Работа на стройке регулярно приостанавливается, а цена контракта — увеличивается. Назревает конфликт

Хотели полгода, получилось как всегда. Достроят ли Фроловский мост в Вязьме

Уильям Хэдфилд. Вид через Днепр на Фроловские ворота Смоленска в 1787 г.
Уильям Хэдфилд. Вид через Днепр на Фроловские ворота Смоленска в 1787 г.

Центральный въезд в город воинской славы Вязьму с федеральной трассы М1 «Москва — Минск» проходит через Фроловский мост. Вернее сказать, проходил. С июля 2020 года мост закрыт на капитальный ремонт.

ИА Красная Весна попыталась разобраться с ситуацией вокруг затянувшегося ремонта Фроловского моста.

О необходимости отремонтировать мост впервые заговорили в 2017 году. Администрация Вяземского района Смоленской области заявила, что мост сильно изношен и нуждается в ремонте.

Далее началась стандартная процедура по ремонту моста: конкурс на выполнение проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту моста был объявлен и исполнен в 2018 году.

В июле — августе 2019 года администрация провела три конкурса на проведение работ по укреплению будущих объездных дорог, каждый из которых на сумму чуть более 900 тыс. рублей. Два из них выиграло ЗАО «Вязьмадор», а третий не состоялся.

Тогда же проводился аукцион по переустройству сетей связи с начальной суммой 4 377 266,40 руб. Победителем стал Смоленский филиал ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» с конечной ценой в 3 720 676,50 руб.

Наконец, в апреле 2020 года был объявлен конкурс на капитальный ремонт с начальной суммой более 129 млн рублей. В конкурсе участвовали двое подрядчиков, ООО «Мост-Спецстрой» и ООО «Техно-сервис Строй».

Торги проходили в два шага, первый шаг сделало ООО «Мост-спецстрой» и сразу же опустило цену на 30 млн, то есть на 23%, после чего вторая фирма ООО «Техно-сервис Строй» сделала минимально возможный шаг в 0,5%. На этом торги закончились. Победителем и исполнителем стало ООО «Техно-сервис Строй» с суммой контракта в 99 345 608,10 руб. от начальных 129 863 540,00 руб.

В мае того же года прошел еще один конкурс, уже на осуществление строительного контроля над производством ремонтных работ по капитальному ремонту моста с начальной суммой 2 698 140,00 рублей. Победителем стало ЗАО «Смоленская Строительная Компания» с суммой 391 230,30 рублей (падение в 85,5%).

К началу лета 2020 года ситуация была такова: проведены подготовительные работы на объездных улицах, переустроены сети связи. Генеральный подрядчик — ООО «Техно-сервис Строй», срок проведения работ с 28 мая 2020 года по 20 декабря 2021 года, а строительный контроль осуществляет ЗАО «Смоленская Строительная Компания».

Ремонтные работы начинаются, и после подготовки строительной площадки мост закрывается 20 июля 2020 года. По местному телевидению ГИБДД заявляет, что мост будет закрыт на 12 месяцев.

10 сентября 2020 года губернатор Смоленской области Алексей Островский во время прямой линии с жителями Вязьмы в Instagram заявил, что сроки проведения ремонта будут сокращены до шести-семи месяцев. При этом с 28 мая уже прошло более трех. Вместе с ним в эфире присутствовала глава администрации Вяземского района Инна Демидова.

Через полтора месяца, 25 ноября 2020 года, местное телевидение сообщает о приостановке работ по ремонту моста. В этом репортаже замглавы Вяземского района Виктор Лосев сообщает, что причина приостановки — высоковольтный кабель. Также замглавы заявил, что срок строительства моста составляет 20 месяцев, что выходит даже за официальные сроки по контракту и в три раза превышает сроки, которые называл губернатор.

Впервые появляется информация о том, что жители улиц, по которым осуществляется объезд, возмущены неподготовленностью дорог к усилению движения транспорта по ним, а так же отсутствием пешеходных дорожек.

9 декабря 2020 года вышел еще один репортаж о приостановке работ по Фроловскому мосту. Причиной приостановки работ с лета 2020 года назван высоковольтный кабель, идущий по мосту.

«Срок по выносу кабеля 460 дней, то есть полтора года. Но благодаря администрации вопрос этот решился две недели назад, то есть кабель отключили, вынесли», — сообщил представитель генерального подрядчика Денис Полтаков.

