«Мы искренне верили, что победим, но наши прогнозы были ошибочными», — вслед за экс-президентом Эквадора Рафаэлем Корреа эти слова могут произнести и другие лидеры политических сил региона

«День выборов» в Латинской Америке. Пандемия принесла политические сюрпризы

Уильям Хогарт. Выборы в парламент. Встреча с избирателями
Уильям Хогарт. Выборы в парламент. Встреча с избирателями

В прошлое воскресенье сразу в нескольких странах Латинской Америки состоялись выборы. Точные официальные результаты будут оглашены в начале мая, однако уже сейчас понятно, что победили не те, на кого рассчитывали.

В Эквадоре 11 апреля прошел второй тур президентских выборов. Уверенную победу на них прочили 36-летнему экономисту Андресу Араусу — кандидату от левой коалиции UNES («Объединение во имя надежды»). В первом туре ставленник экс-президента Эквадора Рафаэля Корреа получил более 31% голосов.

Однако во втором туре неожиданно с 5-процентным отрывом побеждает консерватор, банкир Гильермо Лассо. Голоса, набранные Лассо в первом туре, не предвещали победы. Правый политик, выдвинутый либерально-консервативным движением CREO, набрал почти 20% голосов и лишь на доли процента опередил «экосоциалиста» Йаку Переса, занявшего третье место и не попавшего во второй тур президентских выборов.

В ходе предвыборной борьбы сторонники Лассо использовали дезинформацию и другие технологии по дискредитации левого кандидата. Кампанию Лассо консультировал Хайме Дуран Барба, который в 90-х годах занимался продвижением политической партии известного колумбийского наркобарона Пабло Эскобара.

Свою роль сыграли и сторонники не попавшего во второй тур представителя коренного народа Йаку Переса, выдвинутого Многонациональным союзом Pachakutik. Стратегия протестного (нулевого) голосования, выбранная избирателями Переса, дала свои плоды. В итоге 16% голосов были объявлены недействительными.

«Мы искренне верили, что победим, но наши прогнозы были ошибочными», — констатировал поражение выдвиженца своей партии экс-президент Эквадора Рафаэль Корреа.

В Перу 11 апреля состоялся первый тур президентских выборов. Политический кризис — за 2020 год дважды сменился глава государства — в сочетании с тяжелой эпидемиологической ситуацией и «вакцинагейтом» привел к появлению целого ряда кандидатов в президенты, обладающих примерно одинаковой поддержкой избирателей.

По итогам первого тура лидерами президентской гонки стали двое. Представитель левой партии «Свободное Перу» Педро Кастильо. 51-летний учитель начал обретать имя в 2017 году, после организации длительной забастовки учителей. Кастильо набрал 19,8% голосов и лидирует с 5,7% отрывом от ближайшего соперника.

Им является Кейко Фухимори («Народная сила») — дочь бывшего президента Перу Альберто Фухимори. Кейко получила 13,4% голосов. Кейко — опытный участник президентских выборов, она уже дважды проигрывала президентские выборы во втором туре.

На третьем месте оказался ультралевый кандидат от партии «Народное обновление» Рафаэль Лопес Алиага, которому отдали свои голоса 11,69% избирателей.Четвертое и пятые места поделили между собой экономист Эрнандо де Сото из «Вперед, страна» и Йонхи Лескано из «Народной акции». Они получили 11,6% и 9,11% соответственно.

Первенство Кастильо стало неожиданностью для многих аналитиков, в том числе для аналитиков из левого лагеря. Это неудивительно, ведь в 90-х годах диктатуре Альберто Фухимори, который отбывает сейчас 25-летнее тюремное заключение за преступления против человечности, удалось расправиться с большинством жизнеспособных левых сил в Перу за счет сочетания репрессий, нарушений прав человека и коррупции. Со своими политическими соперниками Фухимори боролся в том числе с помощью «эскадронов смерти».

Обозреватели перуанского политического процесса отмечают, что Кастильо относится к «народным» левым силам, а «не к выходцам из среднего класса». Кастильо неоднократно высказывался в пользу правительства Венесуэлы. Его заявления о необходимости уважительного отношения к внутренней политике Венесуэлы вызывают неодобрение в некоторых левых кругах.

11 апреля второй тур региональных выборов в Боливии привел к разгрому правящей партии «Путь к социализму» (MAS). Партию возглавляет бывший президент Боливии Эво Моралес, ушедший в отставку в ноябре 2019 года в результате госпереворота. После победы на выборах в октябре 2020 года кандидатов возглавляемой им партии Моралес триумфально вернулся на родину.

7 марта социалисты победили в трех департаментах из пяти (всего их девять): Кочабамбе, Оруро и Потоси. Однако в важном департаменте Санта-Крус победил ультраправый политик — организатор уличных беспорядков в октябре-ноябре 2019 года, которые стали одной из составляющих государственного переворота. Департамент Бени остался за оппозиционным «Движением третьей системы» левого толка.

Жители четырех департаментов: Чукисака, Пандо, Тариха и Ла-Пас 11 апреля снова пришли на избирательные участки, так как 7 марта ни один из кандидатов не получил необходимого количества голосов. MAS рассчитывала победить в трех из четырех спорных департаментов, особенно — в Ла-Пас, где находится неофициальная столица страны.

Однако во всех четырех департаментах социалисты проиграли. Ла-Пас достался кандидату от альянса Jallalla (Jallalla — приветствие на языке индейцев аймара). В Тарихе победила партия «Объединенные ради Тарихи», в Чугисаке — партия «Мы все — Чугисака», в Пандо победу над правящей партией одержало «Движение третьей системы». Моралес заявил, что результаты местных выборов отбросили «Путь к социализму» к электоральным результатам 2006 года и созвал срочное совещание партии.

10–11 апреля выборы должны были состояться и в Чили. Жители страны должны были выбрать своих муниципальных и региональных представителей, а также «конституционалистов» — 155 членов Конституционной ассамблеи, которые призваны избавить страну от конституции, принятой во времена Пиночета, и принять новый основной закон страны.

Отказ от «пиночетовской» конституции был одним из основных требований протестов, которые начались в 2019 году в Сантьяго и переросли в длительные массовые беспорядки по всей стране. Президент Чили Себастьян Пиньера, семья которого была тесно связана с правительством Пиночета, вынужденно пошел на уступки. Теперь выборы должны состояться 15–16 мая.