Поговорили о бюджете и задумались о повышении цен — неделя в Приморье
Приморский бюджет на 2021 год: предложения и сокращения
В начале минувшей недели состоялись общественные слушания по бюджету Приморского края на 2021 год. 3 ноября обсуждались статьи, касающиеся сфер культуры и спорта. В ходе обсуждения также были заслушаны и предложения от общественности. Сам губернатор Приморья Олег Кожемяко сразу заверил, что краевой бюджет на 2021 год останется социально-ориентированным. По его словам, не обойдут стороной и развитие массового спорта, и улучшение культурной инфраструктуры в регионе.
Отмечалось, что жители небольших населенных пунктов Приморского края заявили о необходимости ремонта или создания культурных клубов, где для желающих можно было бы организовать досуг и создать кружки. В краевом правительстве ответили, что на 2021 год уже запланировали выделить 132,1 млн рублей на строительство двух культурных объектов в селах.
Что касается спорта, к 1 апреля 2021 года пообещали закончить реконструкцию гребной базы в поселке Лозовый под Партизанском. Помимо гребной базы в районе пообещали построить и современный стадион.
Тем не менее, если оценивать объемы выделяемых средств на культуру и спорт, то в 2021 году они окажутся ниже, чем в году текущем. В частности, на культуру предполагается выделить 1,5 млрд рублей (в 2020 году эта сумма составляла 1,9 млрд), а на спорт — 1,6 млрд (в 2020 на эту сферу выделили 2,5 млрд).
Уже в пятницу, 6 ноября, обсудили и расходы на транспортную инфраструктуру в Приморье. По словам председателя правительства Приморского края Веры Щербины, на эти цели из бюджета выделят в 2021 году около 17 млрд рублей. Значительная часть средств пойдет на ремонт дорог и реконструкцию мостов.
При этом в правительстве Приморья заверили, что отменять электрички и сокращать междугородние автобусные перевозки не будут, несмотря на их нерентабельность для перевозчиков. И даже напротив — намерены запустить новый ЖД-маршрут до Большого Камня.
Противостояние вокруг Владивостокского морского торгового порта продолжается
Как и ожидалось, конфликт интересов вокруг ВМТП со временем не затих и продолжает развиваться. Так, 3 ноября на КПП у территории порта произошел конфликт между сотрудниками охранного предприятия и работниками порта. Профсоюзная организация ВМТП обвинила руководство FESCO, которое якобы отдало приказ не пускать на территорию предприятия авторов видеообращения к Путину. В самой FESCO обвинили отстраненного гендиректора ВМТП Заирбека Юсупова, который, по их словам, попытался разогнать охрану, а также раздавал алкогольные напитки работникам. Какое-то время работа порта оказалась парализованной из-за противостояния.
Позднее РБК сообщило, что РЖД ограничила отправку грузов, которые направлялись в ВМТП. В FESCO после появления этой информации вновь обвинили Юсупова в происходящем. По некоторым данным, настоящей причиной произошедшего стала именно приостановка работы порта из-за конфликта на КПП: приемка грузов на какое-то время не велась, из-за чего РЖД и ввела конвенцию. Уже 5 ноября затор с грузами в порту был устранен и поставки по железной дороге в ВМТП вновь возобновились.
Приморье опять ждет скачка цен на овощи и фрукты?
7 ноября ИА Primamedia напугало читателей грядущим ростом цен на овощи и фрукты в Приморье со ссылкой на представителей двух региональных торговых сетей. «В ближайшие два месяца приморцы могут столкнуться с отсутствием отдельных наименований овощей и фруктов», — пишет агентство.
Такой прогноз связывают со сложностями доставки грузов из Китая в связи с пандемией COVID-19. Однако агентство сразу оговаривается, что краевой минпромторг держит ситуацию на контроле и прорабатывает каналы поставок овощей и фруктов с западных направлений. Тем не менее, в минпромторге сообщают: «Из-за эпидситуации в крае сокращены объемы автомобильных поставок овощей из Китая. Это, в первую очередь, помидоры, огурцы и перцы».
Представитель торговой сети объясняет проблемы ситуацией на таможне. Китайская сторона, в очередной раз с начала коронавирусной истерии, ужесточила требования к российским перевозчикам. Теперь от водителей фур требуют справку об отсутствии коронавирусной инфекции, однако повторный анализ на китайской стороне нередко оказывается положительным, и водителям запрещают въезд в Китай на 3-6 месяцев. Водители отказываются работать в такой обстановке, а транспортные расходы «выросли в три раза».
