1. Мир спорта
  2. Допинговые скандалы
Антон Копнин / ИА Красная Весна /
«Российскому спорту была объявлена война», — заявили в Олимпийском комитете России

Дисквалификация и лишение золота. CAS принял решение по делу Валиевой

Давид Альфаро Сикейрос. Портрет буржуазии (фрагмент). 1939
Давид Альфаро Сикейрос. Портрет буржуазии (фрагмент). 1939

29 января Спортивный арбитражный суд (CAS) обнародовал свой вердикт по делу российской фигуристки Камилы Валиевой. Решение, как и ожидалось, было не в пользу России — четыре года дисквалификации для спортсменки, аннулирование результатов и лишение всех наград с 25 декабря 2021 года.

Ситуация вокруг Валиевой началась 7 февраля 2022 года во время Олимпийских игр в Пекине, когда Валиева вместе с другими российскими фигуристами — Анастасией Мишиной, Александром Галлямовым, Викторией Синицыной, Никитой Кацалаповым и Марком Кондратюком — завоевали золото в командных соревнованиях. Спортсменов должны были наградить сразу по завершении соревнований, однако церемонию отложили без объяснения причин. По итогу Международный олимпийский комитет (МОК) перенес церемонию на 8 февраля, но и в этот день она не состоялась.

В МОК заявили, что произошла ситуация, требующая юридической консультации с Международным союзом конькобежцев, потому церемония перенесена на неопределенный срок.

11 февраля International Testing Agency сообщило, что в пробе на допинг Валиевой, которую взяли на чемпионате России в Санкт-Петербурге в декабре 2021 года, находился запрещенный в спорте кардиологический препарат — триметазидин.

С этой сложной ситуацией сборной России грозило лишение золотой медали, а спортсменке — четырехлетняя дисквалификация. Однако были шансы сохранить заслуженные награды, поскольку существовали факторы, которые снимали вину с Валиевой.

Так, оказалось, что извещение о результате тестирования пришло со значительным опозданием. Стокгольмская лаборатория объяснила задержку кадровыми трудностями из-за пандемии коронавируса. В итоге получилась ситуация, что Валиева, не знавшая о положительной допинг-пробе, успела выиграть чемпионат Европы и командный турнир на Олимпиаде.

Спортивный арбитражный суд позволил Валиевой продолжить участвовать на Олимпиаде, однако находящаяся под тяжелым давлением спортсменка медалей завоевать уже не смогла. Было принято решение разбирать дело фигуристки уже после турнира.

И судебное разбирательство растянулось почти на два года. Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) только в январе 2023 года приняло свое решение: дисциплинарный антидопинговый комитет (ДАК) при РУСАДА оправдал спортсменку, не обнаружив в произошедшем вины или халатности со стороны Валиевой. Однако поскольку факт нарушения был установлен, результаты Валиевой в день взятия пробы аннулированы.

Решение ДАК РУСАДА не поддержали на международном уровне, и примерно спустя месяц Международный союз конькобежцев, Всемирное антидопинговое агентство (WADA) и РУСАДА подали апелляции в Спортивный арбитражный суд. WADA потребовало четырехлетней дисквалификации для Валиевой, РУСАДА потребовало отменить решение ДАК.

Осенью 2023 года в Спортивном арбитражном суде прошли слушания, и окончательный вердикт был вынесен 29 января: дисквалификация на четыре года — до 25 декабря 2025 года — и лишение всех наград в этот период.

Валиева получила максимальное наказание для первого антидопингового нарушения. То есть, в суде в Лозанне не нашли совсем никаких оснований облегчить санкции, при том, что причин для этого было немало: сам найденный препарат нельзя назвать сильным допингом, более того, он мог попасть в организм случайно. Триметазидин был найден только в одной пробе, в неоднократно сданных после 25 декабря 2021 года пробах препарата не было. И в целом непонятно, зачем несовершеннолетней спортсменке было идти на нарушение правил. Аргументов для пересмотра дела хватало.

Весьма вероятно, что на решение международного суда повлияла и политическая ситуация, и созданный ранее допинговый шлейф вокруг российского спорта.

Олимпийский комитет России (ОКР), комментируя наказание спортсменки, назвал происходящее войной, объявленной российскому спорту.

«Решение CAS — негативное, однако рассчитывать на объективность и беспристрастность этой международной структуры давно уже не приходится, и мы знаем это на примере тех дел, где сам ОКР участвует в качестве стороны», — говорится в заявлении.

В ОКР отметили, что за два года «в публичном пространстве так и не прозвучало содержательного, подкрепленного фактами, а не смехотворными отписками ответа на вопрос, который изначально был предметом больших сомнений — почему взятая в декабре 2021 года допинг-проба Валиевой в течение полутора месяцев придерживалась в шведской лаборатории вопреки всем установленным срокам».

«По факту же российскому спорту была объявлена война, и в ней, как мы видим, все средства хороши», — делает вывод ОКР, и с ним сложно не согласиться.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что в Кремле не согласны с решением Спортивного арбитражного суда: «Считаем, что со всеми соответствующими структурами нужно продолжать работу, если имеются хоть какие-то возможности для оспаривания и продолжения защиты прав наших спортсменов — их нужно мобилизовать до конца».

Существуют ли еще такие возможности? Решение комиссии Спортивного арбитражного суда является окончательным, но есть право сторон подать апелляцию в Федеральный суд Швейцарии в течение 30 дней по ограниченным основаниям. Сторона Валиевой сможет подать апелляцию в случае процессуальных нарушений CAS. Если Федеральный суд Швейцарии пересмотрит вынесенное решение, то дело вернется в CAS на пересмотр. Однако подобных прецедентов в истории спорта было очень мало.