Отвечая на вопрос о времени завершения ремонта, Полтаков заявил, что сроки не только будут соблюдены, но будут попытки их сократить. В сюжете утверждается, что подрядчик обещает закончить строительство моста к началу сентября 2021 года, что на три месяца раньше строка в контракте.

Выходит, губернатор говорил о сокращении сроков ремонта моста до шести-семи месяцев в тот момент, когда стройка стояла, так как не был решен вопрос о переносе кабеля. Более того, с 10 сентября, когда Островский это заявил, вопрос решался, как мы видим, до начала декабря, то есть почти три месяца.

О планах ближайших работ представители компании ООО «Техно-сервис Строй» в начале декабря рассказали следующее: до конца года почистить русло реки от строительного мусора, окончательно демонтировать старые опоры и соорудить временный мост для тяжелой техники.

25 декабря 2020 года администрация Вяземского района и подрядчик подписывают дополнительно соглашение об увеличении суммы контракта на 2 224 953,9 рубля. Причиной изменения цены названо «увеличение стоимости услуги по реконструкции линий электропередачи согласно коммерческому предложению от ПАО „МРСК-Центр“ — „Смоленскэнерго"». Сумма контракта на ремонт моста, таким образом, составила 101 570 562,00 рублей.

Более чем через месяц, 1 февраля 2021 года, новые подробности сообщает местное телевидение. По словам начальника строительно-монтажной службы ООО «Техно-сервис Строй» Константина Мищенкова, демонтаж старых опор моста завершен, идет подготовительный этап для начала работ по забивке свай. Сваебойная машина на 1 февраля еще не прибыла.

Мищенков отметил, что работы идут не гладко, но «все проблемы решаются вовремя и производство работ не сбивается», график производства работ выровнялся.

Однако это утверждение не бьется с планом-графиком выполнения работ, в котором четко указано, что к февралю должны быть возведены опоры для того, чтобы на следующем этапе устанавливать пролетные сооружения.

10 марта 2021 года выходит репортаж областного телевидения ВГТРК "Смоленск". В основном репортаж посвящен возмущению жителей неготовностью объездных путей и отсутствию тротуаров. Через пять дней, 15 марта, местное телевидение сообщает о прошедшем в администрации совещании с присутствием Мищенкова.

Подрядчик заявил, что на объект «завезены сваи, и на этом остановлены работы для принятия проектного решения». Сдача объекта к указанному в контракте сроку названа возможной, если вопросы будут решены.

«Очень тяжело работать с подрядной организацией, потому что на объекте не укомплектованы работники. То, что говорит стройконтроль, почему-то игнорируется, вступают в дебаты, то, что пишет проектировщик — оспаривается. И вот эти умышленные остановки — это не производство. Штрафные санкции будут», — отметил замглавы Вяземского района Владимир Беленко.

Итак, на 15 марта 2021 года на стройку Фроловского моста завезены сваи, работы остановлены. В соответствии с планом-графиком, работы по забою свай должны были начаться в сентябре 2020 года. А в марте 2021 года уже должны начаться работы по монтажу мостового полотна.

Таким образом, отставание от плана уже составляет более полугода. И есть некоторые очевидные странности.

1. Почему губернатор Алексей Островский 10 сентября говорит о сокращении сроков до шести-семи месяцев? Ведь в этот момент стройка стоит с лета! Почему ему не донесли реальное положение дел, ведь непосредственный представитель администрации Вяземского района Инна Демидова была с ним в эфире одновременно?

2. 9 декабря 2020 года представитель подрядчика Денис Полтаков сообщил, что администрация Вяземского района решила вопрос с кабелем. Через 16 дней цена контракта была увеличена по причине увеличения стоимости услуг ПАО «МРСК-Центр». Непонятно, кто исполнил работы: администрация, ПАО «МРСК-Центр» или подрядчик. Ведь если первые или вторые, что вероятно, то зачем поднимать цену контракта на два с лишним миллиона?

Ситуация выглядит крайне скверно. Ремонтные работы по Фроловскому мосту идут с шестимесячным отставанием от графика, а это треть от общего срока по контракту (18 месяцев). Работа на площадке регулярно приостанавливается, при этом цена контракта увеличивается. Назревает взаимный конфликт между администрацией и подрядчиком.

А местные жители, видя эту ситуацию со своей стороны, просто начинают злиться. Причем вопросы у них не столько к подрядчику и местной администрации, сколько к губернатору Островскому, который пообещал построить мост за шесть месяцев… когда уже было ясно, что его могут не построить и за первоначально запланированные полтора года.