Отношения Ирана и России: от исламской революции до наших дней
Интервью с иранистом Ланой Раванди-Фадаи
С началом СВО на Украине мир вступил в эпоху глобальной турбулентности, при этом наше отечество оказалось в самой гуще судьбоносных исторических событий. Попытка России встроиться в западный мир, пусть даже и на вторых ролях, полностью провалилась и закончилась, по сути, войной с коллективным Западом на территории Украины.
В этой ситуации очень важно внимательно посмотреть на государства, которые после февраля 2022 года стали активно углублять сотрудничество с нашей страной. Одной из таких держав, безусловно, является Исламская Республика Иран.
Отношения России и Ирана очень давние и сложные. Мы решили обсудить, как развивалось это взаимодействие с 1979 года, когда в Иране произошла Исламская революция и сформировалось то государство, с которым сейчас взаимодействует Россия.
Представляем вниманию читателей разговор с кандидатом исторических наук, руководителем Восточного культурного центра и старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН; доцентом кафедры современного Востока и Африки факультета востоковедения и социально-коммуникативных наук РГГУ; ведущим научным сотрудником Научно-учебной лаборатории комплексного изучения Ирана и доцентом НИУ ВШЭ Ланой Меджидовной Раванди-Фадаи.
Лана Раванди-Фадаи родилась в Баку, иранист, специализируется на исследованиях в области новой и новейшей истории Ирана, изучении политических процессов, этноконфессиональных меньшинств Ирана, гендерной политики. Автор книг «Политические партии и группировки Ирана», «Прошлое и настоящее религиозного наставничества в шиитском исламе», «Жертвы времени: жизнь и судьба иранских политических деятелей и трудовых мигрантов в межвоенный период», «Российско-иранские отношения и Венское ядерное соглашение», а также более 150 научных работ.
Исламская революция в Иране
Корр.: Лана Меджидовна, как отнеслись в СССР к Исламской Революции 1979 года?
Лана Раванди-Фадаи: Исламская революция в Иране была для СССР очень неоднозначным событием. Был свергнут режим, который во многом, почти во всем, подчинялся Америке, однако при этом к власти пришло консервативно-антикоммунистическое шиитское духовенство, выступавшее за максимальную роль религии в мировой политике.
Многие в советском руководстве надеялись, что революционный Иран со временем будет всё больше развиваться в направлении социализма, тем более что коммунисты сыграли важную роль в революции. Поэтому в СССР старались поначалу развивать отношения с Ираном.
Важно отметить, что Советский Союз направил в Тегеран в качестве помощи для лечения иранских граждан, пострадавших в ходе вооруженного восстания, 500 литров консервированной крови, 4 тонны медикаментов и перевязочных средств. 19 ноября 1979 года советское правительство заявило протест против вмешательства во внутренние дела Ирана со стороны других стран, в частности США.
Но впоследствии стало ясно, что Хомейни относится к коммунизму так же плохо, как и к империалистическим западным государствам. Америка была провозглашена «большим сатаной», а СССР — «малым сатаной».
Также Хомейни решительно осудил ввод войск СССР в Афганистан, назвав это большой ошибкой, что также осложнило двусторонние отношения.
Подытоживая, Исламская революция 1978–1979 годов привела к значительному охлаждению взаимоотношений между Москвой и Тегераном.
Причем эта ситуация определялась не только действиями иранских властей, провозгласивших лозунг о создании «не восточной, не западной, но исламской республики» (ла шарги ла гарби джомхурийе эслами) и начале «экспорта исламской революции», но и внешней политикой СССР, который оказывал серьезную финансово-техническую поддержку Ираку во время его войны с Ираном в 1980–1988 годах.
Корр.: Лана Меджидовна, а какова роль иранских коммунистов в свержении шаха, и как сложилась их судьба после революции?
Лана Раванди-Фадаи: Партия иранских коммунистов «Туде» была основана в 1941 году Ираджем Эскандари. Она видела свою опору в рабочих, крестьянах, прогрессивной интеллигенции — всех тех, кто получал незначительную долю общественного продукта.
Своей основной задачей она провозглашала борьбу с эксплуататорским и олигархическим строем в Иране и достижение социальной справедливости. К 1946 году партия стала влиятельным фактором на политической сцене страны.
