«Ни одному другому партнеру не предлагались отношения сравнимого уровня или подобные институциональные рамки. Однако Россия нарушила доверие, лежащее в основе нашего сотрудничества»

Ответ НАТО на предложения России по гарантиям безопасности — полный перевод

Лев Бродаты. Джентльмены! Европа в опасности! С Востока ей грозит мир!
Лев Бродаты. Джентльмены! Европа в опасности! С Востока ей грозит мир!

2 февраля испанская газета El Pais опубликовала полный текст ответа НАТО на предложения России по новой системе договоренностей касательно коллективной безопасности в Европе.

Главными пунктами российских предложений были подписание юридически обязующих гарантий по безопасности, отказ НАТО от дальнейшего расширения на восток и от размещения своих вооружений в сопредельных с Россией странах.

МИД России и государственный департамент США подтвердили подлинность документа, опубликованного EL Pais. ИА Красная Весна публикует полный перевод документа.

От НАТО в адрес России поступил следующий ответ:

1. НАТО — это оборонительный союз, и угрозы для России он не представляет. Мы всегда стремились к миру, стабильности и безопасности в Евроатлантическом регионе и к целостной, свободной, мирной Европе.

2. Мы твердо верим, что напряжения и споры должны разрешаться через диалог и дипломатию, а не посредством угроз или применения насилия. Учитывая значительное, ничем не спровоцированное, необоснованное, продолжающееся наращивание присутствия российских войск на Украине, в Белоруссии и вблизи них, мы призываем Россию немедленно деэскалировать ситуацию верифицируемым, своевременным и долговечным образом. Мы вновь подтверждаем свою приверженность территориальной целостности и суверенитету Украины, включая Крым, в ее международно признанных границах. Разрешение конфликта на Украине, в соответствии с принципами Минских соглашений и через другие согласованные форматы, значительно улучшило бы ситуацию с безопасностью и перспективами стабильности в Европе.

3. НАТО остается предано фундаментальным принципам и договоренностям, лежащим в основе европейской безопасности. Мы сожалеем о нарушении Россией тех самых ценностей, принципов и обязательств, в разработке которых она участвовала и которые лежат в основе отношений между НАТО и Россией. Союзники по НАТО считают, что евроатлантическая безопасность может быть наилучшим образом укреплена на благо всех, когда все страны вновь подтвердят свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, международному порядку, основанному на правилах, и документам, которым они добровольно обязались следовать в полном объеме: Хельсинкскому Заключительному акту 1975 года, Парижской хартии 1990 года и Стамбульской хартии европейской безопасности 1999 года. Россия разделяет равную ответственность за реализацию этих принципов и инструментов.

4. Стабильные и предсказуемые отношения между НАТО и Россией отвечают нашим общим интересам. Во время заседания Совета Россия — НАТО (СРН) 12 января 2022 года у нас состоялось первое обсуждение, в ходе которого все присутствующие высказали свои опасения по поводу безопасности. Союзники по НАТО предложили продолжить диалог о путях укрепления всеобщей безопасности в рамках СРН. Союзники готовы обсуждать проблемы безопасности с Россией. Наш диалог должен вестись на основе взаимности, опираться на основные принципы европейской безопасности и укреплять безопасность всех.

5. Принимая во внимание предложения по безопасности, представленные Россией, и отражая наши собственные озабоченности, союзники по НАТО определили области, в которых мы можем конструктивно участвовать в содержательном диалоге. Наша цель — достижение конкретных и взаимовыгодных результатов. Мы поддерживаем предложение председателя Совета Россия — НАТО о проведении серии тематических встреч для обсуждения состояния отношений между Россией и НАТО; ситуации с безопасностью в Европе, в том числе на Украине и вокруг нее; вопросов, связанных с уменьшением рисков, транспарентностью и контролем над вооружениями.

6. Евроатлантическая безопасность может быть усилена путем реализации следующих предложений:

7. Состояние отношений между НАТО и Россией

7.1 Использование в полной мере существующих каналов связи между военными для обеспечения предсказуемости, прозрачности и снижения рисков.

7.2 Восстановление взаимного присутствия НАТО и России в Москве и Брюсселе соответственно.

7.3 Работа над российским предложением о создании гражданской телефонной «горячей линии» для поддержания экстренных контактов.

8. Европейская безопасность, включая ситуацию на Украине и вокруг нее.

8.1 Все государства должны уважать и соблюдать принципы суверенитета, нерушимости границ и территориальной целостности государств, воздерживаться от угрозы силой и ее применения.

8.2 Все государства должны уважать право других государств выбирать или менять механизмы безопасности, а также определять свое будущее и внешнюю политику без вмешательства извне. В этой борьбе мы подтверждаем нашу приверженность политике открытых дверей НАТО в соответствии со статьей 10 Вашингтонского договора.

8.3 Россия должна вывести войска с Украины, из Грузии и Республики Молдавия, где они размещены без согласия принимающих стран.

