Электроэнергетика жива вопреки давлению апологетов глобального потепления
Программы «устойчивого развития», «зеленых технологий», достижения «углеродной нейтральности» внедряются под крики экологических движений о якобы наступающем глобальном потеплении из-за деятельности человека: индустриальной, сельскохозяйственной и прочей.
Если проследить возникновение этих программ, мы увидим, что продвижение этих алармистских теорий начинается в конце 1960-х годов с созданием «Римского клуба». В 1972 году клубом был подготовлен знаковый доклад «Пределы роста».
По сути, эта неомальтузианская теория доходит до экофашизма. Мальтус в своей теории о необходимости «сдерживания народонаселения» основывался на ограниченности площадей и плодородности пахотных земель. Новые его последователи заявляют, что для развития и «достойной жизни» быстро размножающемуся человечеству не хватит энергетических возможностей планеты, необходимо контролировать и ограничить рост населения планеты и потребления ресурсов. Один из авторов доклада «Пределы роста», Деннис Медоуз, в 2013 году заявил, что требуется уже не просто «замедлиться и выйти на плато», а «возвращаться вниз, в пределы устойчивости».
В докладе 1972 года предсказывалось истощение ресурсов уже к 1990-м годам. Однако этого не произошло. Авторам пришлось пересмотреть сроки и ввести корректировки, добавить в том числе и «ужас-ужас» про гибельные глобальные изменения климата из-за деятельности человека. Ведь господствующей кучке для сохранения своего властного статуса нужно остальное человечество вогнать в разруху, как физически, так и в головах. И самым коротким путем достичь разрухи, конечно, является разрушение энергетики. Пожили люди «хорошо» 150 лет, сделав доступной электроэнергию для всех, хватит, пора вернуться к допотопным временам.
Конкретной проблемой для природы Земли назначено «глобальное потепление». Объявлено, что эта климатическая катастрофа — результат возрастания содержания углекислого газа CO₂ в атмосфере, парниковый эффект, дескать, получается. Всем государствам Земли поставлена задача — вся деятельность человека должна рассматриваться через призму выделения CO₂. При доказательстве антропогенной причины увеличения CO₂ в атмосфере исключили из рассмотрения такие важные его источники, как «дыхание» океана, вулканические извержения и пр. То есть изначально пренебрегли, ввели допущение, что на глобальное потепление только деятельность человека влияет. Напомним и тот факт, который отбрасывают «защитники планеты», что углекислый газ жизненно необходим для всей зеленой растительности, что это ее «пища». Увлекшись уничтожением CO₂, а предлагаются целые проекты по «упрятыванию» углекислого газа в подземные емкости, погубим растения, можно как раз загубить «зеленые легкие» планеты, чем дышать тогда будем?
На конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 году было рекомендовано всем государствам планеты разработать планы действий по переходу к устойчивому развитию. В 1997 году был подписан Киотский протокол как дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Этот протокол обязывал все развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.
Самыми «виноватыми» в глобальном потеплении оказались уголь, нефть и газ, при сжигании которых для получения электро- и тепло- энергии выделяется углекислый газ. Началось продвижение требования переходить на так называемые «экологически чистые» и возобновляемые источники энергии (ВИЭ), такие как солнечная, ветровая, геотермальная, приливная и другие экзотические виды, избавляясь при этом от существующих классических электростанций, работающих на угле, торфе, газе, мазуте.
Электроэнергия — товар, который передается покупателю со скоростью света
Надо напомнить, что электроэнергия — это особый продукт, товар, который не положишь на полку склада. Процесс выработки (производства) электроэнергии, передачи и потребления неразрывно связаны. Скорость распространения электричества равна скорости света — 300 000 км/сек. Без потребителя нет и генерации. Главный закон функционирования любой энергосистемы — непрерывное обеспечение баланса спроса и предложения на электроэнергию. В случае нарушения этого закона в энергосистеме изменяются частота сети переменного тока и расчетные уровни напряжения, что может привести к массовым отключениям потребителей или выходу из строя генерирующего, передающего и распределительного оборудования и электроустановок потребителей.
