К статьям Юлии Крижанской по результатам исследования АКСИО-8 в № № 340–345
Дмитрий Дюбо / Газета «Суть времени» №349 /

Реальность и ее осмысление

Фронтиспис «Левиафана» Т. Гоббса
Фронтиспис «Левиафана» Т. Гоббса
Фронтиспис «Левиафана» Т. Гоббса

Последние несколько номеров газеты «Суть времени» посвящены публикации результатов опроса АКСИО-8. Внимательно читая материалы и готовясь к их презентации более широкому круг общественности, понимаешь несколько интересных особенностей, свойственных человеческой психике.

Для того чтобы осмыслить какое-то явление, нашему мозгу требуется время на то, чтобы овнутрить полученную информацию. Нужно время для того, чтобы эта информация с чем-то внутри нас соединилась. С какими-то схемами, моделями, образами. Только когда это произойдет, вдруг возникает эмоциональная реакция, эмоциональная связь с тем явлением, с которым мы столкнулись.

Пытаясь понять, что выявляет наш опрос, пришлось несколько раз прочитать материал, составить доклад и выступить с ним — и тогда он начал как-то жить внутри. Получается, что материал усваивается, только если ты его попытался оформить своими словами, составил внутреннюю картинку, модель, схему. После этого начинается внутренний диалог — размышления на данную тему.

Почему это так важно, и почему я об этом пишу? Потому, что это реальность. Это та реальность, в которой мы живем, и которая далеко не очевидна. Это та реальность, с которой мы должны взаимодействовать, и если мы не будем реагировать на какие-то негативные явления этой нашей реальности, то мы рискуем потерять что-то жизненно важное.

Часто можно слышать от разных людей, что власть плохая, и что все к ней относятся плохо. Но так ли это на самом деле? Что может это подтвердить? Насколько этот процесс масштабен? Насколько негативная реакция на власть сформировалась у общества? Каковы могут быть последствия, и что с этим делать? Всё это остается за пределами осознанности. И то, что вроде как очевидно, на самом деле не больше, чем миф.

Когда человек далек от принятия решений или от каких-то серьезных «вложений» своей жизни, то он может легко отнестись к знанию о реальности, в которой он живет. Но когда от того, как ты понимаешь реальность, зависит твоя жизнь, жизни других людей, или это стоит тебе больших усилий, то любое столкновение с настоящей, а не выдуманной, реальностью становится крайне важным. Кроме того, это становится важным в тот момент, когда тебе нужно убедительно показать эту реальность каким-то людям, принимающим решения, которые находятся в плену определенных заблуждений, т. е. не понимают, какие последствия могут наступить от определенных решений, действий. Социологическое исследование — это реальный факт, который, конечно, можно по-разному интерпретировать. Но первичные данные от этого не меняются.

Таким образом, во время прочтения результатов исследования АКСИО-8 у меня было две задачи: понять и внятно сформулировать основные емкие, яркие тезисы исследования, и стать убедительным, для того, чтобы эти тезисы стали сильным способом воздействия на сознание людей.

Интересно выделить в исследовании отношение народа к власти и государству в зависимости от наличия так называемого «социального государства» в России. Что это значит?

Мне кажется, что это довольно просто объясняется смыслом государства. Если государство обеспечивает безопасность граждан, если оно обеспечивает страховку от смерти и помогает решать трудности в обычной жизни, то оно явно ценится народом. Если же народ не чувствует этой безопасности и помощи государства, то зачем же его и содержать? Зачем терпеть такую власть? Народ многое может стерпеть, если государство и власть являются помощниками в том, чего хочет народ, если же они не помогают ему в его целях и задачах, то теряются смысл и желание терпеть это бремя.

Стоит отметить, что государство нужно народу много для чего, не только для помощи в тяжелой ситуации. Самое главное — это развитие народа в истории, защита его границ, обеспечение военной безопасности, а также возможность делать что-то великое, что одному человеку не по плечу, а большой машине, с большим количеством включенных в ее работу людей — вполне возможно.

Но сегодняшнее государство лишено всего этого. Что такое современная Россия? Это государство минус великая мечта, дающая смысл, чтобы жить вместе и терпеть всё неудобство плотного сосуществования людей. Это государство минус его история. Потому что история России превращена в историю репрессий и тоталитаризма, в которой почти нечем гордиться. В общем, руками нашей элиты и интеллигенции сделано всё, чтобы лишить народ ощущения какого-либо смысла в государстве, кроме обеспечения личного благосостояния и потребления, в соответствии с концептом «конца истории».

В соответствии с данным концептом, мы построили потребительское общество в России. Человеку в таком обществе остается только его личная безопасность и радости простой жизни — обывательского счастья и светлой старости «маленького человека» — мещанина. А если старость не светлая? Если его такой перспективы лишили? Тогда не остается ничего, за что можно было бы ценить государство и терпеть текущую власть. Чем еще это может кончиться, как не желанием общества сбросить с себя бессмысленную ношу?

Таким образом, очень важно донести до людей, принимающих решения, опасность сложившейся ситуации, и быть убедительными здесь помогает наш опрос. Если хотим сохранить государство и не допустить его порабощения западным злом, то крайне важно, чтобы власти двигались в сторону строительства социального государства. Но это только шаг от той бездны, на краю которой мы оказались. Следующий шаг должен быть сделан в сторону восстановления исторического достоинства страны и восстановления связи с предками. А затем нам жизненно необходим шаг в сторону восстановления исторического движения нашей страны, которое остановилось в 90-х годах. И вот когда эта связь будет восстановлена, когда народ сможет продолжить свою историю, то смысл государства будет уже не только в обеспечении социальных гарантий, а государство будет намного устойчивее, и власть будет более легитимной. И поработить такую страну будет уже намного сложнее.