К чему готовят Румынию?


Когда 3 октября в ходе Валдайского форума президент РФ Владимир Путин заявил о том, что в Румынии демократические и избирательные процедуры превращены в фарс, он имел в виду отстранение от выборов и последующее судебное преследование победившего в первом туре Кэлина Джорджеску.
Возмущение попранием демократических процедур оправданно и правомерно, но так ли однозначно выглядит эта коллизия, если всмотреться в детали?
В последнее время появляется всё больше сигналов, что Румыния движется к милитаристской диктатуре. Речь идет не только о нарастающей милитаризации страны, как утверждают, «в целях обороны Европы». Румыния, являющаяся членом НАТО, активно заявляющая свои претензии на Молдавию, непременно втянется в военный конфликт с Россией, если Молдавию толкнут на столкновение с Москвой по украинскому сценарию. Это расширит зону войны на европейском континенте. И логика происходящих событий показывает, как страна готовится к такому сценарию.
За счет чего увеличивают военные расходы

Страны Европы вынуждены экономить на многом, чтобы выполнить требование блока НАТО о повышении планки военных расходов. Все страны-члены НАТО согласились повысить военные расходы до 5% от ВВП в течение ближайших 10 лет. При этом военные бюджеты должны достичь 3,5% ВВП. Оставшиеся 1,5% будут добираться за счет расходов на «кибербезопасность» и создание европейской железнодорожной сети для военных нужд.
Еще в июне президент Румынии Никушор Дан заявил: «Мы планируем увеличить оборонный бюджет Румынии с 2,5% в этом году до 3,5% ВВП к 2030 году, при этом деньги будут направлены на эффективные военные расходы». 18 сентября он остановился на цифре в 2,3% для 2026 года. В 2025 году эта доля составляла 2,2%. Это в любом случае выше, чем в 2007–2015 годах, когда доля не дотягивала и до 1,5%.
Задача по изысканию средств легла на плечи недавно избранного премьер-министра Илие Боложана. Правительство приступило к сокращению социальных и административных расходов. Наряду с этим оно повысило налоги. В частности, с 19% до 21% был поднят НДС, что повлекло за собой резкий рост цен.
Два пакета соответствующих реформ вызвали некоторое возмущение в обществе: митинговали учителя и сотрудники научных учреждений, мэры ряда городов публично критиковали премьер-министра за резкое сокращение своих администраций, часть чиновников из центральных органов власти присоединилась к протестному митингу в Бухаресте. Но всё это не помешало курсу Боложана.
Надо сказать, что свой экономический курс Боложан тщательно сверяет с ЕС. В частности, с Еврокомиссией он согласовал, что дефицит бюджета на 2026 год составит 8,4% ВВП (в 2024 году этот показатель превышал 9%).
Дело ультранационалистов

