Операция по снятию Ever Given с мели может занять до нескольких недель

Авария Ever Given в Суэцком канале принесла России новые возможности

Иван Айвазовский. Суэцкий канал. 1859
Иван Айвазовский. Суэцкий канал. 1859
Иван Айвазовский. Суэцкий канал. 1859

Вот уже два дня движение в Суэцком канале наглухо перекрыто севшим на мель контейнеровозом Ever Given. В операции по снятию корабля с мели задействованы восемь буксиров и экскаваторы.

По оценке Питера Бердовски, главы компании Boskalis, специалисты которой производят работы, операция по снятию Ever Given с мели может занять до нескольких недель.

Бердовски сравнил контейнеровоз с гигантским выбросившимся на берег китом и отметил, что, скорее всего, для освобождения корабля придется сгружать с него часть груза и топлива, использовать буксиры и размывку песка. Если прогноз главы Boskalis окажется верным, Ever Given вызовет самый долгий простой канала за последние 40 с лишним лет — с момента, когда в 1975 году он был открыт после восьмилетнего перерыва, вызванного арабо-израильскими войнами.

С тех пор канал периодически перекрывали из-за происшествий с проходящими по нему судами, но обычно задержка не превышала нескольких часов.

За последние десятилетия самый долгий перерыв в работе канала был зафиксирован в 2004 году. Тогда на мель сел танкер компании «Совкомфлот» Tropic Brilliance, везший на борту более 140 тыс. тонн нефти. Чтобы освободить корабль из песчаного плена, понадобилось перекачать часть груза на меньший по размеру танкер. Вся операции продлилась три дня.

Панорама Порт-Саида, слева-здание администрации Суэцкого канала[(cc)Daniel Csörföly]
Панорама Порт-Саида, слева-здание администрации Суэцкого канала[(cc)Daniel Csörföly]
Csörföly]канала[(cc)DanielСуэцкогоадминистрациислева-зданиеПорт-Саида,Панорама

Суэцкий канал является самой протяженной и наиболее загруженной транспортной артерией мира. Его длина превышает 150 км, за 2019 год через него прошли 19 тысяч судов. Канал обеспечивает примерно 10% мировых грузоперевозок. Его популярность обусловлена тем, что он позволяет сэкономить больше недели по сравнению с морским путем вокруг африканского континента, с разворотом у мыса Доброй Надежды.

В 1956 году канал был национализирован, и с тех пор плата за его пользование составляет существенную статью доходов в бюджете Египта. Ежегодно он приносит примерно $6 млрд.

Если учесть, что через Суэцкий канал осуществляется 10% морских перевозок нефти в мире и 8% перевозок сжиженного природного газа (СПГ), становится понятно, почему уже в течение первых суток после известия о блокировке канала выросли мировые цены на нефть, которые уже несколько недель снижались на фоне известий о новых коронавирусных ограничениях.

Эксперты сходятся во мнении, что в случае, если администрации канала удастся быстро освободить Ever Given из плена, более серьезных последствий для мирового рынка удастся избежать. В противном случае перекрытие канала окажет влияние не только на стоимость нефти.

В первую очередь, компании, зафрахтовавшие корабли, вынуждены будут решать — либо и дальше ожидать разрешения проблемы, стоя в «пробке» на входе в канал, либо отправить корабль в обход Африки, гарантированно потратив на дорогу дополнительные 10–15 дней.

Независимо от выбора, это приведет к росту транспортных расходов, увеличению сроков доставки грузов и нехватке свободных контейнеров и контейнеровозов. Эксперты предрекают, что такой разворот событий вызовет рост цен не только на энергоносители, но и на контейнерные перевозки, которые и так уже существенно подорожали в начале 2021 года.

Россия из этой ситуации может извлечь сразу нескольких плюсов

Во-первых, повышается востребованность российской нефти. В случае продолжительной задержи поставок сырой нефти европейские нефтеперерабатывающие заводы столкнутся с серьезным дефицитом, который Россия вполне сможет восполнить.

По данным издания AlArabiya, на биржах уже повысился интерес к поставщикам нефти из Мексиканского залива, Северного моря, России и Западной Африки.

Однако еще большие возможности для России эта авария открывает в сфере популяризации использования Северного морского пути. Сейчас самое подходящее время для Москвы заявить не только о том, что этот путь на треть короче маршрута через Суэцкий канал, не только безопасней ввиду отсутствия пиратов, но и намного надежней, так как он в принципе не может быть перекрыт из-за проблем одного сколь угодно крупного корабля.

Если раньше последнее преимущество Севморпути находилось в области предположений, то авария Ever Given показала, что оно существует в реальности. Остается вопрос, смогут ли российские власти воспользоваться удачной возможностью.