Ничего похожего на нынешний кризис человечество еще не видело. Впервые была реализована идея изолировать не больных людей, а здоровых, — всех поголовно

Кто к нам с дистанционным образованием идет

Пандемия коронавируса затронула, так или иначе, большую часть людей на планете. Беспрецедентные меры, призванные сдержать эпидемию и не давшие ожидаемого эффекта по всему миру, кроме разве что Китая, заставляют задуматься, какие цели на самом деле преследуют власти различных стран, выступая с теми или иными инициативами, декларируемыми как вынужденная мера в условиях чрезвычайной опасности. Эти меры вводятся зачастую без должных обоснований, и это также укрепляет подозрения, что пандемией коронавируса пользуются как предлогом для определенных трансформаций общества. Тем более что это особо и не скрывается. Одним из таких инструментов, с помощью которого пытаются трансформировать общество, стало дистанционное образование.

Оно с самого начала пандемии позиционировалось как чрезвычайная мера, для того чтобы не имеющие возможность посещать школу ученики могли тем не менее продолжить обучение. Причем так происходило не только в нашей стране: так действовала и крупнейшая международная структура — ЮНЕСКО. Агентство ООН, отвечающее за искусство, культуру и образование, выдвинуло лозунг «#LearningNeverStops» (учеба никогда не прекратится) и приступило к реализации весьма амбициозной задачи — созданию международной коалиции по образованию. О ее создании было объявлено в конце марта. Коалиция была собрана с невероятной скоростью и необычайно широкая. Помимо различных ООНовских организаций — ЮНЕСКО, ВОЗ, ЮНИСЕФ и так далее — в нее вошли:

  • международные финансовые организации, включая Всемирный банк и Азиатский банк развития;
  • образовательные фонды;
  • крупнейшие коммерческие организации, такие как Microsoft, IBM, Ericsson;
  • соцсети и интернет-компании, включая Facebook, Google, Zoom;
  • телекоммуникационные компании, в том числе Vodafone и Orange, а также производители электроники, СМИ и многие другие.

К тому времени, по подсчетам ООН, пандемия нарушила учебу более чем 1,5 миллиарда учащихся из 165 стран. В ЮНЕСКО заявили, что намерены помочь им всем без исключения. 25 апреля директор подразделения по политике непрерывного образования ЮНЕСКО Борен Чакрун озвучил цели и задачи альянса: «Наша цель — обеспечить полутора миллиардам молодых людей возможность продолжить обучение на условиях равного доступа». Одновременно было заявлено, что цели коалиции выходят за рамки помощи учащимся во время пандемии. Уже тогда Чакрун отметил, что коалиция «обеспечит поддержку не только во время кризиса, но и за его пределами».

Такое заявление не может не вызвать вопроса о целях организации. Особенно с учетом того, что речь идет именно о дистанционном образовании. Так, известная корпорация Microsoft в своем блоге пишет по поводу создания коалиции: «ЮНЕСКО вместе с Microsoft и сотнями частных и общественных партнеров создала Глобальную коалицию по образованию, чтобы поддержать страны, наращивая их лучшие практики дистанционного обучения и достигая молодежи, подвергающейся наибольшему риску».

Казалось бы, что плохого в том, что правительствам разных стран помогут с технологиями, позволяющими продолжать учебу в период карантина? Или даже за пределами карантина — для таких стран, в которых, например, ощущается сильная нехватка учителей, а хочется поднять образовательный уровень в рамках всей страны.

Однако заявления официальных лиц показывают, что дистанционное образование вводится как минимум не только для того, чтобы помочь учащимся разных стран продолжить учебу во время пандемии. В частности, в документах ЮНЕСКО говорится о дистанционном образовании как о трансформационной технологии для общества, которая будет действовать и после победы над коронавирусом.

Так, 18 июня Стефания Джианнини, помощник генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования, публикует на сайте ЮНЕСКО статью «Сделать лучше, чем было: образование должно измениться после COVID-19, чтобы справиться с климатическим кризисом», в которой прямо говорит о необходимости трансформации общества через образование.

Она пишет о том, что «общество не может трансформироваться, если то, что мы учим и как мы это делаем, остается неизменным». Поэтому, утверждает Джианнини, «нам необходимо убедиться, что образование дает студентам инструменты для борьбы с проблемами в настоящем и будущем, чтобы победить климатический кризис и трансформировать общество». В своей статье Джианнини ссылается на слова генерального секретаря ООН, призвавшего правительства стран мира к борьбе с климатическими изменениями. Однако, пишет Джианнини, трансформация невозможна, пока «то, чему мы учим и как мы учим, остается неизменным».

А раз так, то дистанционное образование должно стать тем инструментом, благодаря которому можно будет трансформировать саму систему образования. О том же самом, по сути, говорил и Борен Чакрун: «Эта коалиция может даже иметь влияние на формирование будущих контуров образовательной системы и, в частности, на ее гибкость. Этот кризис, к сожалению, не первый и не последний, чего многие опасаются». Так и хочется попросить договорить до конца. Ведь кризис кризису рознь. Ничего похожего на нынешний кризис человечество еще не видело. Впервые была реализована идея изолировать не больных людей, а здоровых, — всех поголовно. И вдруг заявляется, что коалиция по дистанционному образованию будет необходима и в будущем, потому что человечество ждут новые кризисы, при которых понадобится коалиция по дистанционному образованию.