В сентябре политическими инфоповодами стали подробности уголовных дел в отношении Кэлина Джорджеску. Он обвиняется в подготовке госпереворота и в прославлении румынских фашистов Йона Антонеску и Корнелиу Зеля Кодряну.
Корнелиу Зеля Кодряну — основатель румынской нацистской организации «Железная гвардия» (боевое крыло «Легиона Архангела Михаила», название которого позже перешло на всю организацию). Йон Антонеску — фактический глава Румынии в 1940-1944 годах, пришел к власти с помощью «железногвардейцев». Несмотря на сложные отношения гвардистов с режимом Антонеску, ответственность этой организации в нацификации Румынии отрицать невозможно. Румынские фашисты известны чудовищными зверствами на территории СССР.
Джорджеску еще в 2020 году заявил, что указанные исторические персоны для него являются героями, благодаря которым он «прожил национальную историю, а не через лакеев глобалистских держав, которые сегодня временно руководят Румынией». В результате разгоревшейся вокруг этого публичной полемики его исключили из «Союза за объединение румын» (AUR).
Именно за легионерскую пропаганду его и арестовали в феврале 2025 года. 1 сентября должен был состояться суд, но он был отложен, потому что судьи не сочли это дело неотложным. По той же причине суд не был проведен и 30 сентября. При том что каждое судебное заседание становится поводом для упоминания Джорджеску в СМИ.
Но существует еще одно судебное разбирательство, которое идет в отношении Джорджеску, начальника его охраны Хорациу Потры и еще 20 человек, которых причисляют к некоей боевой организации Потры. С начала 1990-х годов Хорациу Потра служил во французском Иностранном легионе, выполняя военные миссии, связанные с охраной государственных лиц и важных объектов в различных странах Африки.
Румынские следователи считают, что Потра создал вооруженную организацию из 20 человек, с которой якобы намеревался совершить насильственный захват власти после отмены первого тура выборов в ноябре 2024 года. 26 февраля 2025 года дома у Потры прошел обыск, но сам фигурант дела к тому времени покинул Румынию и перебрался в ОАЭ.
Суд по делу о госперевороте начался 16 сентября, в этот же день общественности стал известен обвинительный акт. Одним заседанием столь серьезное дело не ограничилось, и 17 сентября Джорджеску подписывал документы о надзоре за ним в полицейском участке. Это стало политическим событием. Между сторонниками Джорджеску и жандармами даже возникла небольшая потасовка. 24 сентября Потру задержали в ОАЭ, ожидается его экстрадиция в Румынию.
Несмотря на муссирование темы с госпереворотом в румынских СМИ и подачу материалов на эту тему в самых темных красках, авторитет Джорджеску остается высоким. Согласно сентябрьскому опросу агентства CURS, он является лидером рейтинга, ему доверяют 40% опрошенных — больше чем любым другим политикам. На втором месте — Джордже-Николае Симион из оппозиционной ультраправой партии «Альянс за объединение румын» — 38%. Президенту Никушору Дану доверяют 34% опрошенных, а премьер-министру Илие Боложану и лидеру СДП Сорину Гриндяну — по 26%.
Что касается партийных рейтингов, то на 20 сентября, по данным агентства Avangarde, лидирует националистическая партия AUR, за нее отдали бы голоса 41% респондентов, готовых голосовать. Пока что суммарный рейтинг четырех властных партий еще превышает популярность AUR: за социал-демократов (СДП) готовы проголосовать 19%, за Национальную либеральную партию (НЛП) — 13%, за «Союз спасения Румынии» (USR) — 12%, за Венгерский демсоюз (UDMR) — 6%. Учитывая, что в Сенат (верхнюю палату) избираются 136 кандидатов от 43 округов — уже далеко не факт, что он остался бы за правящей коалицией, если бы выборы прошли в сентябре.
В последнем опросе 51% респондентов отметили свое разочарование политикой нынешних властей, так что потенциал для роста популярности ультраправых сохраняется. Напомним, Джордже Симион в мае победил в первом туре президентских выборов, набрав в два раза больше голосов, чем действующий президент, и уступил лишь во втором туре с результатом в 46% голосов.
Таким образом, снижая уровень благосостояния и превращая суд над Джорджеску в долгоиграющее медийное шоу, власти, по сути, подыгрывают ультраправым. Ситуация очень похожа на другие страны Европы, как тут не вспомнить об АдГ, бьющей рекорды популярности в Германии с рейтингом в 27%.
Молдавия и Приднестровье

После победы прорумынской партии Майи Санду в Молдавии президент Румынии Никушор Дан начал высказывать прогнозы относительно внутреннего устройства Молдавии. Он заявил, что при принятии Молдавии в Евросоюз Приднестровье может быть объявлено автономией в составе Молдавии: «Я считаю, что это может быть сделано с Приднестровьем со статусом, как у Гагаузии, с относительной автономией в составе Молдавии. Граница Европейского Союза будет проходить по этим двум автономиям».
Подготовка к поглощению Молдавии ведется с помощью выдачи ее жителям румынского гражданства. Если в 2021 году сообщалось о 642 тысячах жителей Молдавии с румынскими паспортами, то в 2022 году таких было уже более 1 млн, а в 2024 году один из соцопросов показал, что 76% респондентов, проживающих в Молдавии, имеют румынское гражданство. Еще в 2021 году Майя Санду заявила, что видит будущее Молдавии в сближении с Румынией, а в 2023 румынский язык в Молдавии официально стал государственным.
Но и с румынской стороны заявлений хватает, например, предыдущий премьер-министр Марцел Чолаку еще в апреле 2024 года заявил: «Я поддерживаю объединение, у меня нет запрета. Это мое право! По-прежнему верю в объединение Молдавии и Румынии. Это произойдет внутри ЕС, или мы найдем (иной путь — прим. ИА Красная Весна)». Как мы видим, правительство сменилось, а курс остался прежним.
И в этом смысле нынешнюю политику Бухареста на Молдавском направлении также можно рассматривать как подготовку почвы для прихода ультраправых. Да, сам Джорджеску еще в марте 2025 года призывал не форсировать объединение, но тот же Джордже Симион просто не признает суверенитет Молдавии, и само название его политической силы «Альянс за объединение румын» недвусмысленно намекает на планы поглощения Молдавии.
Военная подготовка

