Роман написан о людях, что резко отличает его от перестроечных и постперестроечных книг о войне. Выпукло описывается подвиг советских солдат и командиров, в то же время без прикрас показаны и негативные моменты

«Живые и мертвые» — роман о людях на войне, ярко раскрывающий характеры

Изображение: роспись Сикстинской Капеллы
Микеланджело Искушение и падение
Микеланджело Искушение и падение

Роман известного советского писателя, участника Великой Отечественной войны, Константина Михайловича Симонова «Живые и мертвые» — это первая часть созданной им трилогии о войне («Живые и и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»). События романа разворачиваются с начала войны до зимы 1941 года.

Через всё повествование проходят две главные линии, выраженные в образах военного журналиста Ивана Синцова и командира стрелкового полка Фёдора Фёдоровича Серпилина.

Военный журналист Синцов едет в город Гродно не воевать, а писать статьи для газеты. Однако повоевать ему приходится. И Синцов без колебаний берет в руки оружие и вступает в бой с гитлеровцами. После первых поражений он начинает понимать, что война будет совсем не простой.

Характер его получает закалку в самых разных ситуациях: окружение, ранение, плен, недоверие после плена, предательство товарища. После нескольких месяцев мытарств он становится полноправным командиром взвода, умеющим воевать с врагом.

Комбриг Серпилин за свою жизнь успел повоевать в Гражданскую, затем командовал бригадой, был репрессирован и после четырех лет, проведенных в лагере, снова вернулся в строй. При этом он не озлобился на советскую власть, считая свой арест досадным недоразумением.

Его главной задачей, о чем он неоднократно говорил, было воевать, уничтожать противника во чтобы то ни стало, в любых обстоятельствах. Постепенно набравшись опыта, он становится морально и практически готов командовать дивизией.

Серпилин умеет усмирять свой жесткий и непримиримый характер. Это великолепно показано на примере ситуации с трусом полковником Барановым, который к тому же писал доносы на Серпилина еще в 1937 году. За то, что полковник бежал с поля боя, Серпилин разжаловал его в рядовые, после чего Баранов застрелился.

Позже, в Москве, в диалоге с женой, Серпилин говорит, что всё расскажет о Баранове, всё, как было на самом деле. Однако в разговоре с вдовой Баранова мы видим, как проявляются лучшие человеческие качества комдива. Он говорит ей, что ее муж погиб смертью храбрых — и сын Баранова со спокойной совестью идет добровольцем на фронт.

Первая книга трилогии заканчивается описанием зимнего наступления Красной Армии под Москвой и участия в нем подразделения Синцова и дивизии Серпилина.

Плакат к фильму «Живые и мертвые» по одноименному роману К.М. Симонова. Михаил Хазановский, 1964
Плакат к фильму «Живые и мертвые» по одноименному роману К. М. Симонова. Михаил Хазановский, 1964

Книга читается легко, на одном дыхании. Симонов увлекательно, но в тоже время правдиво, описывает бои начального периода Великой Отечественной. Читатель искренне сопереживает главным героям, находится в постоянном напряжении, не зная, что ждет героев дальше, как повернется их судьба.

Ярко описывается подвиг советских солдат и командиров, в то же время показаны и негативные моменты, элементы отчаяния и боли за судьбу Родины, упреки со стороны мирных жителей за то, что Красная Армия отступает, оставляя на поругание советские города и сёла. Присутствует в сюжете и трусость отдельных людей (Баранов, Люсин), проявляющаяся в разных ситуациях военного времени. При этом показано, что абсолютное большинство советских граждан смело защищают свою Родину от врага.

Вообще, роман написан о людях, что отличает его в лучшую сторону от перестроечных и постперестроечных книг о войне. Прекрасно раскрываются характеры героев с их переживаниями и сомнениями.

Если сравнивать «Живых и мертвых», например, с романом Стаднюка «Война», и тем более с фильмом по этой книге «Война на Западном направлении», то разница видна невооруженным глазом. В романе Стаднюка, например, все персонажи показаны какими-то плоскими и однобокими: подлец — везде и во всем подлец, и всегда был таким подлецом, герой — всегда и везде герой, а руководство — беспомощные винтики в руках Сталина.

В «Живых и мертвых» характеры персонажей сложнее, и поэтому выглядят они правдоподобными. Тот же Люсин, который геройски воевал, а потом испугался подвезти своего друга Синцова в Москву. Других персонажей так же меняет обстановка и какие-то события, характеры развиваются, чего у Стаднюка просто нет: там всё ровно — каким был человек в начале повествования, таким он и остается.

На мой взгляд, роман «Живые и мертвые» — одно из самых лучших произведений о войне. Книга яркая, интересная и заставляет о многом задуматься. Советую всем прочесть и посмотреть одноименный художественный фильм.