Новый раунд «Большой Игры». Игроки, стратегии и фигуры. Часть IX
29 сентября 1996 г. талибы*, захватившие Кабул, провозгласили создание шариатского государства «Исламский эмират Афганистан» и учредили его Временный правящий совет во главе с муллой Омаром, в который вошли еще пять талибских лидеров.
Политика шариата на подконтрольных талибам территориях сразу резко ужесточилась. Так, телевидение было полностью запрещено как «средство морального разложения народа», система радиостанций «Радио Афганистан» была переименована в «Голос Шариата» и СМИ занялись, наряду со скупым освещением новостей, активной пропагандой шариатских принципов жизни в духе доктрины радикального упрощенного деобандизма. И без того скудные гражданские права женщин были практически полностью ликвидированы.
После взятия Кабула талибы двинулись на север, но далее встретили жесткое сопротивление войск непуштунских афганских лидеров.
Уже в начале октября 1996 г. подразделения Ахмад-шаха Масуда успешно отразили атаки талибов в Панджшерском ущелье. Западнее талибы смогли продвинуться до важнейшего перевала Саланг на Гиндукуше на трассе Кабул — Термез, однако вскоре были вынуждены отступить к Кабулу. Дальнейшие попытки талибов прорваться на север через западные равнинные провинции также не увенчались успехом, они были остановлены войсками Рашида Дустума.
9 октября Бурхануддин Раббани и Рашид Дустум заключили в Мазари-Шарифе союз против талибов. А далее почти все основные противники талибов — лидеры таджиков Раббани и Масуд, лидер узбеков Дустум, лидер хазарейцев Карим Халили — договорились об антиталибском военно-политическом союзе под названием «Северный альянс». Затем они учредили общий Верховный совет и заявили о воссоздании на севере страны единого, независимого от талибов «Исламского государства Афганистан».
В результате к концу 1996 г. военный и политический раздел власти на территории Афганистана выглядел следующим образом:
На территории талибов безусловно доминирующей этнической группой были пуштуны, основной миноритарной группой — белуджи. На территории «Северного альянса» преобладали таджики, вторыми по численности были узбеки, третьими — хазарейцы, четвертыми — пуштуны.
Показательно, что политическим и идеологическим ядром созданного в Кабуле правительства талибов стали выпускники обсуждавшегося нами ранее пакистанского медресе Хаккания. Радикально-деобандийский курс обучения в нем прошли сам мулла Омар и большинство министров его правительства. И именно этот фанатично-агрессивный (религиозный, социально-культурный и военно-политический) курс правительство муллы Омара транслировало не только самим талибам (большинство которых прошло соответствующее «ускоренное обучение джихаду» в созданной вокруг «Хаккания» сети деобандийских и ваххабитских медресе), но и населению подконтрольных территорий. А также — через «Радио Шариат» — остальному Афганистану и соседним Пакистану и Ирану.
Сложившаяся в Афганистане к 1997 г. ситуация начала тревожить финансовых (преимущественно саудовских) и «дальних политических» (американских и британских) спонсоров талибов.
Во-первых, их не устраивало то, что «талибская революция» остановилась далеко от границ Афганистана с постсоветскими республиками Средней Азии и не могла продвинуться дальше на север. Не могла в том числе потому, что «Северный альянс» начал получать всё более ощутимую военно-политическую поддержку со стороны Узбекистана, Таджикистана, России, Ирана.
Во-вторых, их — особенно саудитов и американцев — беспокоило то, что рядом с «Талибаном»* (и, в какой-то мере, в его недрах) в регионе начала набирать влияние новая — не только антироссийская, но и подчеркнуто антисаудовская и антиамериканская, — идеологическая и террористическая сила.
Создатель радикальной исламской террористической организации «Аль-Каида»* Усама бен Ладен родился в 1957 г. в семье крупного саудовского строительного магната Мухаммеда бен Авада бен Ладена, близкой к королевскому дому Аль Саудов, от наложницы, с которой отец Усамы вскоре развелся. Тем не менее Усама унаследовал от отца достаточно крупное состояние, в основном в виде активов в строительном бизнесе, учился в престижной школе и далее на факультете управления в королевском университете в Джидде. Но интересовался молодой бен Ладен во время учебы в основном вопросами религии, футболом и породистыми лошадями.
В 1979 году Усама бен Ладен бросил учебу в университете и отправился в Пакистан, где под влиянием крупного палестинского теолога Абдуллы Аззама начал организацию финансовой и военной помощи афганским моджахедам в войне против советских войск. В том числе в виде вербовки и поставок на войну в Афганистане добровольцев из арабских стран, их обучения, вооружения, финансовой поддержки, лечения раненых.
В ходе этой деятельности (для которой в начале 1984 г. бен Ладен и Аззам создали специальную организацию «Мактаб аль-Хидамат») Усама бен Ладен стал одним из важных коммуникаторов как с руководителями пакистанской Межведомственной разведкой ISI, так и с главой саудовской разведки принцем Турки аль-Фейсалом. А далее — начал устанавливать связи с американскими и британскими спецслужбистами, работавшими в Пакистане «по афганскому направлению».