Она насчитывала 50 тысяч членов, имела несколько мест в парламенте и трех министров в правительстве. Американский посол в Иране называл «Туде» единственной большой и хорошо организованной партией в стране.
Она возглавляла Центральный совет федерации профсоюзов, объединяя 275 тысяч человек, или 75% всех рабочих страны. Широкую поддержку партия имела и среди городского среднего класса, а также интеллигенции, включая наиболее известных поэтов, писателей, историков.
Однако в 1949 году партия была запрещена, а многие ее активисты оказались в тюрьме. Легально партия смогла действовать с 1979 года, после исламской революции, но ненадолго — в феврале 1983 года она была запрещена по обвинению в шпионаже в пользу СССР, а ее лидеров заставили выступить по телевизору с критикой коммунизма и восхвалением ислама.
Во время исламской революции и после нее коммунистические идеи в стране не были популярными, и поэтому иранское общество в целом спокойно отнеслось к запрету коммунистов. Многие члены партии «Туде» после ее запрета переселились в СССР.
Корр.: Партия «Туде» лично для Вас не чужая, ведь Ваш отец тоже был коммунистом?
Лана Раванди-Фадаи: Да, мой отец был коммунистом, членом партии «Туде». Он относился к третьему поколению иранских коммунистов, и я росла среди иранских эмигрантов в Баку.
Многие из друзей моего отца были офицерами или потомками офицеров шахской армии, эмигрировавших в СССР после Второй мировой войны. Их часто называют «второй волной» эмиграции из Ирана.
Я помню их, говорящих на персидском языке, восторженно декламирующих персидскую поэзию, страшно ностальгирующих по Ирану. Тогда я не понимала политических обстоятельств, которые привели их на чужбину, а только чувствовала, что они принадлежат к другой культуре (великой культуре, как всегда подчеркивал мой отец).
Я помню одного из близких друзей отца — это был бывший офицер армии шаха и самоотверженный коммунист, высокий, красивый человек по имени Хатами Хедаят Реза (кстати, он был и дальним родственником бывшего президента Ирана М. Хатами, с одной стороны, и родственником жены аятоллы Хомейни — с другой). В отличие от большинства других иранских политэмигрантов, он вернулся в Иран сразу после исламской революции. Но по прибытии в Тегеран в 1981 году он, как и другие иранские коммунисты-эмигранты, прибывшие с ним, был вскоре арестован.
Хатами Хедаят Реза был заключен в тюрьму и через восемь лет тюремного заключения, в 1988 году, был казнен. Вообще же, в том году в Иране были расстреляны более 1000 политических заключенных.
Через много лет дочь г-на Хатами посетил человек, который сидел с ним в тюрьме. Он передал ей, что ее отец сказал ему в тюрьме, что он «больше ни во что не верит».
Перед смертью папа эту фразу повторил. Я ясно помню тот день, когда незадолго до своей смерти, в 1998 году, отец мне сказал, что он сильно раскаивается и считает себя полнейшим дураком (свято верившим в коммунизм), который бросил свою родину в поисках идеального мира, где все люди равны.
Война СССР в Афганистане
Корр.: Какую политику проводил Иран в отношении советского военного присутствия в Афганистане?
Лана Раванди-Фадаи: Иран, как уже было отмечено, резко отрицательно отнесся к войне в Афганистане. Хомейни в 1980 году даже назвал ввод советских войск «оккупацией Афганистана».
Однако основную помощь моджахедам оказывал вовсе не Иран, а Саудовская Аравия, США, Пакистан и Египет. Нужно учесть, что подавляющее большинство афганцев были суннитами, поэтому моджахеды охотно сотрудничали прежде всего с суннитскими государствами и получали от них помощь.
Более того, Саудовская Аравия и Египет были враждебно настроены к Ирану и не хотели допускать его конкуренции в Афганистане. Иран если и помогал афганским моджахедам, то в основном немногочисленным шиитским группировкам.
Гораздо важнее была гуманитарная помощь, оказанная Ираном Афганистану: иранцы приняли 3 миллиона афганских беженцев, спасавшихся от военных действий, дали им приют, работу, еду.
