На прошлой неделе в Сибири разогревались протесты в поддержку бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, а власти постепенно ослабляли карантинные меры

Протесты, коронавирус и засуха — Сибирь за неделю

Александр Дейнека. Уборка поля серпом и комбайном (фрагмент). 1930
Александр Дейнека. Уборка поля серпом и комбайном (фрагмент). 1930

Сибирь-Хабаровск: несогласованные протесты

Протестные акции в поддержку губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, обвиненного в убийствах и покушениях на убийство нескольких приморских предпринимателей в 2004–2005 годах, прошли практически во всех крупных городах Сибирского федерального округа с населением более 500 тысяч человек.

В качестве «пионера» протестных акций можно выделить Томск, где баннер в поддержку протеста появился 17 июля, а 18 июля прошла акция, набравшая 20 человек, также в Новосибирске в этот день прошло шествие, набравшее несколько десятков человек. В Кемерово, Томске и Омске протестующие выходили повторно 19 июля, а затем 25 июля акции были проведены синхронно практически во всех крупных городах.

Читайте также: Жители Новосибирска выступили в защиту Фургала

Общей чертой митингов стало отсутствие задержаний активистов полицией, несмотря на то, что ни одна из прошедших акций не была согласована с властями. Сотрудники полиции, как правило, вели себя корректно — разъясняли незаконность мероприятий, призывали разойтись и уговаривали пользоваться масками.

В Томске активисты ограничились проведением одиночных пикетов. По оценкам местных СМИ, около 5–7 протестующих с самодельными плакатами требовали отставки президента, освобождения Сергея Фургала, протестовали против произвола силовиков.

В Иркутске на площадке перед зданием правительства Иркутской области собрались более 50 человек, протестующих против ареста Фургала. Отметим, что неделю назад на первой подобной акции протестовали около 30 человек, и если первый протест, информационным сопровождением которого занималась местная блогер, не получил сколь-нибудь широкой огласки, то акция 25 июля, информационной поддержкой которой занимался штаб Навального в Иркутске, была и более многочисленной, и удостоилась нескольких публикаций в местных СМИ.

В Красноярске на Театральной площади митинговали около 40 человек. Звучали лозунги «Свободу Хабаровску» и «Мы за Хабаровск». Красноярцы недовольны арестом Фургала и назначением на пост губернатора края московского ставленника Дегтярева.

В Новосибирске «кормить голубей» вышло 15-–0 человек без плакатов. Никаких выкрикиваний лозунгов и плакатов не было, вероятно, активность протесту снизила дождливая погода.

Читайте также: В Омске проходит народный сход в поддержку протеста в Хабаровске

В Омске один за другим в этот день прошли три несогласованных митинга в поддержку Хабаровского протеста. Около 50 человек протестовали на Бульваре Победы. После митинговой части они с развернутыми знаменами и плакатами прошествовали по Иртышской набережной к центру. В гайд-парке у СКК им. Блинова собрались еще около 20 человек. Под вечер напротив здания администрации города в сквере им. Дзержинского «покормить голубей» вышли больше сотни омичей.

Несмотря на то, что многие активисты проигнорировали соблюдение масочного режима и акции не были согласованы властями, полиция не проводила задержаний, ограничившись информированием о незаконности проводимых мероприятий. Активисты выражали солидарность с протестующими хабаровчанами, требовали освободить из-под стражи Сергея Фургала и Николая Платошкина.

Послабления карантинных мер

За лето в регионах Сибири значительно ослабили карантинные меры, связанные с распространением коронавируса. Послабления дошли вплоть до разрешения работы кафе и ресторанов на летних верандах, открытия торговых центров и разговоров о скором снятии запрета на авиасообщение с другими странами. Однако не все местные власти считают, что стоит сильно ослаблять меры.

Так в Кузбассе режим повышенной готовности продлили до 9 августа. С 27 июля возобновляется проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации взрослого и детского населения Кемеровской области. Тем не менее, 18 июля правительство Кемеровской области возобновило работу блокпостов на въезде в регион, которые будут выписывать гражданам 14-дневный карантин.

В Томске власти наоборот сняли ограничение на работу 90 кафе и летних веранд, а также на возобновление работы автошкол.

Читайте также: В Томске возобновили работу 20 автошкол

Режим послаблений докатился и до Иркутской области. С 1 августа в Иркутской области откроются кафе и рестораны. Правда, пока с условием не более 50% заполнением заведения. На тех же условиях заработают и все остальные точки питания. Ношение масок перестанет быть обязательным, с 1 августа маски носить лишь рекомендуется. Жителям Иркутской области, возраст которых превышает 65 лет, предписано продолжать соблюдать режим самоизоляции. Также для них сохранится требование об обязательном ношении медицинских масок.