По оценкам экспертов, до 1992 г. через лагеря подготовки «Мактаб аль-Хидамат» прошло более 30 тыс. боевиков из более чем 40 стран мира. В ходе этой «подготовки» бен Ладен не только контролировал существенную часть поставок денег и вооружений в Афганистан, но и лично руководил системой обучения моджахедов-арабов в своих лагерях на западе Пакистана. А иногда сам уходил в рейды в Афганистан и во главе своих арабов принимал участие в боях с правительственной армией и советскими войсками, и даже получил в этих боях ранение в ногу.
Хотя, по признанию экспертов, и численность, и военная роль арабских моджахедов в Афганской войне была не слишком значима, в мировой исламской прессе «войско» бен Ладена начали торжественно называть «Арабским легионом».
Уже в 1987 г. бен Ладен начал создавать в тех лагерях подготовки моджахедов, которые он контролировал, отдельную тайную организацию из «избранных» арабов, в политической и идеологической преданности которых он не сомневался. Усама условно назвал организацию «базой» («Аль-Каидой»*). Она строилась по классической иерархической схеме вертикально-разветвленных ячеек, в которых их члены на каждом уровне знали только друг друга и своего командира, но не знали ничего о других ячейках и их командирах. Себя Усама объявил высшим руководителем («амиром») организации.
В 1988 г. Усама бен Ладен разошелся с Абдуллой Аззамом в вопросе о роли арабских моджахедов в общей войне в Афганистане. Аззам считал, что арабы должны быть интегрированы в эту войну под единым руководством, а бен Ладен считал необходимым их сохранение как отдельной силы с собственным командованием. Некоторые аналитики допускают, что этот разрыв бен Ладена с Аззамом стал причиной нераскрытого убийства последнего в 1989 г.
Выйдя из «Мактаб аль-Хидамат», Усама бен Ладен сразу же нашел союзника в своих взглядах на роль арабов как в Афганской войне, так и в целом в организации «джихада» — организацию «Египетский исламский джихад»*.
Египетский исламский джихад (ЕИД), или «Аль-Джихад», — радикальная исламистская террористическая организация, созданная в 1970 г. (в основном из членов «Братьев-мусульман») выпускником Каирского университета Мохаммедом Фараджем с целью свержения светской власти в Египте и установления государства шариата. Впоследствии раскололась на две группы, одна из которых («Новый джихад» во главе с Аббуд аль-Зумаром) ограничивала свои цели войной со светской властью и «неверными» (прежде всего, христианами-коптами) в Египте, а другая («Авангард реконкисты» во главе с Айманом аз-Завахири) ставила своей целью войну с «неверными», прежде всего с евреями, коммунистами и христианами (в первую очередь — с американцами), по всему миру.
В октябре 1981 г. группа боевиков «Аль-джихада» совершила убийство президента Египта Анвара Садата. Затем «Авангард реконкисты» частично перебрался в Афганистан для войны против СССР, а «Новый джихад» ушел в тень и вновь активизировался в Египте с начала 1990-х гг. покушениями на крупных политиков и иностранных туристов. (Отметим, что позже, в июне 2001 г., незадолго до знаменитых терактов «9/11» в Нью-Йорке и Вашингтоне, «Авангард реконкисты» объявил о присоединении к «Аль-Каиде»*, а Айман аз-Завахири стал заместителем Усамы бен Ладена.)
После начала вывода советских войск из Афганистана, в августе 1988 г., состоялось совещание бен Ладена, Аззама и аз-Завахири, на котором было принято решение о совместных действиях после окончательного ухода СССР из региона. А именно — поставлена общая цель распространять джихад во всем мире.
В конце 1989 г. Усаму бен Ладена встречали в Саудовской Аравии как героя, который во главе Арабского легиона сокрушил и изгнал из исламского Афганистана мощнейшую в мире армию — советскую. Его торжественно принимали и в семействе короля Фахда и в высших политических и мусульманских кругах. Но уже в 1990 г. между Усамой и королевской семьей начались серьезные трения.
Вторжение иракской армии Саддама Хусейна в Кувейт в августе 1990 г. привело к тому, что иракские войска оказались фактически на саудовской границе. Бен Ладен на встречах с королем Фахдом и главой Минобороны принцем Султаном аль Саудом уверял их, что его Арабский легион сможет защитить страну. Однако принц Султан, хорошо осведомленный о реальном соотношении сил войск Саддама Хусейна и Арабского легиона, посоветовал королю принять предложение США и допустить в страну американскую армию.
После того, как 82-я воздушно-десантная дивизия США оказалась дислоцирована в Дахране на саудовском побережье Персидского залива, Усама бен Ладен публично заявил, что это тягчайший грех, поскольку защищать величайшие святыни ислама, включая Мекку и Медину, могут только правоверные мусульмане. И, как позднее сообщалось в рассекреченных данных расследований саудовской разведки и американского ФБР, именно тогда бен Ладен впервые начал планировать террористические акты против Израиля и Америки, включая подрывы небоскребов в Нью-Йорке.
(Продолжение следует.)