Место, где разделяется Россия — впечатления о выставке «Мир тела» на ВДНХ
В конце прошлой недели в Москве, на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ), открылась экспозиция «Мир тела» (Body worlds). В выставочном зале анатомия человека демонстрируется на трупах, сохраненных с помощью специальной технологии полимерного бальзамирования. Российские организаторы на иностранный манер называют ее «пластинацией». Чтобы лишний раз не наводить посетителей на ненужные мысли морально-нравственного характера, в описаниях к экспонатам слово «труп» заменяют на «пластинат».
Мертвые тела лишены кожи, в ряде случаев расчленены на несколько частей. Расчленены не просто, а изощренным, шокирующим образом. Так труп «ныряльщицы» передней своей частью как бы готовится прыгнуть в воду, задней — прогибается назад, внутренние органы торчат из середины «инсталляции». Привезенные в Москву экспонаты в таком же, «распотрошенном», виде играют в футбол, хоккей, подтягиваются на кольцах. «Фехтовальщику» вручена шпага, «хоккеистам» — клюшки. Возрастной ценз выставки — 12+.
После полудня субботнего дня ко входу на выставку начала собираться очередь. Нередко можно было встретить родителей с детьми от совсем маленьких, которых привезли на прогулочных колясках, до учеников старших классов. Несмотря на возрастной ценз, организаторы пускают на выставку с детьми любого возраста. Чтобы приобщиться к продвинутому немецкому «искусству» желающим приходилось не один час мерзнуть на сыром холодном ветру.
Корреспонденты ИА Красная Весна спросили у людей, посетивших выставку одними из первых, что заставило их прийти на нее, что они там нашли и не смущает ли изучение анатомии на эпатажно «разделанных» трупах, не опасно ли это для психики детей.
Нам казалось, посетители должны были ответить себе на вопрос, зачем узкоспециальную выставку предназначают для развлечения широкой публики? зачем для развлечения той же публики над трупами откровенно глумятся? А если речь идет об «искусстве», то как можно делать инсталляции из трупов?
Студентка Ирина — будущий психолог. На выставку пришла, движимая любопытством и духом скандала. Очередь из желающих Ирина объясняет долгим отсутствием культурной жизни в столице в сочетании с возможностью увидеть что-то необычное.
«Из-за скандала, если бы скандала не было, то бы о выставке никто не знал. Плюс новый формат, возможно, мы больше никогда не посмотрим такого. Не хочется упускать», — сообщила Ирина.
«Учитывая, что долгое время никуда не выходили, возможность попасть в какое-то необычное место, где будет все необычно, будет, скорее всего, востребовано, и все пользуются возможностью», — объяснила она.
Ярослав— специалист по выставкам оказался продвинутым посетителем и знал толк в такого рода «искусстве». По его мнению, материалом для произведения искусства может быть и труп.
«Хорошая выставка для детей. Человек хорошо показан. Что он и кто он. Если предыдущая, на Ветошном, была больше именно „боди-арт“, больше как искусство, то здесь она больше медицинская», — сказал он.
Спутницу Ярослава природа экспонатов тоже не смутила. «Ничего страшно. Нашим людям надо привыкать», — заявила она.
София, ученица старших классов, пришедшая на выставку вместе с мамой, сказала, что на выставке нет ничего «такого». «Такие же трупы ходят по улице, только живые», — объяснила она.
Виктор, инженер и предприниматель, считает, что выставка очень полезна и нужна для людей любого возраста, особенно для подростков. Избегать ее необходимо только «особо чувствительным» людям. Виктор считает, что если труп высушили до состояния манекена, то и отношение к нему должно быть соответствующим, не как к человеческим останкам, а как к пластмассе.
«Если бы мне не сказали, что это было натуральное человеческое тело, я бы и не воспринял это. Воспринимается как кусок пластмассы. Не более того. Каких-то ассоциаций противных или тяжелых нет. Это анатомический пластмассовый предмет. Наверное, как-то так воспринимается. Скорее, макет, манекен, чем что-то живое, которое когда-то шевелилось, дышало, разговаривало. Нет. Скорее это близкие к натуральным манекенам. Не более того», — сообщил он.
Геннадий, ехидно отрекомендовавшийся «слесарем-сантехником», оценил познавательность выставки. По его мнению, на ней представлено нечто важное, уникальное, а главное — полезное для его 3-летнего внука. А все, кто думает иначе — «придурки и паразиты».
«Она однозначно познавательна. Если что-то познавательно, это познавательно для всех. Я, к сожалению, внука 3-х летнего не смог сюда привести, но с удовольствием привел бы. Я считаю, что это полезно. Узнать, как устроено твое тело, это очень важно. И те, кто пытаются скрыть эти знания — придурки и паразиты», — заявил Геннадий.
Молодой человек лет 30, назвавшийся «технарем», сообщил, что стал лучше понимать, какие мышцы ног работают, когда он катается на коньках. То, что он получил знания, которые легко можно узнать и в интернете, рассматривая вывернутые наизнанку человеческие тела, его не смущает.
«Классно, что такие выставки проходят. Мы живем в свободном обществе, если человек завещал свое тело науке, чтобы люди могли посмотреть, почему нет?» — заявил он.
Его спутница — психолог отметила, что ей очень приятно видеть, «когда взрослые приводят туда детей и объясняют».
Для Михаила, специалиста в области IT лет 40–45, прийти на выставку было делом принципа. Все вопросы о том, насколько «творчество» из трупов приемлемо, он отмел как «околорелигиозные».
«Я считаю, что это совершенно нормально и приемлемо. И всевозможные околорелигиозные возмущения о том, что это издевательство над трупами, я не приемлю. Я считаю, что это творчество художника. Его все работы защищены бумагами „от и до“, иначе бы его вынесли отсюда вперед ногами. Поэтому это вполне законно и очень интересно. Для тех, кто готовится стать врачом, это еще и очень наглядно. Я сюда пришел с дочкой, она мнит себя будущим врачом», — сообщил он.
Александр, специалист в области экономики и финансов лет 50-ти, тоже пришел защитить выставку от «мракобесов».
«Почему пришел? Из-за опасения, что мракобесы опять начнут бойкотировать и саботировать эту выставку, прикрываясь там всякими детьми. Глупости, конечно, глупости! Детей надо водить, им это как раз-таки будет интересно, и полезно увидеть эти вещи. Я против нашего мракобесия, в которое, к сожалению, погружается страна», — заявил он.
По его мнению, те, кто стоят в очереди на выставку, и те, кто никогда туда не пойдет, разделены забором, разделительной чертой, проходящей в сознании.
Не можем с ним не согласиться. Эта черта разделяет тех, кто еще стоит в рядах человечества, и тех, кто уже перешел или готов перейти в какое-то иное качество.