Под шумок тайваньского кризиса Китай заходит в Океанию
Продолжающееся обострение вокруг Тайваня обратило внимание всего мира на противостояние США и Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но только в одной его точке. На деле же это противостояние усилилось сразу в нескольких местах, включая, на первый взгляд, относительно далекий от обеих стран юг Тихого океана.
Уже несколько месяцев Китай — с одной стороны, а США и их союзники — с другой, ожесточенно делят между собой острова Океании. Как казалось до этого, никому особенно не нужные.
И действительно, последние три десятка лет США ими мало занимались. Они убрали оттуда свои посольства (там, где те в принципе были изначально) и в целом отдали их на откуп близлежащим Австралии и Новой Зеландии. Для последних Океания совершенно ожидаемо преимущественно служила источником гастарбайтеров. С течением времени финансовые вливания в острова и с этой стороны тоже стали уменьшаться. А ковидные годы оказались катастрофичными для экономик малых стран региона, значительная часть населения которых работала либо в туризме, либо за рубежом, что стало резко невозможно.
Все эти годы в регион медленно и без фанфар постепенно заходил Китай. Вначале он начал распространять в Океанию свой бизнес, а в последние годы — а особенно в последние месяцы — уже предпринимать открыто политические шаги. Две наиболее громкие победы Пекина — Соломоновы острова и Кирибати.
Соломоновы острова еще в 2019 году вдруг изменили свою позицию по Тайваню на 180 ° и с тех пор поддерживают официальный Пекин. В конце 2021 года это чуть было не привело страну к перевороту, но тогда соседи, в том числе Австралия и Новая Зеландия, активно поучаствовали в усмирении протестов. Правда это не изменило ставку властей на Китай, а скорее, наоборот, усилило.
В апреле 2022 года разразился международный скандал — стало известно о грядущем оборонном соглашении Китая и Соломоновых островов. В частности, согласно утечке, Пекин теперь отправляет в Хониару полицейских для усмирения беспорядков, а также китайские суда имеют право заходить в порты Соломоновых островов для дозаправки. А главное, что Китай собирается обеспечивать безопасность региональных маршрутов.
Эта новость вызвала настоящую панику в политических кругах Австралии и Новой Зеландии, которым совсем не улыбается китайская военная база под боком. Кстати, неудачная попытка заставить Хониару отказаться от соглашения с Пекином стала одной из причин разгрома предыдущей правящей коалиции Австралии на выборах.
А затем начались самые настоящие дипломатические гонки по Океании.
В мае глава МИД Китая Ван И посетил друг за другом сразу десяток островов и даже попытался договориться о зонтичном оборонном соглашении. Этой амбициозной цели добиться не удалось — часть стран заартачились. Тем не менее он смог заключить ряд двусторонних договоров как экономического, так и оборонного характера.
В погоню за ним в начале июня сразу после встречи QUAD в Токио бросилась глава МИД Австралии — новоизбранная малайзийка Пенни Вонг. И тут она, помимо денег, также обещала островам силовую помощь (параллельно Австралия и Новая Зеландия возобновили совместные военные и полицейские учения на островах), а также — больше виз для жителей Океании.
Следом был проведен Форум Тихоокеанских островов, к которому подключали по интернету аж целого вице-президента США Камалу Харрис, а китайцев демонстративно не позвали и при случае выкидывали с мероприятий.
Правда, с форумом получилось не очень однозначно. Две страны демонстративно вышли, одна из них Кирибати, в неучастии которой сразу заподозрили китайский след. Характерно мнение китайского эксперта Центра тихоокеанских исследований Ляочэнского университета Юя Лэя: «Если Китай создаст военную базу на Кирибати, то цепи островов, используемых США (имеются в виду находящиеся западнее объекты в Микронезии, Палау и на Маршалловых островах — прим. ИА Красная Весна), окажутся бессмысленными».
Разумеется, официальный Пекин отрицает свое вмешательство и заверяет, что никаких баз ни на Соломоновых островах, ни на Кирибати не будет, а на политику Океании он ни в каком виде не влияет. Насколько это так, видно по поведению премьер-министра Соломоновых островов Манассе Согаваре. Он подчеркнуто нагло ведет себя с властями не только Австралии, но и США, при этом не менее демонстративно выражая свою симпатию к Китаю. Например, когда в начале августа в Океанию полетела уже замгоссекретаря США Венди Шерман, Согаваре попросту не явился на американское мероприятие, так что ей оставалось только сказать, что он об этом еще пожалеет.
Кстати, отметим, что стратегия США по борьбе с китайской угрозой остается стандартной, но уже не раз продемонстрировавшей эффективность. Еще весной на Соломоновых островах обещали восстановить закрытое более 30 лет назад посольство США. Для этого Шерман в первую очередь и приезжала. Заодно американские и австралийские дипломатические представительства появятся и на других островах. А дальше кто кого — прикормленная проамериканская оппозиция и военные или китайские военные, полиция и бизнес.
А контингенты явно планируется наращивать. Приведем еще одну экспертную оценку, теперь уже Австралийского национального университета: «За последние 30 лет Китай придерживался устойчивого, систематического подхода, внедряясь в политический и коммерческий мир и общество Микронезии с помощью схем грантов, займов, пожертвований, подарков, стипендий и учебных курсов, ассоциаций дружбы и включения микронезийских государств в региональные форумы, спонсируемые Китаем, используя приманки инвестиций и финансовой помощи.
Открытие посольств Австралии в Палау и на Маршалловых Островах должно подтолкнуть нас к рассмотрению возможных планов подготовки к переброске примерно 4 тыс. из 19 тыс. морских пехотинцев, дислоцированных на Окинаве, на Гуам в период с 2024 по 2028 год.
В то время как Австралия вносит свой вклад в безопасность в регионе, участвуя в высококлассных учениях по воздушным боям и оказанию гуманитарной помощи Cope North, нам следует рассмотреть вопрос о представительстве Австралии в сфере обороны на Гуаме и тренировках с США там и в других районах Микронезии».
В общем, Шерман не зря публично напомнила о стратегическом значении тихоокеанских островов во Вторую мировую. На счастье или на беду, Океания явно смогла привлечь внимание сразу двух сверхдержав. И похоже, что надолго.
(теги пока скрыты для внешних читателей)