Но в целом СССР в свете афганских событий воспринимался в Иране достаточно негативно: иранцы считали, что Советский Союз якобы ведет против афганских мусульман типичную завоевательную колониальную войну с целью сломить их сопротивление и навязать им марионеточную и к тому же безбожную атеистическую власть.
Однако и вмешательство американцев, даже на стороне исламистов, Иран тоже не устраивало: иранцы считали, что Америка, как «большой сатана», не может искренне помогать мусульманам, а на самом деле заманивает афганцев в ловушку, поддерживая их до поры до времени, но потом бросит их на произвол судьбы в самый ответственный момент.
Ирано-иракская война
Корр.: А какую политику проводил СССР в Ирано-иракской войне?
Лана Раванди-Фадаи: СССР еще в 1970-х годах развил тесные связи с Ираком, поставлял ему оружие, в стране работало много советских советников и специалистов, которые помогали Ираку экономически развиваться.
К 1980 году Ирак являлся основным экспортным рынком для советского оружия: около 65% валютной выручки от продажи оружия СССР приходилось на торговлю именно с этим государством.
СССР также готовил офицеров вооруженных сил Республики Ирак в советских военных вузах и направил в Ирак большое число военных советников, обучавших иракских военнослужащих (к началу 1981 года в Ираке находилось до 1200 военных советников — граждан СССР).
Поэтому Советский Союз продолжал поставлять оружие и ракеты Ираку и после начала войны (с небольшим перерывом в 1979–1981 годах), в том числе и потому, что был недоволен категорическим неприятием Ираном войны в Афганистане. Только в 1982–1989 годах из СССР в Ирак по контрактам было поставлено оружия на сумму 24,7 млрд долларов.
Однако в 1987–1988 годах позиция СССР стала меняться, и советское руководство всё чаще стало призывать конфликтующие страны к переговорам о мире и всё более сближалось с Ираном, отказываясь вводить против него ограничительные меры.
Иран и мусульманские республики СССР
Корр.: А делал ли Иран попытки повлиять на мусульманское население советских республик? Вел ли Иран пропаганду ислама на Кавказе и в Средней Азии?
Лана Раванди-Фадаи: Во время существования СССР связи Ирана с мусульманскими республиками Средней Азии и Кавказа были крайне ограничены, и Иран не мог распространять там свое влияние.
Стоит отметить, что аятолла Хомейни в 1989 году написал письмо Горбачёву, где говорил, что коммунизм фактически потерпел поражение, и выражал радость, что мусульмане СССР получили возможность свободно исповедовать свою религию.
Он предлагал Горбачёву ориентироваться не на Запад, который, по его словам, погряз в самых разных проблемах, а на исламский Иран как носитель истины. Однако в СССР его письмо не восприняли всерьез.
Советско-иранское экономическое сотрудничество
Корр.: Завершая часть о советско-иранских отношениях, давайте остановимся на экономическом взаимодействии СССР и Ирана.
Лана Раванди-Фадаи: В 1970-е годы торгово-экономические отношения между Ираном и Советским Союзом активно развивались. СССР занимал первое место в иранском ненефтяном экспорте, советские специалисты приняли участие в строительстве около 150 объектов в Иране, прежде всего — металлургического завода в Исфахане.
Важнейшим из заключенных советско-иранских соглашений явился подписанный 16 сентября 1980 года коммерческий договор о взаимном транзите грузов через территорию обеих стран. Через территорию СССР Иран начал получать до 1/3 необходимых ему импортных товаров, прежде всего продовольствие.
В целях ускорения грузооборота между двумя странами по железной дороге СССР сдал в аренду Ирану 10 железнодорожных локомотивов для работы на линии Тебриз — Тегеран. Советские специалисты завершили электрификацию важнейшего участка Трансиранской железной дороги от пограничного города Джульфы до города Тебриза.
Что касается иранской стороны, то ее действия в области развития торгово-экономических отношений были непоследовательны. С одной стороны, в условиях империалистической блокады и угроз со стороны США иранские власти санкционировали некоторое оживление контактов с социалистическими странами, в том числе с СССР. Так, в 1980 году иранское правительство приняло решение впервые за годы советско-иранских отношений продать СССР значительное количество нефти в счет компенсации за советские поставки.
Товарооборот советско-иранской торговли вырос с 335 млн руб. в 1980 году до 937 млн руб. в 1983 году. Однако уже со следующего года торговые показатели начали падать. В 1986 году товарооборот оценивался всего в 76 млн руб.
Существует целый ряд причин снижения уровня советско-иранских торгово-экономических отношений. Следует отметить общее ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры для Ирана во второй половине 1980-х годов.
С 1985 года началось резкое падение цен на нефть на международном рынке, что существенно повлияло на состояние иранских финансов и платежеспособность страны. Продолжающаяся Ирано-иракская война по-прежнему опустошала государственную казну.
Однако снижение роли СССР во внешней торговле Ирана объясняется не только этими причинами. Здесь сказалось и распространение антисоветских и антикоммунистических настроений в Иране.
Так, еще в начале 1980 года на переговорах о продолжении поставок природного газа в Советский Союз иранское правительство выдвинуло требование почти пятикратного увеличения оплаты, что сделало невозможным дальнейшие закупки иранского газа. С марта 1980 года его поставки в СССР полностью прекратились.
Улучшение ситуации началось только в середине 1980-х годов. В сентябре 1986 года после шестилетнего перерыва возобновила работу Советско-иранская торговая палата. В декабре в Тегеране состоялось X заседание постоянной советско-иранской комиссии по экономическому сотрудничеству.
Был подписан протокол, предусматривающий расширение сотрудничества в области торговли, транспорта, рыболовства и в других областях.
Распад СССР
Корр.: После развала СССР Ирану пришлось иметь дело с несколькими государствами вместо одного. Как он строил отношения с новыми «северными соседями»?
Лана Раванди-Фадаи: С 1992 года началось серьезное расширение контактов Ирана с Центральной Азией и Азербайджаном, когда Иран открыл посольства, а позднее и культурные центры, в этих странах. Через них Иран стал распространять свою культуру и персидский язык.
Однако население этих стран в целом продолжало ориентироваться на Россию (а тюркоязычные страны, и особенно Азербайджан, — также и на Турцию), и поэтому серьезного сближения Ирана с этими государствами так и не произошло.
Сильнее всего культурное влияние Ирана оказалось в Таджикистане, где большинство населения говорит на диалекте персидского языка. Тем не менее в политическом смысле Таджикистан продолжает оставаться светским государством и ориентируется на светскую Россию, а вовсе не на исламский Иран. Верующая мусульманская молодежь Центральной Азии получает исламское образование в арабских суннитских странах и Турции, а вовсе не в шиитском Иране. Партия исламского возрождения Таджикистана (организация, деятельность которой запрещена в РФ) свою идеологию основывала на трудах суннитских мыслителей.
Некоторое количество азербайджанцев все-таки получило исламское образование в иранских шиитских центрах, но большинство азербайджанских мусульман из-за сложных отношений Ирана с Азербайджаном сегодня относятся к выпускникам иранских богословских центров с настороженностью и ориентируются на братскую Турцию, считая, что главное — общее происхождение и общий язык с турками, а конфессиональные различия несущественны.
Плюс в Азербайджане растет число людей, переходящих от шиизма к суннизму.
Корр.: То есть экспорт иранской Исламской революции в 1980–1990-х годах осуществить не удалось?
Лана Раванди-Фадаи: Да, экспорта не произошло, хотя молодая Исламская Республика делала на это ставку. В самом начале революции Хомейни призывал иранских дипломатов «постепенно экспортировать нашу революцию туда, где находитесь».
Среди методов экспорта Исламской революции в тот период преобладали насильственные: направление иранского воинского контингента в Ливан, политизация хаджа и использование иранских паломников для провоцирования антиправительственных выступлений в Саудовской Аравии и др.
Однако ничего не получилось. Иранский вариант исламского правления не был поддержан мусульманскими странами, где преобладающее население было суннитами; да и активные попытки экспорта исламской революции реализовывались лишь в начальный постреволюционный период.
Корр.: Были ли попытки наводить мосты с мусульманским населением Российской Федерации?
Лана Раванди-Фадаи: В отличие от Турции, которая после распада СССР стала активно действовать на территории тюркоязычного населения, Иран старался вести более взвешенную внешнюю политику и не раздражать своего северного соседа.
(Продолжение следует.)