На этом направлении в сентябре 2025-го произошли существенные изменения. Наиболее громким в этом плане был сюжет с неизвестным беспилотником, появившемся в сентябре в небе над Румынией. Не так уж важно, чей именно это был дрон, интересна сама реакция румынских властей. На фоне постоянного негатива в адрес России в румынских СМИ, сообщение системы гражданской обороны о воздушном инциденте с этой картиной явно диссонирует. «Мы напоминаем населению, что территория Румынии не является целью атак Российской Федерации», — вот что могли прочитать на экранах своих телефонов жители жудеца (уезд в современной Румянии — прим. ИА Красная Весна) Тулча, где и произошел инцидент, в качестве сообщения от властей.
Дрон залетел в Румынию с территории Украины 13 сентября, его перехватили два истребителя F-16 и сопроводили его до украинской границы. Аппарат находился в румынском небе 11 минут.
29 сентября министр обороны Йонуц Моштяну заявил об еще одном обнаруженном беспилотнике. 30 сентября Никушор Дан заявил о решимости сбить следующий подобный беспилотник в небе над страной. 1 октября он принял участие в совещании стран ЕС в Копенгагене.
То есть за две недели от растерянности и даже готовности признать отсутствие враждебных намерений России (что очень нехарактерно на фоне постоянной антироссийской риторики в СМИ и от официальных лиц) Румыния перешла к решительным заявлениям о силовом противодействии. И это при том, что еще 1 сентября в Румынию с военной инспекцией приезжала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Румыния оказалась в числе восточноевропейских стран, где она побывала с той же целью.
Тогда же правительство Румынии заявило о готовности перейти к дополнительному набору на военную службу на добровольной основе лиц от 18 до 35 лет, соответствующие законопроекты уже подготовлены. Средняя зарплата солдата в Румынии — 9 тыс. леев (около 170 тыс. рублей или 1770 евро), что уже в три раза выше средней румынской зарплаты.
По данным СМИ, прошедшие четырехмесячную стажировку военные смогут получить выплату в 27 тыс. леев (500 тыс. руб. или 5300 евро), что на фоне социальных неурядиц, вызванных тем же правительством, выглядит весьма заманчиво. То есть милитаризация страны происходит комплексно, она подкрепляется и экономическими стимулами.
Читайте также: Министр обороны Румынии решил наладить сборку дронов вместе с Украиной
Какие выводы нужно сделать России

Одним из поводов для оживления антироссийской риторики явилось дело Джорджеску. Президент Никушор Дан 3 октября на саммите европейских стран представил доклад генпрокурора Румынии с доказательствами российского вмешательства в выборы 2024 года. «У нас есть доказательства того, что существовало несколько сайтов, для рекламы которых <…> использовались рекламные компании из России», — заявил Дан 30 сентября.
Даже в разочаровании румын либеральным правительством Никушор Дан винит не проводимый им курс на сворачивание социального государства, а «постоянное влияние России, которое усиливает все социальные недовольства, иногда с помощью ложных данных».
Также президент прямо высказался, что одной из причин роста экстремистских настроений является «российское влияние, которое началось <…> сразу после 2014 года». Угрозу национальной безопасности Дан усматривает даже в 10-15%-ном рейтинге доверия Путину. Борьбу с российским влиянием Дан называет приоритетным направлением в работе Румынской службы информации (SRI).
Выборы в Молдавии он также рассматривает в контексте противостояния с Россией. «Люди ожидали, что Россия попытается сорвать выборы <…>. Республику Молдова предупредили. Когда они почувствовали нехватку ресурсов, они обратились за помощью к европейским странам и получили ее», — заявил Дан. 2 октября на встрече европейских стран, где президент Румынии и зачитал доклад о влиянии России, одной из основных тем была ситуация вокруг Молдавии.
Единственное, о чем глава государства говорит с осторожностью — это о возможности прямого военного столкновения с Россией. «В настоящий момент я не вижу, что Россия способна атаковать НАТО, но вызовы будут сохраняться», — заявил он 25 сентября.
При этом Джорджеску, политик из европейской страны, заявляет: «Единственная наша военная защита, защита нашей безопасности — это США <…> Америка — единственный партнер Румынии в любой ситуации».
Молдавия и Приднестровье — одна из главных точек напряженности между Россией и НАТО. И Румыния в этом смысле находится на острие этого противостояния. Возможно, политикам удастся не довести противостояние до прямого военного конфликта, но сейчас из Румынии пытаются сделать милитаристское русофобское государство, которое вскоре могут передать ультраправым, а те, в свою очередь, конечно, начнут реализовывать декларируемые ими внешнеполитические амбиции.