Россия должна изменить свою политику в странах СНГ и прекратить тешить себя иллюзиями из разряда «куда они от нас денутся»

Молдавию еще можно спасти? Мнение

Михаил Хазановский. Советская Молдавия (фрагмент). 1950
Михаил Хазановский. Советская Молдавия (фрагмент). 1950
Михаил Хазановский. Советская Молдавия (фрагмент). 1950

Свой взгляд на то, как должны выстраиваться отношения с Молдавией, которая двигается в проевропейском ключе, все более сдвигаясь в антироссийскую сторону, высказал обозреватель ИА Красная Весна Дмитрий Синица.

27 августа в Молдавии отпраздновали день независимости от Советского Союза, которую при поддержке народа объявили в 1991 году. А 2 сентября День Республики будут отмечать в Приднестровье, народ которого в 1990 году решил остаться в составе СССР, приняв решение выйти из состава Молдавии.

С тех пор прошло уже более 30 лет, обе республики шли каждая своим путем, отстаивали свои ценности, выстраивали свою государственность. За это время Молдавия из богатой, цветущей республики превратилась в самую бедную страну Европы, население которой за это время сократилось вдвое. Несмотря на это, Молдавия настойчиво продолжает идти проевропейским курсом. Чем больше власть выступает за европейские ценности и европейский вектор развития, тем в большую бедность она опускает население, тем глубже становится экономический кризис, тем больше людей уезжает из страны.

Самым главным экспортным товаром Молдавии при режиме президента Майи Санду являются не яблоки, виноград или вино, — самым дорогим товаром, который продает Молдавия сейчас, стала русофобия. Власть начала массово закрывать русскоязычные телеканалы, преследовать журналистов и оппозиционных политиков, которые выступают за сотрудничество с Россией, лишила русский язык статуса языка межнационального общения. Страна за последние годы практически скатилась в диктатуру, где нет места правовым нормам и конституции.

Негативное отношение режима президента Молдавии Санду к России, к русскому языку и всему русскому не является феноменом в пространстве бывшего Советского Союза. Принципиальная антироссийская и антирусская государственная политика наблюдается и в других республиках. Про Украину и говорить не приходится. Литва, Латвия и Эстония, помимо активных антироссийских действий внутри страны, стали членами НАТО, приблизив враждебный военный альянс к самым границам России. Двусмысленно ведут себя Армения, Казахстан и некоторые страны Средней Азии. Даже с Белоруссией не все просто, хотя эта республика — самая близкая России.

Напомним, после распада СССР, когда возобладала иллюзия, что Запад является нашим другом, Россия быстро потеряла свое влияние на постсоветском пространстве, уступив его другим центрам силы, таким, как Запад, который активно начал формировать «анти-Россию» в каждой республике бывшего Советского Союза. А после начала СВО, в странах СНГ градус антироссийских настроений стали стремительно повышать.

Если с Украиной всё перешло в стадию открытого вооруженного конфликта, то с Молдавией этого можно избежать. Для этого, прежде всего, Россия должна изменить отношение к своим интересам в странах СНГ и не тешить себя иллюзиями «куда они от нас денутся», а начать работать, выдавливать из всех республик враждебные России центры влияния.

Каждая республика бывшего Советского Союза имеет свои особенности, а значит и подход к ним должен быть индивидуальным. Здесь мы поговорим о Молдавии.

На данный момент в Молдавии достаточно большое количество населения относится к России нейтрально или положительно. Это русскоязычное население, жители Гагаузии, часть старшего поколения. Общее количество этих людей — около 35-40%. Резко против России выступает около 20-25%. Остается около 35-40% людей, за сердца и умы которых Россия должна бороться, чтобы сохранить за собой этот регион.

Во-первых необходимо внутри России поднять вопрос об общей с республиками истории. Без положительного образа СССР современная Россия не сможет выстроить культурный, исторический и социальный мосты с бывшими советскими республиками, потому что сухой «прагматизм» и «взаимовыгодное сотрудничество» фактически работает в противоположную сторону. Нужны не только материальные, но и духовные связи между народами.

Во-вторых, нужно начать поддерживать русскоязычную интеллигенцию, которая положительно относится к России и борется с насильственной румынизацией за сохранение молдавской идентичности и за сохранение молдавской истории, которая понимает цену дружбы с Россией.

В-третьих, необходимо начать серьезную работу по защите прав соотечественников, всех русских и русскоязычных граждан, живущих в Молдавии.

В-четвертых, развивать культурное сотрудничество. Необходимо создавать культурные центры по популяризации молдавского языка, именно молдавского, а не румынского, молдавской истории, молдавской культуры. Нужно помочь молдавским патриотам отстоять свою идентичность. Также необходимо открывать русские лицеи и школы, филиалы российских вузов. Кроме этого необходимо создавать центры русской культуры, где будут проводить бесплатные курсы по изучению русского языка, истории и организовывать совместные молдавско-русские и русско-молдавские мероприятия.

В-пятых, наладить взаимодействие с молдавской молодежью, увеличить квоты в российские вузы. После обучения в России им необходимо будет помогать реализовываться у себя на родине. Поддерживать их стремление в создании новых связей с Россией. Больше не должно быть таких, как действующий глава МИД Молдавии Николай Попеску, который закончил МГИМО, но занимает радикальную антироссийскую сторону.

В-шестых, помочь патриотическим молдавским политическим силам ограничить работу западных НКО, которые ведут деструктивную деятельность по отношению к республике. Не допустить силового давления со стороны Румынии.

В-седьмых, обозначить перспективы экономического и политического сотрудничества между странами.

И последнее — завоевывать расположение простых жителей Молдавии. Это нужно реализовывать через независимое Приднестровье, оно должно стать наглядным примером того, как развивается регион, когда там присутствует Россия. Приднестровье должно стать тем местом, откуда Россия сможет влиять на весь регион.

Какие бы сложные отношения между Тирасполем и Кишинёвом не были, общение и взаимодействие граждан обеих республик идет постоянно, это родственники, друзья, знакомые, туристы, бизнес-коммуникации. Одно дело, когда люди получают информацию по телевизору, а другое дело, когда они сами видят резкое различие в уровне своей жизни и жизни своих соседей.

Если повысить уровень жизни в Приднестровье, то для многих граждан Молдавии это будет наглядным примером того, как они могли бы жить, если бы дружили с Россией. Уже сейчас в Молдавии простые жители сетуют на то, что газ и электричество в Приднестровье в разы дешевле, чем у них, а многие на зиму переезжают в Приднестровье, чтобы меньше платить за коммунальные услуги.

Комплексная работа в этих направлениях позволит переориентировать подавляющее количество населения Молдавии, сделать их дружественным к России народом, который не позволит больше устанавливать в республике русофобские политические режимы, наподобие режима Майи Санду. Для России это дешевле, выгоднее и продуктивнее, чем расхлебывать потом новый вооруженный конфликт на берегах Днестра.