Электроэнергии вырабатывается ровно столько, сколько в данный момент потребляется. Электростанции, линии электропередач, распределительные сети и все потребители включены в единую сложную технологическую систему (цепочку). Условно, упрощая: вы включили чайник, в это время мощность генератора должна увеличиться ровно на такое же количество киловатт.
Автоматические регуляторы турбин в реальном масштабе времени без участия человека поддерживают баланс: мощность генераторов — потери в сетях = мощность потребителя. Нарушение баланса приводит к изменению частоты во всей сети, что плохо отражается на работе всех электроприборов, у всех потребителей. Регуляторы частоты на всех энергоблоках, которые включены на режим поддержания частоты, увеличивают или уменьшают подачу пара на ТЭС и воды на турбины ГЭС.
Атомные станции обычно не участвуют в режиме поддержания частоты из-за большой инерционности «атомных котлов». Желательно, чтобы атомные энергоблоки работали с постоянной нагрузкой вблизи их технического максимума, оптимального режима для них, и не часто останавливались.
Ветровые (ВЭС) и солнечные (СЭС) электростанции также не могут участвовать в регулировании частоты, так как они зависят от времени суток для СЭС и наличия ветра для ВЭС, то есть они принципиально не могут участвовать в текущем поддержании баланса и диспетчеризации.
Потребление электроэнергии неравномерно по территории энергосистемы и меняется внутри суток. Ночью потребляется электроэнергии гораздо меньше, люди спят. Промышленность тоже, в основном, не работает. В дневное же время возникают пиковые нагрузки, когда одновременно включается большинство потребителей, и нагрузка резко возрастает на несколько часов.
Типовой суточный график электрической нагрузки, отражающий суточные ритмы жизни общества и характерный практически для всех энергосистем, графики различных энергосистем отличаются не столько формой, сколько уровнем мощности нагрузки.
Выделяют три временные зоны: зона минимальной нагрузки (ночные часы или ночной провал); зона средней (полупиковой) нагрузки; зона максимальной (пиковой) нагрузки.
Особенно интересна зона пиковых нагрузок, которая требует включения в работу маневренных агрегатов или наличия мощных электросвязей с соседними энергосистемами, от которых можно получить «помощь». В ночные провалы приходится останавливать часть энергоблоков, в первую голову, на тепловых станциях (ТЭС). Базовую часть типового суточного графика нагрузок «закрывают» крупные электростанции, которые обеспечивают электроснабжение промышленности: больших заводов, круглосуточных производств, транспортных организаций. Обычно это атомные, угольные, газовые и крупные гидроэлектростанции.
Гидравлические агрегаты ГЭС способны быстро изменять мощность нагрузки. Скорость набора — секунды. Удобно использовать для регулирования в часы пиков.
Во время ночного провала очень кстати иметь гидроаккумулирующие электростанции (ГАЭС). Тогда не останавливаются тепловые блоки ТЭС, а переводятся в насосный режим агрегаты ГАЭС и создается запас воды в верхнем водохранилище для возможности работы гидрогенераторов днем в пиковом режиме.
Если в энергосистеме установить ГАЭС и много солнечных электрических панелей, мощность которых превышает пиковую потребность, тогда излишек электроэнергии можно использовать для закачки воды на ГАЭС для обеспечения потребителей электроэнергией вечером и ночью. Мало где такие идеальные условия имеются.
Ветровые и солнечные электростанции нарушают устойчивость энергосистем
Из опыта эксплуатации известно, что если установленная мощность ВЭС и СЭС превышает одну треть от общей мощности энергосистемы, обеспечить стабильный баланс производства и потребления электроэнергии становится практически невозможным. Требуется создание мощных аккумуляторных батарей или строительство пиковых ГЭС и ГАЭС.
Таким образом, получается, что требование идеологов теории глобального потепления покончить с использованием ископаемых энергоносителей и полностью перейти на ветровую и солнечную энергию приведет к снижению надежности энергосистем, нестабильности электроснабжения.
Для промышленно развитых регионов такой переход на «чистую» энергетику приведет к деиндустриализации. Для развивающихся стран обязательство отказаться от использования ископаемого топлива поставит ограничение на их развитие. Повезет тем странам, у которых большой гидроэнергетический потенциал. Например, как в Бразилии.
