В Ливии огромной властью обладают те, кто управляют нефтяными доходами страны — глава Национальной нефтяной корпорации NOC и глава Центробанка Ливии

Рейдерский захват ЦБ Ливии заблокировал добычу нефти и экспортные доходы государства

Жан-Леон Жером — Спор арабов, 1871 год
Жан-Леон Жером — Спор арабов, 1871 год

В экспортных доходах Ливии нефтяная составляющая достигает 95%. Отчасти с этим связано, что в стране, так и не оправившейся от гражданской войны и разделенной на части после свержения и убийства Муаммара Кадаффи, крайне значимыми фигурами являются те, кто управляют нефтяными доходами страны — глава Национальной нефтяной корпорации NOC и глава Центробанка Ливии.

Именно поэтому неожиданная смена руководства Центрального банка Ливии привела к большому политическому и экономическому скандалу в стране и за рубежом. Почти все международные банки приостановили свои операции с ЦБ Ливии, а альтернативное правительство на востоке страны остановило добычу и отгрузку нефти почти на всей территории страны.

Начало кризиса

17 августа 2024 года Президентский совет Ливии (базируется в западной части страны) объявил, что принял единогласное решение о назначении Мохамеда аль-Шукри новым управляющим Центральным банком вместо Сиддика аль-Кабира.

Президентский совет сослался в своем решении на резолюцию Палаты представителей (базирующейся на востоке страны) от 2018 года относительно необходимости проведения выборов нового управляющего Центрального банка Ливии и формирования нового совета директоров банка. Это произошло несмотря на то, что ситуация в стране с тех пор уже несколько раз менялась.

Теперь же президентский совет заверил граждан, что смена главы Центробанка необходима и направлена на обеспечение стабильности финансово-экономической ситуации в стране, на повышение способности Центрального банка эффективно и результативно выполнять свои обязанности, обеспечивая непрерывность предоставления финансовых услуг и достижение экономической стабильности.

С данным решением Палата представителей Ливии (она же парламент страны) категорически не согласилась. Несмотря на то, что решение Президентского совета Ливии было опубликовано воскресным вечером 17 августа, Палата представителей Ливии в этот же день выпустила заявление, в котором осудила данное решение.

18 августа источник из Президентского совета Ливии сообщил изданию Bawabat Al-Wasat, что совет находится в процессе передачи в генеральную прокуратуру Ливии отчета о международном аудите счетов Центрального банка Ливии в связи с некоторыми серьезными нарушениями.

Источник пояснил, что Президентский совет в своих действиях опирался на пункт 79 периодического доклада генерального секретаря ООН, опубликованного на прошлой неделе.

Аудитором, о котором идет речь, является британская аудит-консалтинговая корпорация Deloitte Global Consulting Company, которой эта задача была поручена Советом Безопасности ООН с 2018 года.

19 августа во время заседания Палата представителей Ливии еще раз подтвердила, что выступает против смены руководства ЦБ. В парламенте Ливии заявили, что роспуск или замена управляющего Центрального банка Ливии не входят в юрисдикцию Президентского совета, и что изменение суверенных позиций осуществляется Палатой представителей по согласованию с Высшим государственным советом Ливии.

20 августа парламент Ливии решил поставить точку в этом вопросе и проголосовал против назначения нового управляющего Центральным банком Ливии. Также парламент единогласно проголосовал за продолжение деятельности Сиддика Омар Аль-Кабира на посту главы совета директоров ЦБ Ливии.

В тот же день исполняющая обязанности спецпредставителя ООН Стефани Кури встретилась с главой ЦБ Ливии Сиддиком Аль-Кабиром. На встрече Кури подчеркнула, что односторонние действия могут иметь серьезные последствия и негативное влияние на положение Ливии в международной финансовой системе. Она отметила, что необходимо принять меры по восстановлению доверия к Центральному банку Ливии и реализовать рекомендации аудита.

При этом, по информации Центрального банка Ливии, на встрече Кури выразила Кабиру полную поддержку ООН. Глава миссии ООН приветствовала поддержку Палаты представителей и Высшего государственного совета и посчитала односторонние меры, принятые Президентским советом, выходящими за рамки его юрисдикции.

Кури 22 августа встретилась и с главой Президентского совета Ливии Мухаммедом Менфи и призвала к разрешению кризиса Центрального банка Ливии путем диалога.

Со стороны ЕС односторонние действия Президентского совета также поддержки не получили. 22 августа посол ЕС Никола Орландо на встрече с главой Президентского совета выразил обеспокоенность по поводу решения совета по смене руководства ