Лукашенко начал предвыборную кампанию уже после президентских выборов

Власть в Белоруссии потеряла нюх? Интервью

Карл Брюллов. Нарцисс. 1819
Карл Брюллов. Нарцисс. 1819

Политический кризис в Белоруссии в 2020 году оказался самым глубоким с середины 90-х. Большая протестная улица, несогласная с итогами президентских выборов, столкнулась с решимостью президента Александра Лукашенко отстаивать законную победу на выборах. Каковы шансы каждой из сторон, и что в итоге ждет Белоруссию? Своим мнением поделился политический обозреватель из Минска Дмитрий Исаёнок.

ИА Красная Весна Мы наблюдаем политический кризис в Белоруссии. Как Вы считаете, ожидал ли подобного Лукашенко? Чего здесь больше: глубинных причин, ошибок действующей власти или заготовленного сценария «майданщиков»?

— Кажется, что белорусские власти почему-то перестали чувствовать и понимать множество простых вещей, которые каждый разумный человек вроде бы должен понимать.

Взять к примеру митинги рабочих. Когда поднялся БелАЗ, первое требование было — убрать ОМОН из города. Как только милиция перестала закидывать свето-шумовыми гранатами протестующих, стрелять резиновыми пулями во дворах, внезапно выяснилось, что часть рабочих за оппозицию, но всех своих коллег на забастовку они подбить не в состоянии.

Трудовые коллективы встали в том числе и на защиту своих оппозиционных коллег. На защиту своих и чужих родственников, которые, просто идя по улице, рискуют, что называется, попасть под раздачу. Этой проблемы могло попросту не быть.

ЦИК мог бы не делать Лукашенко 80%, если бы чувствовал и ожидал, что в этот раз их привычная шутка вызовет гораздо большее раздражение. Но почему-то не чувствовал.

Лукашенко мог анонсировать конституционную реформу, о которой он говорит сейчас, с постепенным транзитом власти еще на стадии предвыборной кампании. С четкими предложениями и графиком. Но не стал этого делать. Мог предложить людям что-то помимо «защиты суверенитета» и всего этого «сохранить — не допустить», но не предложил.

Кажется, пришло время констатировать, что наша власть заелась, потеряла нюх и стала страшно далека от народа.

А у либерально-националистической оппозиции только одна серьезная новация: у них появились современные, эффективные СМИ, которые высвечивают все проколы власти, не дают ей спуску и уже владеют изрядным количеством умов.

Изображение: president.gov.by
Александр Лукашенко на участке для голосования
Александр Лукашенко на участке для голосования
голосованиядляучасткенаЛукашенкоАлександр

ИА Красная Весна Протест вступил в новую фазу в связи с забастовками рабочих. По Вашему мнению, нынешние органы оппозиции (Объединенный штаб, Координационный совет) смогут говорить на одном языке с рабочими?

— На данный момент мы видим, что какой-то части рабочих политическая оппозиция смогла навязать эту картину мира: «Кто угодно, только не Лукашенко». Их не так и мало, но устойчивого большинства в трудовых коллективах они, похоже, не составляют.

А с теми, кто на такую простенькую наживку не покупается, все эти «координационные советы» явно не знают что делать. Свою социально-экономическую программу они стараются лишний раз не озвучивать, опасаясь, что идея неолиберальных реформ многих отпугнет. Других идей нет. Остается накручивать своих и морально давить на окружающих: «Ну почему же вы такие черствые, почему вы еще не с нами?»

И если власть не выкинет какого-то очередного безумства, которое опять подключит к протесту самые широкие слои, штаб Тихановской скоро упрется в тупик. Проблема в том, что наша власть очень даже может что-то такое выкинуть.

ИА Красная Весна Как вы оцениваете состав Координационного совета? Насколько они смогут управлять протестными силами? Насколько способны к переговорам с действующими белорусскими чиновниками?

— Вообще любые полноценные переговоры возможны только с людьми, которые реально что-то контролируют. Со стороны режима это Лукашенко — он может дать команду стрелять, может дать команду не стрелять и, как мы видели, обе команды выполнят.

А кто бы это мог быть со стороны оппозиции? Это должны быть люди, которые способны остановить протест и, если понадобится, снова запустить.

По всему выходит, что если бы Лукашенко вдруг захотел вести реальные переговоры, ему бы пришлось садиться за стол с админами телеграм-каналов и редакторами крупных СМИ. Они как-то влияют на настроения и поведение протестной массы. А штаб Тихановской скорее шумит и нагнетает определенные настроения, чем управляет.

Список «Координационного совета» мне кажется политической ошибкой оппозиции. Это тусовка оппозиционных «селебрити», которые с начала в 90-х стоят в очереди за властью. Лукашенко вполне обоснованно может просто отмахнуться. Кого представляют эти люди? Чем могут управлять? Рок-группой?

Изображение: (сс) Homoatrox
Тихановская на митинге в свою поддержку
Тихановская на митинге в свою поддержку
поддержкусвоювмитингенаТихановская

ИА Красная Весна Есть ли у оппозиции левое крыло? Какую позицию, на Ваш взгляд, должны занимать левые силы по отношению к происходящему?

— Нет там левого крыла. Формально там и правого нет, а народ просто «залип» на проблематику в духе «кто угодно, только не он». Но у правых есть силы и ресурсы на случай вакуума власти заполнить этот вакуум собой. А у левых таких ресурсов нет.

Вообще надо что-то делать с гегемонией либерально-националистических СМИ. Пока эти облучатели безраздельно властвуют в информационном пространстве, нет никаких шансов до кого-то достучаться и что-то там перехватить.

Мне кажется, что сейчас можно работать со скептически настроенной по отношению ко всему происходящему частью населения. Восторженный психоз невозможно перебить никакими логическими доводами. Он должен сперва себя исчерпать.

ИА Красная Весна Лукашенко начал проводить митинги в свою поддержку. Как Вы полагаете, они влияют на ситуацию? Что, на Ваш взгляд, сейчас должен делать Лукашенко?

— Довольно смешно получилось: Лукашенко настолько суров, что даже предвыборную кампанию начинает после выборов. Все эти трактора с флагами, автопробеги и митинги были бы более уместны пару месяцев назад. Кроме того, от этих акций за версту шибает «админресурсом», что сильно портит впечатление.

Лукашенко стоило бы как-то осознать, что он не самодержец. Что электоральная поддержка вообще-то важна. А для того, чтобы ее получить, надо как-то заинтересовывать разные слои населения, предлагать им проекты и варианты. А не пугать «дестабилизацией», угрожать уволить неблагодарных рабочих или вспоминать свои заслуги из середины 90-х.

И я, кстати, не уверен, что в своем теперешнем состоянии он способен это понять. Прилететь к ОМОНу с автоматом в бронежилете — сейчас его популизм выглядит так.

ИА Красная Весна Каким будет политический ландшафт в случае победы Лукашенко? В случае победы его соперников?

— Если система просто обрушится и власть буквально упадет в руки штаба Тихановской, едва ли они будут способны на что-то большее, чем просто перейти под внешнее управление. Вроде как на Украине: четверть правительства из иностранцев, рекомендации МВФ или посольства США как непререкаемая божественная воля. Ну и дальше все как принято в подобных случаях: сокращение социалки, распродажа всего, конфронтация с Россией и т. д.

Если Лукашенко удержит власть буквально силой, тоже ничего хорошего. Уже сейчас мы видим ситуацию, когда полезно было бы успокоить общество, начав расследование пыток задержанных и наказав хотя бы самых ретивых вояк. Но он не может, потому что это сейчас главная его опора. И не сможет дальше, а значит влияние и чувство безнаказанности силовиков будут расти.

Кроме того, Лукашенко в этом случае попадает в критическую зависимость от России, а тамошний олигархат давно настроен оптимизировать «белорусскую модель» по образцу российской.

Наилучший вариант — если власть включит голову, поубавит спесь, попытается предложить какие-то проекты развития для тех же рабочих и пойдет на уступки демократического плана. Параллельно пытаясь что-то противопоставить либерально-националистической гегемонии в электронных СМИ: пока народ массово залипает на Telegram-канал Nexta, ничего кроме эскалации не будет. Но именно этот вариант сейчас кажется наименее вероятным. Слишком тонкая шутка для нашего цирка, как говорится.

Изображение: president.gov.by
Митинг на площади Независимости в Минске в поддержку Александра Лукашенко
Митинг на площади Независимости в Минске в поддержку Александра Лукашенко
ЛукашенкоАлександраподдержкувМинскевНезависимостиплощадинаМитинг

ИА Красная Весна Как Вы относитесь к возможности внешнего вмешательства в Беларусь? Высока ли вероятность хаоса и потери части территории?

— Пока что ничего такого не заметно. Но мы же понимаем, что происходящее сейчас еще полгода назад тоже сложно было себе вообразить.

Пока что армия подчиняется главнокомандующему и выполняет свои функции. У оппозиции вооруженных отрядов нет. Но Беларусь — маленькая страна и армия у нас тоже маленькая, а большой мир вокруг бодренько сходит с ума. Так что я уже ничему не удивлюсь.

ИА Красная Весна Что гражданину Белоруссии нужно сделать сейчас, чтобы потом не было совестно перед детьми, внуками?

— Видимо, думать головой, а не эмоциями. Помнить, что за телеграм-каналами стоят люди с собственными целями и интересами, которые не обязательно совпадают с их целями и интересами. Что люди могут врать, а политики и бойцы информационного фронта врут очень часто. И не забывать про принцип «не навреди».