Нельзя сказать, что совсем нет оснований для повторения ситуации с коронавирусом. Одна из гипотез гласит, что появление новых болезней возникает в связи с наступлением человечества на дикую природу: дескать, из-за этого люди чаще контактируют с новыми видами, рискуя получить от них новые заболевания. Выглядит такая теория крайне сомнительно: и потому, что открытия более или менее крупных наземных животных уже давно — невероятная редкость, и потому, что одновременно заявляется, что своей деятельностью человек способствует сокращению видового состава фауны Земли и, следовательно, неуклонно сокращает риски появления новых инфекций. Иными словами, такие теории выглядят как попытка подгонки задачи под нужный ответ.

Еще большие сомнения возникают при ознакомлении с деятельностью ЮНЕСКО, которая является одним из главных проводников «западных ценностей» в мире. В частности, на повестке организации стоит вопрос об обеспечении соблюдения прав ЛГБТ-школьников по всему миру, а мы уже знаем, что означает такой подход: пропаганду ЛГБТ в школах. И понятно, что только этим дело не ограничится.

Планы же по переформатированию уже вполне проглядывают. Дистанционное образование может стать вполне действенным инструментом, однако его действие ограничено периодом чрезвычайной ситуации. Поэтому для того, чтобы можно было задействовать этот инструмент за пределами такой ситуации, необходимо разрушить традиционное образование. И именно это планируется сделать.

Одним из опубликованных документов является доклад Международной комиссии по перспективам образования под эгидой ООН под названием «Девять идей для коллективных действий». В нем описывается видение образования в посткоронавирусном мире. В частности, говорится о необходимости изменить традиционную школу: «Традиционная модель школьного образования должна уступить место разнообразию способов обучения, при этом необходимо сохранить школу как особую форму пространственно-временной организации коллективной жизни, отдельную и отличную от других образовательных пространств».

Важно отметить, что школу не планируется сохранять как место обучения. Вот что говорится в статье: «Вызванный пандемией COVID-19 кризис напомнил нам о важном значении школ как центров социального обслуживания, предоставляющих, в частности, доступ к полноценному питанию. В качестве общинных центров школы могут служить мощной опорой для воспитания самодостаточного поколения и выстраивания экологически устойчивых отношений с природой. Важнее всего то, что в школе развиваются социальные связи. Образование и обучение предполагают взаимодействие, диалог и обмен между людьми. Все участники образовательного процесса чрезвычайно важны друг для друга. Школа — это форма коллективной жизни, которая не может быть заменена дистанционным обучением».

А вот какое место школа «как особое пространство» должна занимать в процессе обучения — не говорится. Зато говорится о «новом общественном договоре в сфере образования» и «формировании гораздо более широкого образовательного пространства», под которым подразумевается это самое дистанционное образование. Ведь, по мнению авторов, «благодаря легким и переносным цифровым устройствам учебный процесс больше не привязан к постоянному и заранее определенному месту».

«Настало время для глубокого анализа учебной программы, — пишут авторы доклада. — Приоритет должен отдаваться развитию личности в целом, а не только академической подготовке». Если переводить этот пассаж на простой человеческий язык, то это означает, что в школе будут не просто учить, а воспитывать. Естественно, насаждая «правильные» ценности. О том, что ценности эти будут насаждаться извне, явствует из восьмого пункта, где говорится о защите «внутреннего и международного финансирования государственного образования». Напомню, что одним из самых ярких примеров международных образовательных фондов является фонд Сороса. Это его выкормышей на Украине сейчас зовут «соросятами», и именно деятельность связанных с Соросом структур вызвала скандал по поводу дистанционного образования, когда выяснилось, что выпущенные этими структурами видеоуроки содержат ошибки, начиная с элементарных арифметических.

В России же действие фондов Сороса было запрещено с 2015 года. Однако это ведь не единственная подобная структура, да и схемы, при которых какой-либо фонд действует не напрямую, а через другие организации, наверное, многим уже знакомы.

В целом же, как видится, главный расчет идет именно на то, что на место армии учителей, которые, несмотря на свое нынешнее угнетенное положение, все же ухитряются сохранять некоторую автономию и каким-то образом воспитывать детей, придут организации, которые будут выпускать учебный «контент» при поддержке западных фондов. А распространяться эти материалы будут через контролируемые Западом образовательные платформы, ради создания которых в том числе и собиралась обсуждаемая нами глобальная коалиция по дистанционному образованию.

Мы наблюдаем очередную, весьма амбициозную попытку переформатировать страны в глобальном масштабе и совершенно кардинальным образом. Старая поговорка гласит: «Хочешь победить своего врага — воспитай его детей». На наших глазах эту поговорку воплощают самым буквальным образом.

Уильям Гроппер. Первый шаг, из Каприччио. 1953–1957
1953–1957Каприччио.изшаг,ПервыйГроппер.Уильям
Уильям Гроппер. Первый шаг, из Каприччио. 1953–1957
Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER
Cтатьи газеты «Суть времени» № 397