Кроме того, очереди из фур на границе приводят к простою грузовиков в течение нескольких суток, а при сезонном снижении температуры воздуха овощи и фрукты в таких условиях быстро портятся. По словам представителя торговой сети, 20-40% скоропортящихся товаров приходится выбрасывать из-за таких простоев. Ритейлеры также говорят о поднятии цен на овощи и фрукты на западе, так как рынок реагирует на сложности с импортом из Китая в Приморье: «Стоимость на овощи пошла вверх в разных сегментах: на корнеплоды — на 17% и выше, на томаты и огурцы — на 40%».
В тот же день краевое правительство объявило о временной приостановке въезда грузовиков на территорию пограничного перехода «Пограничный», так как на границе в очереди скопилось более 100 фур. А сам порядок электронной очереди, введенный в мае этого года, продлило до 1 декабря.
Напомним, проблемы на погранпереходах Приморья начались вскоре после ухудшения эпидемической ситуации с коронавирусом в крае. Китайская сторона ввела комплекс противоэпидемических мер, в связи с чем ограничила пропускную способность погранпереходов сразу в несколько раз. Хотя пока коронавирус бушевал в Китае, никаких серьезных мер, ограничивающих грузопоток, не принимала ни российская сторона, ни китайская.
Не совсем понятно, почему сейчас должны начаться перебои с поставками китайских овощей, ведь пропускная способность погранпереходов мало меняется с начала года, когда китайцы впервые ввели ограничительные меры. Да, регулярно происходят эксцессы, в результате которых китайцы уменьшают и без того мизерный поток фур через границу, однако вскоре этот небольшой поток восстанавливается. Эти качели раскачиваются уже более полугода.
И все это время краевые власти, с одной стороны, пытаются договориться с китайскими партнерами об увеличении потока, с другой — ищут выходы на западные рынки (например, целая делегация летала в Узбекистан). С третьей — говорят о необходимости развития собственного сельского хозяйства (пока дальше разговоров дело не особо заходит, ведь субсидии производителям в сумме 3-5 рублей на килограмм реализованной продукции сложно назвать действенной мерой).
В то же время перевозчики неоднократно отмечали, что наладить переход водителей через границу с минимальным риском заражения китайских товарищей, на самом деле, не так уж сложно. Но, судя по всему, это не нужно ни китайским товарищам, ни российским господам.
В Приморье стали больше выдавать ипотечных кредитов
По данным Банка России, объем ипотечных кредитов, выданных в Приморье за первые девять месяцев, составил 40,3 миллиарда рублей, что уже на 13% больше, чем за весь прошлый год. Более 13 миллиардов было выдано по программе Дальневосточной ипотеки. Текущая сумма жилищных займов выросла на 21,4 миллиарда рублей, до 106 миллиардов. Доля же просроченной задолженности снизилась с 0,7% до 0,6%. Средневзвешенная ипотечная ставка за последний квартал несколько подросла — с 6,2% годовых до 6,77%. В то же время ставка по «2%-й ипотеке» упала до 1,2% при подтверждении дохода выпиской из Пенсионного фонда. Более того, если заемщик готов сразу выплатить банку комиссионные в размере 2% или 3,5%, то ставка на весь срок снижается до 0,7% или 0,2% соответственно.
17 млрд выделят на краевые дороги и мосты в следующем году
Примавтодор сообщил о 70%-м выполнении к середине октября годового плана ремонта краевых трасс и пообещал в декабре завершить аварийно-восстановительные работы пострадавших от наводнения дорог. Правительство Приморья планирует в следующем году около 17 миллиардов рублей выделить на ремонт дорожного полотна, реконструкцию и строительство мостовых переходов.
Развязку на Фирсова уже сделали? Начинаем проектировать следующие
Администрация Владивостока задумала на месте существующего путепровода на пересечении проспекта 100-летия Владивостока и улицы Русской возвести полноценную трехуровневую развязку и ищет за 1,2 миллиона рублей подрядчика для проведения работ по планировке и межеванию данной территории. На аналогичные работы для развязки в районе Зари найти желающих в этом году не удалось. Но ни проведение работ по межеванию, ни даже наличие проекта сооружения еще не гарантируют самого строительства. Примером может служить до сих пор ожидаемая развязка возле «Фетисов-Арены», проект которой был готов в 2014 году, но на данный момент устарел и требует корректировки сметной стоимости. Также можно вспомнить прошлогодние обещания самого полпреда Трутнева о реконструкции развязки на Фирсова в этом году. Хотя о них уже в медиа не вспоминают.
Для кого строят подземный паркинг в новостройках?
Владивостокцы-новоселы не спешат приобретать места для своих автомобилей в придомовых и подземных многоуровневых парковках, возводимых строителями новых многоэтажек для соответствия региональным нормативам. Причиной тому их высокая стоимость, которая варьируется от 400 тысяч до 4,5 миллионов рублей за машиноместо. В то же время задействовать схему сдачи паркинга в аренду с помесячной оплатой застройщики категорически не желают.