8.4 Необходимо конструктивное участие всех сторон в различных форматах урегулирования конфликтов, к которым они принадлежат, в том числе в Нормандском формате, Трехсторонней контактной группе, Женевской международной дискуссии и переговорах в формате «5+2».

8.5 Россия должна воздерживаться от демонстрации силы, агрессивной ядерной риторики и злонамеренной деятельности, направленной против союзников и других стран.

9. Снижение рисков, прозрачность и контроль над вооружениями. У союзников по НАТО большой опыт участия в контроле над вооружениями, разоружении и нераспространении. Мы по-прежнему открыты для содержательного обсуждения вопросов контроля над вооружениями и диалога с Россией по взаимным мерам прозрачности и укрепления доверия, в том числе путем реализации следующих предложений:

9.1 Продолжение практики обмена сведениями по российским и натовским учениям через совет Россия — НАТО с целью увеличения предсказуемости и гласности и чтобы добиться снижения рисков.

9.2 Введение конструктивного обсуждения по модернизации Венского документа ОБСЕ.

9.3 Обеспечение прозрачности по учениям и внезапным проверкам боеготовности через снижение порога для информирования и присутствия наблюдателей.

9.4 Предотвращение опасных инцидентов военного характера через большую гласность и старания по снижению рисков.

9.5 Проведение взаимных брифингов по ядерной политике России и НАТО и проработка дальнейших потенциальных взаимных действий по снижению рисков на стратегическом уровне.

9.6 Проведение консультаций по тому, как можно было бы уменьшить угрозы для космических систем. А со стороны России — воздержание от испытаний противоспутникового оружия, создающих большое количество космического мусора.

9.7 Обеспечение свободного, открытого, мирного и безопасного киберпространства через консультации по уменьшению угроз в киберпространстве, через усилия по улучшению стабильности, придерживаясь обязательств по международному законодательству и добровольных норм по ответственному поведению государств в киберпространстве; воздержание всех государств от вредоносных действий в киберпространстве.

9.8 Проведение консультаций по конкретным способам предотвращения воздушных и морских инцидентов с целью восстановить доверие и уверенность друг в друге и повысить предсказуемость в Евроатлантическом регионе.

9.9 Возвращение всех государств к полному исполнению буквы и духа всех международных обязательств по контролю над вооружениями, разоружению, нераспространению и полному исполнению Конвенций о химическом и биологическом оружии.

9.10 Возвращение России к исполнению Договора по обычным вооружениям в Европе (ДОВСЕ), возобновление участия в Совместной консультативной группе, предоставление детальных данных и информации ежегодно, как это требует ДОВСЕ.

9.11 Ввиду обеспокоенности со стороны союзников по поводу Государственной программы вооружений России, включая ее запасы нестратегических ядерных вооружений, а также численность и виды ее ракет средней и малой дальности и пусковых установок к ним, Россию призывают:

i. Вести переговоры с США по будущим договоренностям по контролю над вооружениями и разоружению, а также договоренностям, касающимся всего ядерного оружия США и России, в том числе нестратегических вооружений, боеголовок, не размещенных на носителях, а также всех межконтинентальных носителей ядерного оружия.

ii. Серьезно обсудить с США тему наземных ракет средней и малой дальности, а также их носителей, в рамках более широкой дискуссии, включающей всех союзников, по поводу следующих шагов, а также в рамках Совета Россия — НАТО.

10. Более 30 лет НАТО работает над построением партнерства с Россией. На Лондонском саммите 1990 года, когда Холодная война подходила к концу, Альянс протянул руку дружбы, предлагая диалог и партнерство вместо конфронтации и недоверия. В последующие годы НАТО создала программу «Партнерство ради мира», а Россия и НАТО подписали Основополагающий акт Россия — НАТО и учредили Совет Россия — НАТО, который остается уникальной структурой и символом открытости Альянса к взаимодействию с Россией. Ни одному другому партнеру не предлагались отношения сравнимого уровня или подобные институциональные рамки. Однако Россия нарушила доверие, лежащее в основе нашего сотрудничества, и бросила вызов фундаментальным принципам глобальной и евроатлантической архитектуры безопасности.

11. Мы продолжаем стремиться к конструктивным отношениям с Россией, когда ее действия это позволяют. Мы призываем Россию к конструктивному диалогу по вопросам, представляющим интерес для всех членов Совета Россия — НАТО, для достижения ощутимых результатов. Обращение вспять процесса наращивания Россией военного присутствия на Украине и вокруг нее необходимо для достижения существенного прогресса.

12. НАТО не стремится к конфронтации. Но мы не можем и не будем идти на компромисс в отношении принципов, на которых зиждется наш Альянс и безопасность в Европе и Северной Америке. Союзники остаются твердо приверженными основополагающему Вашингтонскому договору НАТО, в том числе тому, что нападение на одного союзника рассматривается как нападение на всех, как это закреплено в статье 5. Мы примем все необходимые меры для обороны и защиты наших союзников и не пойдем на компромисс в отношении нашей способности делать это.

Продолжение следует.