглашения, одно из которых напрямую касается военной сферы.
США спешат загладить вину?
Если следовать логике официальных заявлений США и Катара, Вашингтону необходимо как бы загладить вину за свою близорукость в ситуации с ударом Израиля. Понимая справедливое негодование арабских партнеров и риски утраты доверия, Белый дом вынужден как-то компенсировать диверсификационный дрейф арабских монархий.
Сразу после саммита арабских государств в Вашингтон направилась высокопоставленная делегация Катара, после чего возникла серия интересных событий.
Вот что пишет Middle East Eye, ссылаясь на свои высокопоставленные источники в дипломатических кругах Египта: «Делегация Катара вернулась из Вашингтона с посланиями арабским государствам, в которых подчеркивается, что не следует принимать никаких резолюций против Израиля. Американцы обещали, что президент Дональд Трамп справится с кризисом и удержит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху от подобных атак на другие страны Персидского залива. Эмираты решительно поддержали эту позицию».
29 сентября на сайте Белого дома был опубликован указ Дональда Трампа о предоставлении Катару гарантий безопасности на условиях, аналогичных статье 5 устава НАТО. В указе, в частности, сказано, что США «будут рассматривать любое вооруженное нападение на территорию, суверенитет или критически важную инфраструктуру Государства Катар как угрозу миру и безопасности Соединенных Штатов». В случае нападения на Катар в Белом доме обещают, что США «предпримут все законные и соответствующие меры, включая дипломатические, экономические и, при необходимости, военные, для защиты интересов Соединенных Штатов и Государства Катар».
Затем, 17 октября, стало известно о вероятной подготовке нового стратегического соглашения между Вашингтоном и Эр-Риядом. Об этом сообщила британская Financial Times со ссылкой на свои источники. Согласно газете, Саудовская Аравия и США планируют заключить очередной пакт о военном сотрудничестве в ноябре, когда Вашингтон посетит наследный принц Мухаммед бен Сальман Аль Сауд. Соглашение будет включать расширение военного и разведывательного сотрудничества, а также гарантии безопасности, аналогичные упомянутым в законе Дональда Трампа о защите Катара.
Выдерживая всё ту же логику «неосведомленности» США и самостоятельности Тель-Авива, предположим, что Израиль вновь совершит какой-нибудь дерзкий акт агрессии и применит свои истребители против того же Катара, Саудовской Аравии или других арабских союзников Вашингтона. После этого США атакуют Израиль? Или будут вынуждены вновь сглаживать углы и вступать в еще более тесные союзы с катарцами или саудитами? Как далеко эта интеграция будет заходить? И не проступает ли за этим другая логика?
Несмотря на жертвы израильской атаки, включая представителя сил безопасности Катара, акт нападения на переговорный пункт ХАМАС в Дохе во многом символический. Израиль сам впоследствии признал, что удары не достигли своих целей — лидеры группировки уцелели, а премьер-министр Нетаньяху извинился перед эмиром Катара. Но что действительно произошло, так это еще большая интеграция Катара и Саудовской Аравии в структуру военного экспорта Штатов.
Впрочем, вопрос нового витка вооружения арабских стран в контексте очередных стратегических соглашений с США носит весьма проблемный характер. По оценке экспертов, вооружение ЦАХАЛ очевидным образом превосходит средства сдерживания арабов. Те же системы Patriot, стоящие на вооружении у Катара, были не способны перехватить атаку Израиля 9 сентября, в отличие от противоракетного комплекса THAAD, приобретенного Дохой, но до сих пор не поставленного американцами.
Как раз в этой связи интересны попытки арабских стран прорабатывать параллельные военно-стратегические треки, включая сближение с Китаем и Россией. Например, по оценке чрезвычайного и полномочного посла России Александра Яковенко, которую он дал в статье для РСМД 25 сентября, именно выбор в пользу российских и китайских вооружений властями Алжира, включая ПВО и авиацию, до сих пор останавливал Израиль.
Стоит напомнить о майском турне Дональда Трампа по Саудовской Аравии, Катару и Объединенным Арабским Эмиратам. В этой поездке Трамп сосредоточился на заключении инвестиционных сделок на сумму, по разным оценкам, от $2 трлн до $3,6 трлн. Сделки призваны способствовать экономическому развитию Соединенных Штатов. То есть речь идет о прямом инвестировании арабских государств в американскую экономику. Однако всё не сводится к прямым инвестиционным выгодам и триллионам. Остается неизменной стратегия США для Большого Ближнего Востока, действующая с начала 2000-х годов.
Если в начале своей истории в XX веке взаимоотношения арабских стран и США строились на объединении против СССР — недопущении Москвы к контролю над ближневосточным сырьем и противостоянии расширению соцлагеря, теперь место СССР занял Китай — главный конкурент США в современном мире.
Инструментом в этой борьбе стал исламизм, который уже запускали в виде цепочки оранжевых революций в 2011 году. Сейчас же Запад снова начал перезапускать эти процессы на Ближнем Востоке, обрушив режимы в Сирии и Афганистане. Стратегия США для региона предполагает разрушение непослушных Вашингтону национальных государств и организацию исламистского хаоса, который нужен, чтобы оторвать Китай от подпитки ресурсами и, по возможности, разорвать его связи с Россией и Ираном. Дальше США планируют перебросить этот хаос через Среднюю Азию еще ближе к границам Китая.
Что бы ни скрывалось за ударом Израиля и последовавшем переформатировании архитектуры региональной безопасности — расчет или оплошность, — Вашингтон не позволит свободно дрейфовать арабскому миру ни в Азию, ни в Европу. Этим ударом США еще больше привязали к себе и Израиль, и страны Персидского залива. На кону — триллионы долларов и пресловутая глобальная гегемония.
(теги пока скрыты для внешних читателей)