Только там, где высшие смыслы соединяют создателей этих смыслов с теми, кто должен влиять на происходящее, удается добиться эффективности

«Духовной жаждою томим»

Цитата из х∕ф «Аппассионата». Реж. Юрий Вышинский. 1963. СССР
Цитата из х∕ф «Аппассионата». Реж. Юрий Вышинский. 1963. СССР

Нужны ли стране интеллектуальные клубы? Разумеется, нужны.

Нужно ли, чтобы наряду со старыми интеллектуальными клубами, как Валдайский клуб, давно окормляемый Сергеем Карагановым, возникали еще и новые клубы? Изборский клуб, например?

Может ли Изборский клуб — будучи клубом патриотическим и этим существенно отличаясь от давнего детища С.Караганова, обеспечить сдвиг политического курса в сторону, отвечающую стратегическим интересам нашего народа, нашей страны? Очень хочется верить в это. Но для того чтобы выйти за рамки «верю — не верю», нужна модель. Причем достаточно простая и очевидная.

Одна из таких моделей — «черный ящик». Кибернетики называют «черным ящиком» систему, которую изучают, исследуя ее реакции на определенные воздействия. Все, что мы знаем про такую систему, — что на вход подается некий сигнал (в нашем случае — патриотический клуб), а на выходе имеется или отсутствует некий отклик (в нашем случае — изменение политического курса). Итак, система как черный ящик и некий клуб как сигнал, воздействующий на нее. Сигнал на входе... Отклик на выходе... Эффективность...

Можно рассмотреть под этим углом зрения эффективность Римского клуба, эффективность Бильдербергского клуба и так далее. Сразу же предупрежу читателя, что не считаю Бильдербергский клуб мировым правительством, обладающим беспредельным влиянием на решения. Сейчас влиятельность этого клуба так же низка, как и влиятельность его римского собрата. Но когда-то было иначе. Почему? Что делает клубные начинания эффективными и что лишает их эффективности?

Для того чтобы интеллектуальный клуб мог быть эффективным, в него должны входить а) интеллектуалы как производители чего-то этакого и б) другой контингент как потребитель чего-то этакого. Эффективность определяется содержанием «чего-то этакого», а также степенью нужности «чего-то этакого» для тех, кто «этакое» не производит, а потребляет. Потребитель должен быть не просто потребителем. Ему  до зарезу должно быть нужно «этакое». Он «этакое» должен впитывать не просто с удовольствием — удовольствия тут категорически недостаточно. «Духовной жаждою томим» — это не про удовольствие сказано. И не про инструментальное использование интеллектуальных продуктов.

Когда-то я посещал один патриотический клуб, имевший очень правильную организационную структуру. Одна наикрупнейшая корпорация создала институт, выпускающий интеллектуальные продукты. Институт решил привлечь на клубной основе сторонних интеллектуалов и обеспечил необходимый для этого клубный климат со всеми его слагаемыми: доброжелательность, приветливость, роскошь человеческого общения... Но работники института и сторонние интеллектуалы, заходящие на институтские посиделки, — это еще не клуб. Клуб — это потребление интеллектуального продукта теми, кто остро нуждается в этом продукте. Это трансформация потребителя под воздействием продукта. И это цепь последовательных продуктов и трансформаций: продукт — трансформация — новый продукт — новая трансформация... и т.д.

Естественным образом, потребителем интеллектуального продукта было руководство самой корпорации. Подчеркну, что это руководство вело себя крайне грамотно и доброжелательно. Оно и узкие обсуждения устраивало... и широкие — с привлечением международной общественности... Только вот ничего трансформационного из данного благолепия не проистекало. То есть — совсем ничего.

На протяжении нескольких месяцев я искренне пытался помочь данному начинанию. Ибо был убежден в патриотичности затеявших его людей. И вдобавок впечатлен системностью мероприятий, осуществляемых этими людьми. Но помогать, в моем понимании, означает выявлять и устранять все то, что мешает эффективности. Пытаясь выявить природу неэффективности, я не придирался к авторам начинания. Зачем? Напротив, мне искренне хотелось приободрить авторов. Патриотических начинаний данного типа было очень и очень мало. Люди, затеявшие это начинание, были мне симпатичны. Никаких деловых отношений между мной и этими людьми не было (этим я отличался от других интеллектуалов, привлеченных к данному начинанию). Короче, я всего лишь хотел этой самой эффективности. И понимал, что если она возникнет, то я сумею этим воспользоваться. Не прямо, разумеется, а косвенно: новый политический климат... новые запросы в рамках этого климата... Кроме того, в подобных случаях я и впрямь не слишком беспокоюсь о том, что именно принесет мне превращение неэффективного начинания в эффективное. Мне просто интересно добиться решения поставленной задачи. И я злюсь, когда не могу добиться этого.

Увы, шло время, а эффективность вполне правильного со всех точек зрения начинания не возрастала, а падала. Наконец, мне удалось поговорить с главным спонсором и инициатором данного начинания. Вопрос мой был прост: «На фига козе баян, а Вам — все эти интеллектуальные продукты?»

Ответ был столь же прост. Мой собеседник рассказал, как именно он уставал от рутины много лет назад. Как сох от этой рутины его мозг. И как он, дабы не иссохнуть вконец, нанял за большие деньги очень умную и образованную гувернантку. И стал заниматься с нею французским языком.

Параллель, проводимая моим собеседником между его давним обращением к гувернантке и сегодняшним клубным начинанием, была очень откровенной, абсолютно конкретной. Собеседник не увиливал, не кокетничал. Он четко и сухо формулировал суть дела. На его клуб я, естественно, перестал ходить. А вы бы не перестали?

Духовной жаждою томим... Вот формула эффективности интеллектуально-политических клубов. Говорю о том, что знаю не понаслышке. Только там, где высшие смыслы соединяют создателей этих смыслов с теми, кто должен влиять на происходящее, удается добиться эффективности клубных начинаний. Но тогда они перестают быть клубными. А создатели высших смыслов превращаются из особых «гувернанток» («подпитчиков», «развлекателей» и т.д.) — в нечто совсем другое. В результате возникает единство проекта и субъекта. То есть то, чего так не хватает нашей многострадальной Родине. И что так трудно создать в отсутствии жаждущих.