Возобновляемые источники энергии хорошо использовать в изолированных удаленных районах для бытового потребления населения и мелкого кустарного производства, что уже и реализуется в Африке и той же Бразилии, в индейских деревнях в джунглях Амазонки.
В России на севере Якутии в последние годы используют солнечные панели в сочетании с мощными дизельными установками, там, где невозможно построить линии электропередачи для связи с энергосистемой. Это позволяет значительно снизить расход солярки.
В связи с массовым вводом ветровых и солнечных электростанций произошел бум строительства мощных аккумуляторных установок. Отдельные установки могут выдавать до 100 Мвт в течение 2–4 часов. Один из крупных аккумуляторных проточных накопителей построен в Китае, это Даляньская электростанция.
При этом экологов совершенно не интересует вредность изготовления и использования химических батарей. Мало того, эти химические аккумуляторы еще и прекрасно горят. Пожар в течение 4-х суток не могли потушить пожарные в Австралии в августе 2021 года, горела 13-тонная крупнейшая батарея. Неоднократно сообщалось о крупных пожарах, вспыхнувших при перевозке литий-ионных аккумуляторов на борту кораблей. В феврале этого года во Франции сгорели 900 тонн литиевых аккумуляторных батарей. После неоднократных пожаров в США срочно разрабатывают новые стандарты пожарной безопасности для аккумуляторных станций. При ликвидации горения проблему составляет невозможность тушения огня водой даже при отсутствии напряжения в электросистеме батарейного блока, поскольку применение воды только увеличивает время горения аккумуляторного блока.
Но деваться некуда, наднациональные лоббисты «зеленой» повестки не дают свернуть с вектора на разрушение традиционной энергетики. Неважно, что затратно, неважно, что абсурдно и ущербно для окружающей среды. Сказано — в «морг, значит в морг».
Но человечество все-таки пытается выскочить из-под пресса экологического террора. У кого позволяет территория и географический ландшафт, строят ГАЭС для возможности сохранения избыточной электроэнергии ветровых и солнечных электростанций и производства электроэнергии в безветренную или пасмурную погоду. Ввод ГАЭС в 2023 году в мире достиг 10,7 ГВт, это рекордная цифра за всю историю энергетики. В стадии строительства гидроаккумулирующие установки мощностью 101 ГВт. Рост популярности ГАЭС объясняется стремительным наращиванием ветровой и солнечной генерации. Технологии, используемые на ГАЭС, хорошо отработаны, так как используются уже с 1950-х годов.
Вот неполный список новых введенных и строящихся ГАЭС. На севере Португалии в 2022 году введена в эксплуатацию ГАЭС «Гувайнш» мощностью 880 МВт, в составе каскада ГЭС. В Греции начато в 2021 году строительство ГАЭС «Амфилохия» мощностью 680 МВт. В Австралии строится ГАЭС «Snowy 2.0» мощностью 2000 МВт. В Шотландии планируется построить шесть ГАЭС суммарной установленной мощностью 4,9 ГВт, вводы в эксплуатацию ожидаются к 2027–2034 годам.
Апологеты глобального потепления, передовой отряд разрушителей технологического развития человечества, не могут допустить такого симбиоза ветровой и солнечной электроэнергетики с гидроаккумулирующей, и настаивают на том, что гидроэнергетика, хоть и крупнейший возобновляемый источник энергии, но углеродный след имеет. Оказывается, водохранилища являются источником биогенных парниковых газов CO₂ и СН₄. При этом никого не смущает, что объем водохранилищ ГЭС и ГАЭС не сравним с объемами озер, болот, морей и океанов. Водохранилища — это недопустимо, это же результат человеческой деятельности, а природный вклад океана, болот и озер в содержание CO₂ в атмосфере нужно оставить за скобками, он в расчетах не участвует. Такой вот «научный» подход.
Надо признать, сопротивление «зеленому безумию» нарастает, даже в Европе в 2022 году утвердили классификацию чистых источников энергии, среди которых оказались атомная и газовая генерация, хотя и оговорили, что это временное решение. Оно вызвано тем, что энергосистемы, линии электропередачи, электроподстанции не могут «переварить» большое количество чужеродных элементов, особенно солнечных электрических панелей, которые вырабатывают электроэнергию на постоянном токе.
(теги пока скрыты для внешних читателей)