Транссиб и БАМ не справляются с объемом грузоперевозок в восточном направлении, растущим в условиях санкций

БАМ и Транссиб: как ускорить модернизацию ведущих на восток магистралей?

Исаак Ильич Левитан. Поезд в пути (фрагмент). 1895
Исаак Ильич Левитан. Поезд в пути (фрагмент). 1895
Исаак Ильич Левитан. Поезд в пути (фрагмент). 1895

Во Владивостоке 5–8 сентября проходит Восточный экономический форум (ВЭФ). Одной из его острых тем стала реализация проекта Восточного полигона железных дорог, целью которого является модернизация Транссибирской (Транссиб) и Байкало-Амурской (БАМ) магистралей. Эти транспортные артерии, проходящие через Сибирь и Дальний Восток, связывают западную и восточную части России. Именно по ним осуществляются грузоперевозки на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, которые чрезвычайно важны для России в условиях санкционного давления Запада.

В рамках проекта поставлена задача в короткие сроки нарастить грузопоток по Транссибу и БАМу. Это вызвано необходимостью справляться с растущим объемом грузов для снабжения Сибири, Дальнего Востока и международной торговли. Однако ход реализации задачи показал, что темпы стройки недостаточны.

Следует отметить, что еще за неделю до форума, 31 августа, глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков заявил в комментарии РИА Новости, что дефицит перевозки требуемого объема грузов, особенно угля, через Восточный полигон может возрасти. Он пояснил, что на магистралях есть множество узких мест, которые сдерживают грузопоток в сторону Китая и других азиатских стран дальневосточного региона. Пока с ситуацией пытаются справиться, пробивая дополнительные туннели, но, как считает Чекунков, это не может кардинально решить вопрос.

«Восточный полигон — это две тонкие нити. Транссиб — 9,3 тысячи километров, БАМ — 4,3 тысячи. Эта цепь настолько слаба, насколько слабо ее самое слабое звено. Если на протяжении 9 тысяч километров есть какой-то затор, например, тоннель, его просто так не расширишь», — пояснил он.

На ВЭФ в ходе состоявшейся 6 сентября сессии «БАМ и Транссиб: как построить быстрее?» замгендиректора РЖД Андрей Макаров, рассказывая о работе по строительству Восточного полигона, сообщил, что за девять месяцев 2022 года было освоено 78 млрд руб. Эта сумма равна всему бюджету стройки 2021 года. При этом удалось достигнуть показателя в 146 млн грузов, перевезенных в восточном направлении.

Говоря об этих успехах, Макаров обозначил и проблемы. В частности, это большие затруднения при получении подрядчиками гарантий от банков. В результате новые подрядчики оказываются неконкурентоспособными и, кроме этого, они не могут соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством к РЖД при поисках контрагентов.

Со своей стороны, губернатор Кемеровской области (Кузбасса) и руководитель рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Энергетика» Сергей Цивилев жестко раскритиковал темпы строительства. Чтобы программа модернизации БАМа и Транссиба была реализована в срок, он предложил передать функции по координации строительства Восточного полигона от РЖД Минстрою РФ.

«У нас есть предложение — оставить Российским железным дорогам только функцию эксплуатации и капитального ремонта, а функцию строительства передать Министерству строительства РФ, у него есть все компетенции. Должно быть принято серьезное стратегическое решение, потому что мы системно на протяжении многих лет не выполняем подписанную программу», — сказал губернатор.

Цивилев сообщил, что из-за пробуксовки строительства Восточного полигона в 2022 году ожидается снижение отгрузки угля в восточном направлении. По его словам, срыв сроков реализации проекта наносит угольной отрасли даже больший урон, чем введенное с 10 августа эмбарго на перевозку угля из России в страны Запада.

Также губернатор Кузбасса напомнил, что, согласно проекту развития Восточного полигона, предполагалось к 2035 году выйти на 305 млн тонн грузов. Он предложил добиться этого результата досрочно — до 2030 года.

Зампредседателя комитета Госдумы РФ по энергетике Дмитрий Исламов поддержал Цивилева. Он отметил, что сегодня из-за санкций и эмбарго идет переориентация грузопотоков с Запада на Восток. Исламов обратил внимание на тот факт, что раньше Россия экспортировала в ЕС 50 млн тонн угля в год, а во все европейские государства — 70 млн тонн угля в год.

«А если добавить туда нефть, нефтепродукты, металлы, удобрения, то, по оценкам экспертов комиссии совета по энергетике, грузы, которые готовы сейчас ехать на восток, составляют около 140 млн тонн в год», — подчеркнул он.

Исламов предложил обратиться к правительству РФ с просьбой о синхронизации проекта Восточного полигона и Транспортной стратегии России на период после 2024 года «с достижением показателей минимум 305 млн тонн на восток к 2035 году».

По проблеме высказался и президент группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев. Он подчеркнул, что грузопоток на Восток не ограничивается углем, и предложил создать совет потребителей Восточного полигона для определения объемов и приоритетов грузов. При этом он выступил за передачу контрольной функции Министерству транспорта РФ, а также за отделение сферы инфраструктуры от сферы перевозок.

Развернувшаяся на ВЭФ дискуссия показала, что проблема Восточного полигона не решается легким способом. Между тем этот вопрос в условиях роста грузоперевозок в восточном направлении требует как можно более скорого решения.

Ранее глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявлял, что выходом может стать развитие морской логистики и, в частности, Северного морского пути. Это поможет справиться с объемом грузов, который пока не может «переварить» Восточный полигон.