БАМ и Транссиб: как ускорить модернизацию ведущих на восток магистралей?
Во Владивостоке 5–8 сентября проходит Восточный экономический форум (ВЭФ). Одной из его острых тем стала реализация проекта Восточного полигона железных дорог, целью которого является модернизация Транссибирской (Транссиб) и Байкало-Амурской (БАМ) магистралей. Эти транспортные артерии, проходящие через Сибирь и Дальний Восток, связывают западную и восточную части России. Именно по ним осуществляются грузоперевозки на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, которые чрезвычайно важны для России в условиях санкционного давления Запада.
В рамках проекта поставлена задача в короткие сроки нарастить грузопоток по Транссибу и БАМу. Это вызвано необходимостью справляться с растущим объемом грузов для снабжения Сибири, Дальнего Востока и международной торговли. Однако ход реализации задачи показал, что темпы стройки недостаточны.
Следует отметить, что еще за неделю до форума, 31 августа, глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков заявил в комментарии РИА Новости, что дефицит перевозки требуемого объема грузов, особенно угля, через Восточный полигон может возрасти. Он пояснил, что на магистралях есть множество узких мест, которые сдерживают грузопоток в сторону Китая и других азиатских стран дальневосточного региона. Пока с ситуацией пытаются справиться, пробивая дополнительные туннели, но, как считает Чекунков, это не может кардинально решить вопрос.
«Восточный полигон — это две тонкие нити. Транссиб — 9,3 тысячи километров, БАМ — 4,3 тысячи. Эта цепь настолько слаба, насколько слабо ее самое слабое звено. Если на протяжении 9 тысяч километров есть какой-то затор, например, тоннель, его просто так не расширишь», — пояснил он.
На ВЭФ в ходе состоявшейся 6 сентября сессии «БАМ и Транссиб: как построить быстрее?» замгендиректора РЖД Андрей Макаров, рассказывая о работе по строительству Восточного полигона, сообщил, что за девять месяцев 2022 года было освоено 78 млрд руб. Эта сумма равна всему бюджету стройки 2021 года. При этом удалось достигнуть показателя в 146 млн грузов, перевезенных в восточном направлении.
Говоря об этих успехах, Макаров обозначил и проблемы. В частности, это большие затруднения при получении подрядчиками гарантий от банков. В результате новые подрядчики оказываются неконкурентоспособными и, кроме этого, они не могут соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством к РЖД при поисках контрагентов.
Со своей стороны, губернатор Кемеровской области (Кузбасса) и руководитель рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Энергетика» Сергей Цивилев жестко раскритиковал темпы строительства. Чтобы программа модернизации БАМа и Транссиба была реализована в срок, он предложил передать функции по координации строительства Восточного полигона от РЖД Минстрою РФ.
«У нас есть предложение — оставить Российским железным дорогам только функцию эксплуатации и капитального ремонта, а функцию строительства передать Министерству строительства РФ, у него есть все компетенции. Должно быть принято серьезное стратегическое решение, потому что мы системно на протяжении многих лет не выполняем подписанную программу», — сказал губернатор.
Цивилев сообщил, что из-за пробуксовки строительства Восточного полигона в 2022 году ожидается снижение отгрузки угля в восточном направлении. По его словам, срыв сроков реализации проекта наносит угольной отрасли даже больший урон, чем введенное с 10 августа эмбарго на перевозку угля из России в страны Запада.
Также губернатор Кузбасса напомнил, что, согласно проекту развития Восточного полигона, предполагалось к 2035 году выйти на 305 млн тонн грузов. Он предложил добиться этого результата досрочно — до 2030 года.
Зампредседателя комитета Госдумы РФ по энергетике Дмитрий Исламов поддержал Цивилева. Он отметил, что сегодня из-за санкций и эмбарго идет переориентация грузопотоков с Запада на Восток. Исламов обратил внимание на тот факт, что раньше Россия экспортировала в ЕС 50 млн тонн угля в год, а во все европейские государства — 70 млн тонн угля в год.
«А если добавить туда нефть, нефтепродукты, металлы, удобрения, то, по оценкам экспертов комиссии совета по энергетике, грузы, которые готовы сейчас ехать на восток, составляют около 140 млн тонн в год», — подчеркнул он.
Исламов предложил обратиться к правительству РФ с просьбой о синхронизации проекта Восточного полигона и Транспортной стратегии России на период после 2024 года «с достижением показателей минимум 305 млн тонн на восток к 2035 году».
По проблеме высказался и президент группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев. Он подчеркнул, что грузопоток на Восток не ограничивается углем, и предложил создать совет потребителей Восточного полигона для определения объемов и приоритетов грузов. При этом он выступил за передачу контрольной функции Министерству транспорта РФ, а также за отделение сферы инфраструктуры от сферы перевозок.
Развернувшаяся на ВЭФ дискуссия показала, что проблема Восточного полигона не решается легким способом. Между тем этот вопрос в условиях роста грузоперевозок в восточном направлении требует как можно более скорого решения.
Ранее глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявлял, что выходом может стать развитие морской логистики и, в частности, Северного морского пути. Это поможет справиться с объемом грузов, который пока не может «переварить» Восточный полигон.