В Новосибирске выяснилось, что коронавирус имеет существенное психологическое влияние на население. Так, мэр Новосибирска заявил, что в период карантина за психологической помощью обратились около 100 тысяч горожан. Причиной стало отсутствие нормальных условий для зарабатывания средств на жизнь.

Читайте также: В Новосибирске из-за коронавируса стали чаще обращаться к психологам

На психологическое состояние людей влияет и статистика пандемии. По данным оперативного штаба противодействия распространению коронавирусной инфекции, в Новосибирской области за весь период пандемии заразились 8826 человек, вылечилось 6769 человек, 200 жителей области умерли.

Возникает вопрос о фиксируемых данных статистики, поскольку уровень зараженных в день очень быстро стабилизировался в окрестности 105 человек и остается таковым в течение почти двух месяцев. Здесь возникает ряд предположений: либо меры против коронавируса стабилизировали число зараженных в день, что маловероятно в связи со снятием ограничений, либо это число связано с доступным объемом тестов в сутки, но тогда высока вероятность, что зараженных в действительности существенно больше.

Острым остается вопрос со вспышками заражения. Так в Омске следственный комитет возбудил уголовное дело по факту массового заражения работников и пенсионеров в «Нежинском геронтологическом центре». Пару недель назад в этом доме престарелых с подозрением на коронавирус были госпитализированы сразу 19 человек. В распоряжении местных СМИ оказалось письмо министра здравоохранения Омской области Ирины Солдатовой министру труда и соцразвития Владимиру Куприянову, в котором Солдатова информировала Куприянова, что в случае вспышки коронавируса в доме престарелых, инфицированных стариков будет некуда госпитализировать.

По версии следствия, работники геронтологического центра допустили нарушения санитарно-эпидемиологических требований, которые привели к заражению коронавирусной инфекцией не менее 47 престарелых постояльцев центра и 19 работников этого учреждения. Ведутся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств преступления и виновных лиц.

Читайте также: Омский Минздрав уточнил число медработников, погибших в регионе от COVID-19

Тем временем региональный штаб продлил режим повышенной готовности в Омской области до 4 августа. Масочный режим будет действовать до 1 сентября. Это и не удивительно, ведь в последние дни в регионе увеличивается количество заболевших. Если в июне количество инфицированных варьировалось в пределах 80–100 человек, то уже в июле каждый день в регионе фиксируется больше 100 заболевших.

В Алтайском крае жители жалуются на то, что при наличии симптомов заболевания ОРВИ и COVID-19 получить направление на бесплатное тестирование на коронавирус или обследование легких на компьютерной томографии практически невозможно. При этом чиновники ссылаются на руководящие документы и заявляют, что давать или не давать пациенту направление на необходимые обследования решает лечащий врач. Врачи же поясняют, что решения свои они основывают на отраслевых документах.

Засуха и ливни угрожают сибирскому урожаю

Помимо разогревающейся протестной активности и сохраняющейся эпидемической угрозы, Сибирские регионы продолжают испытывать проблемы, связанные с погодой.

Режим чрезвычайной ситуации из-за засухи действует во всех 59 сельских районах Алтайского края. И хотя на этой неделе уже пошли дожди, помочь погибшим посевам это уже не может.

Читайте также: Аномальная жара и засуха бьют рекорды в Алтайском крае

По оценкам экспертов, потери урожая на Алтае может составить до 50% от 4,2 млн тонн зерновых, которые, как правило, собирают в Алтайском крае. Как отметил министр сельского хозяйства Алтайского края Александр Чеботаев, урон засухи составляет около 700 млн рублей, погибли не менее 155,7 тысяч гектаров посевов.

В Новосибирской области, где ранее был введен режим чрезвычайной ситуации, из-за засухи пострадало порядка 700 тысяч гектаров посевов, а на 120 гектарах посевы были полностью потеряны. По предварительным оценкам губернатора региона Андрея Травникова, ущерб аграриям оценивается в полмиллиарда рублей.

В Омской области из-за почвенной засухи ввели режим ЧС. Объем недополученного урожая предварительно оценивается в 6 млрд рублей, прямой урон составил 280–290 миллионов рублей. Ожидается снижение урожайности зерновых и зернобобовых на 40%.

Читайте также: В Иркутске из-за сильного ливня эвакуировали жителей частных домов

В Иркутской области, наоборот, полторы недели назад прошли мощные ливни. И хотя до ситуации с прошлогодними наводнениями дело не дошло, но все-таки стихия оказала серьезное воздействие. Например, в Иркутске 15 июля выпал 91 миллиметр осадков, что всего лишь на два миллиметра ниже абсолютного рекорда за все время наблюдений. Некоторые улицы города и жилые дома оказались подтоплены. Экстренным службам пришлось эвакуировать людей.