…смерть этих учительниц стала для многих простых, честных людей откровением: они поняли, с кем они имеют дело

Оставаться и быть Человеком

Изображение: © ИА Красная Весна
Фасад школы, н. п. Новотошковка, ЛНР
Фасад школы, н. п. Новотошковка, ЛНР
Фасад школы, н. п. Новотошковка, ЛНР

«И подсчитайте еще напоследок, прошу вас, как, каким образом, с помощью доброй машины какой, может еще человек оставаться и быть человеком или же только теперь Человеком пытается стать?»

Паруйр Севак
«Задание вычислительным машинам и точным приборам всего мира».

Год назад Луганская Народная Республика, Донецкая Народная Республика, Запорожская и Херсонская области воссоединились с Россией. Когда мы собирались отвозить в ЛНР гуманитарную помощь и проводить уроки, мы думали об этом.

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Когда мы выбирали темы уроков, мы думали и об этом тоже.

В ЛДНР с 2014 года идут боевые действия. А с февраля 2022 года — Специальная военная операция. И это, конечно, тоже входило в круг наших размышлений.

Урок, который я проводила в школах ЛНР, посвящен памяти учителей, павших от рук бандеровцев на Западной Украине. Назвали мы его — «Свет с Востока». Этот урок посвящен памяти учителей с Восточной Украины, в частности, из Ворошиловградской области (теперь это Луганская Народная Республика), которые поехали после Великой Отечественной войны на Западную Украину. Учить детей. Поднимать общий уровень образования и культуры в присоединенных областях. Поехали потому, что владели и украинским языком тоже. И могли разговаривать с местными жителями на понятном им языке.

Эти учителя стали мишенью для бандеровской нечисти, затаившейся в схронах на Западной Украине. Националисты почувствовали в них своих врагов — идейных, непримиримых. И объявили на них охоту. Учительницы, о которых шла речь на наших уроках, открывали людям новые горизонты жизни. Они не только обучали детей, они и взрослым рассказывали многое из того, что до тех пор было недоступно, невозможно. И еще — они были комсомолками. И организовывали в селах пионерские и комсомольские организации.

Бандеровцы почуяли, что свет знаний, как мощный прожектор, освещает их убогие схроны, что им тяжелее вербовать и запугивать людей. Агитация бандеровцев: да мы же с вами родные, а эти — пришлые, они москали, — перестала действовать. Ибо учителя вели людей к свету, а бандиты-националисты тащили во тьму. Смерть многих из этих отважных девушек была ужасной. Их истязали, пытали, вырезали на телах звезды. Словом, вели себя как фашисты, память о зверствах которых была свежа еще в сознании людей — от момента освобождения Западной Украины прошла всего пара лет. И смерть этих учительниц стала для многих простых, честных людей откровением: они поняли, с кем они имеют дело. Они увидели, что убийцы их учительниц ничем не лучше фашистов. Учителя стали для своих учеников символом мужества, непокоренности, образцами настоящих, подлинных людей.

Почему я так подробно пишу об уроке? Я полагаю, что это ясно. Ведь сейчас ситуация похожа, и снова мы ведем борьбу с нацистами. И следом за воинами на освобожденные территории идут не только строители — восстанавливать разрушенное. Следом идут учителя. Создавать будущее. Потому что дети — будущее страны. И их обязательно надо учить! Не зря нынешние укронацисты, когда захватили Харьковскую область, первыми расстреляли учителей. Наследники и продолжатели бандеровской идеологии нутром своим звериным чувствуют, кто их враги.

Преподаватели, с которыми мы уже много лет общаемся в ЛНР, — настоящие, подлинные учителя. И об этом мы тоже разговаривали на уроках с их учениками. Это педагоги, которые с 2014 года не уходят со своего поста. Они все, иногда в условиях, приближенных к боевым (а такое было и буквально), продолжают делать свое дело: учить детей. Они не реагируют на вой снарядов и форсажи самолетов над городом. Я лично это видела, своими глазами.

Урок на крыльце разрушенной немецкими обстрелами школы в блокадном Ленинграде. 1943
Урок на крыльце разрушенной немецкими обстрелами школы в блокадном Ленинграде. 1943
1943Ленинграде.блокадномвшколыобстреламинемецкимиразрушеннойкрыльценаУрок

Я беседую с учителями города Красный Луч. Возникает резкий звук (мне, приехавшей из спокойной, размеренной Москвы, кажется, что это — взрыв где-то в отдалении). Учителя поворачивают головы — смотрят на окна. Доли секунды. Мне показалось даже, что я услышала вопрос: стекла целы? Не было такого вопроса. Но их поворот головы был именно для этого. Проверить, целы ли стекла. Целы. Они поворачивают головы ко мне: продолжайте, всё в порядке. Это тоже без слов, одним взглядом.

Вы скажете, что они привыкли за девять лет. Нет. К этому нельзя привыкнуть. Ты ведь никогда не знаешь, в какой момент это случится, это всегда неожиданность. Но у них другая, большая цель, сверхзадача другая. И по сравнению с ней взрывы и форсажи — ерунда. Педагогам важно научить детей. Им важно, чтобы их дети могли поступить в высшие учебные заведения, как сейчас принято говорить, «Большой России». Для этого ученики должны быть максимально обучены. И, если это нужно для того, чтобы лучше преподавать, учителя готовы учиться сами. В свое свободное время, которого у них не так много, отрывая его от семьи. Воспитать ученика. Это — предназначение учителя.

Отдаю себе отчет, что фраза эта в наше время звучит уже как-то затерто, обыденно. От многократного повторения эта простая мысль как-то обесценилась, поистаскалась. А мне хотелось бы обратить на нее внимание, вслед за Давидом Самойловым, который писал о поэтах:

Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло…

«Протереть», вновь показать всю важность этой простой мысли. Счастлив человек, который встретил на своем пути педагога, который не безразличен к своему делу, к своим ученикам. Мы помним о таких преподавателях всю жизнь. Учителя, с которыми мне посчастливилось общаться в ЛНР, — именно такие.

Мы готовимся к поездке, выясняем, что нужно привезти. Они никогда не просят ничего для себя (отказываются, даже если предлагаешь — мне не надо ничего), а вот для школы привезите, если можно, вот то-то и вот то-то. Несколько лет назад мы монтировали ролик о поездке в ЛНР. Я отсматривала отснятые видео и вдруг поняла, что прокручиваю один и тот же фрагмент несколько раз. Потому что меня поразило то, что говорила в кадре директор одной из школ. Она сказала: «Вы не представляете себе, как нам важно то, что вы к нам приезжаете. Не потому, что вы привозите тетради, ручки, атласы и оборудование для кабинетов. Это тоже важно, это нам нужно, чтобы учить детей. Но это не главное. Главное — мы знаем, что про нас помнят, что мы нужны». ЛНР тогда была непризнанным независимым государством. Теперь Луганская Народная Республика — часть России. Но им так же важно, что про них помнят. Мы им нужны.

В этой поездке я услышала слова, которые стоят любых цветистых речей: «Вы знаете, мы вас ждем и встречаем уже не как старых друзей даже. А как родственников». Мы им нужны. И они нам нужны. Потому что, сверяя себя с этими замечательными людьми, ты понимаешь, что главное, а что второстепенное. Человек, его путь, становление, воспитание, развитие — главное в этом мире. Пока еще главное. И хорошо бы, чтобы так и оставалось.

Я начинала писать эту статью о поездке в ЛНР как отчет. А получилась ода учителям. О чем я ничуть не жалею, потому что они достойны этого!

Они воспитывают Человека!