Любой возможный ситуативный союз между пакистанскими и международными исламистами против интересов Китая в Пакистане может оказаться смертельным и вызвать дипломатический кризис

Угроза исламского терроризма в Пакистане будет расти. Мнение эксперта

Франсиско де Гойя. Обвинение мамелюков. XIX век
Франсиско де Гойя. Обвинение мамелюков. XIX век

Террористические акты, связанные с нападением на сотрудников полиции и мирных жителей в Пакистане — не редкость. Тем не менее за последнюю неделю произошло как минимум три теракта в различных городах страны, включая столицу — Исламабад.

В связи с этим полиция и армия были приведены в режим повышенной готовности. В чем причины повышения активности боевиков в Пакистане?

ИА Красная Весна приводит перевод фрагментов доклада директора Пакистанского института исследований проблем мира, аналитика по безопасности Мухаммада Амира Раны, опубликованного 23 января в старейшем издании Пакистана — англоязычной газете The Dawn.


О террористической угрозе в Пакистане

За последние два года представители террористической организации «Тегрик-и-Талибан Пакистана» (ТТП, организация, деятельность которой запрещена в РФ) произвели 11 терактов в Исламабаде и Равалпинди, в которых погибло в общей сложности 13 госслужащих, в основном — полицейских.

Атака в Исламабаде на этой неделе снова была нацелена против полицейских. Помимо роста террористической активности в целом, вторым фактором, вызывающим беспокойство, является то, что ранее деятельность террористов осуществлялась на окраинах федеральной столицы, тогда как последние теракты произошли в ее деловом центре.

Нападения террористов совершаются с очевидной целью посеять страх. Если они продолжатся, то на улицах столицы вновь появятся блокпосты и полицейские заграждения, количество которых пошло на убыль лишь недавно, принося ощущение безопасности. В Исламабаде налажен эффективный механизм обеспечения безопасности, а полиции для противодействия угрозам разрешено применять любые методы и средства.

Ничего удивительного в том, что Исламабад окажется под усиленным наблюдением службы безопасности, когда так называемый пропакистанский режим в Кабуле не хочет сдавать террористов или действовать против них, создавая угрозу безопасности у себя в стране (Афганистане — прим. ИА Красная Весна).

Афганские талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) не оказывают полноценной помощи властям Пакистана в борьбе против своих «собратьев».

Некоторые СМИ сообщают, что ряд лидеров афганских талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) пытаются ограничить передвижение главарей пакистанских исламистов и ввести эмбарго на поставки оружия этой группировке. Но ситуация на местах иная, и доверие к исламистам в Пакистане постепенно растет.

Противоречивые методы борьбы с терроризмом

Между тем власти страны, как сообщается, инициировали еще один раунд мирных переговоров с исламистами через племенную джиргу (традиционный совет вождей у пуштунов — прим. ИА Красная Весна), что можно интерпретировать только как протягивание еще одной оливковой ветви террористам.

Возникает вопрос, почему органы безопасности так одержимы дипломатией с радикалами, особенно когда последние заняли жесткую позицию в переговорах и продолжают свои атаки на Пакистан?

Убийство муфтия Халида Балти (он был убит в Афганистане 12 января — прим. ИА Красная Весна), бывшего пресс-секретаря «Тегрик-и-Талибан Пакистана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), совсем не способствовало повышению доверия между переговорщиками с обеих сторон и их посредниками. В этом контексте, если мантра переговоров является просто прикрытием для создания разногласий в руководстве пакистанских талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ), то цена ее применения слишком высока, а достигнутые результаты могут оказаться недостаточными для устранения угрозы.

Радикалы будут продолжать наносить ущерб Пакистану, и со временем режим талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Афганистане изучит тактику противодействия дипломатическому давлению со стороны Пакистана. В конце концов, пакистанское крыло «Талибана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) является просто их идеологическим продолжением и разделяет взгляды на установление исламского режима управления государством.

Новые союзы меж старыми врагами

Службы безопасности должны тщательнее вырабатывать подходы к работе с такими группами, как ТТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Аль-Каида» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), которые находятся под защитой афганского режима. В Пакистане исламисты являются не только основным участником насилия, но и посредником в региональных операциях «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Исламского движения Восточного Туркестана» (ИДВТ, организация, деятельность которой запрещена в РФ).

«Аль-Каида» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) сохранила связи с афганскими радикалами у власти и, как сообщается, в последние годы также помогала пакистанским «коллегам» в восстановлении и перегруппировке; некоторые пакистанские группы, связанные с «Аль-Каидой» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), даже вошли в состав «Тегрик-и-Талибан Пакистана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

В апреле 2021 года CNN заявляла, основываясь на информации, полученной из интервью с двумя боевиками «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), что группа активизирует свои операции в регионе после ухода США из Афганистана. В отчете утверждалось, что группа планировала возвращение, полагаясь на свое партнерство с афганскими и пакистанскими талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Любой возможный ситуативный союз между пакистанскими исламистами и «Аль-Каидой» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) или с ИДВТ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) против интересов Китая в Пакистане может оказаться смертельным и вызвать дипломатический кризис. ТТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ) может преодолеть свои внутренние разногласия и реструктурировать свои сети.

ТТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ) пережила множество кризисов, но отнюдь не утратила своей дееспособности. В 2021 году она была причастна к 87 терактам, то есть нарастила свою активность в Пакистане на 84% по сравнению с 2020 годом. Помимо этого, большинство атак на Пакистан с территории Афганистана в 2021 году (12 из 14) также совершили исламисты.

Географическое распространение и количество атак пакистанских радикалов в 2021 году указывают на то, что, хотя группа совершила большую часть нападений в бывшей Фате (полуавтономный племенной регион на северо-западе Пакистана, который вошел в состав провинции Хайбер-Пахтунхва в 2018 году — прим. ИА Красная Весна), она также продемонстрировала свое присутствие в северном Белуджистане и в районе Равалпинди-Исламабад.

Ошибки прошлые и настоящие

Можно себе представить потенциальную опасность «Тегрик-и-Талибан Пакистана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) на основании того, что она уже продемонстрировала. Ее сильные стороны включают тесную связь с «Талибаном» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Аль-Каидой» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), а также идеологический нарратив, который по-прежнему привлекает молодежь с периферии и членов религиозных организаций.

Афганские талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) оказались для Пакистана обузой (подразумевается, что движение «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) было создано в Пакистане под эгидой Межведомственной разведки Пакистана — ISI — прим. ИА Красная Весна) и негативно повлияли на политику страны по борьбе с терроризмом.

Они не в полной мере сотрудничают с Пакистаном в деле противодействия своим «коллегам» и не оказывают помощи в обеспечении безопасности западной границы Пакистана.

Заигрывание с ТТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и склонность Пакистана вести с движением переговоры поощряют другие террористические группировки. Так называемое хорасанское отделение боевой группировки «Исламское государство» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) также активизировалось в Пакистане, осуществив многочисленные нападения на шиитов-хазарейцев, предполагаемых членов афганских талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и связанных с ними религиозных деятелей, а также на политических лидеров и рабочих в провинциях Белуджистан и Хайбер-Пахтунхва. Несколько ее сообщников были арестованы на территории провинций Синд и Пенджаб в ходе многочисленных обысков, проведенных правоохранительными органами в течение 2021 года.

Пакистан должен выработать новый подход к борьбе с угрозой «Тегрик-и-Талибан Пакистана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Своевременная смена курса может спасти много драгоценных жизней и предотвратить ущерб стране.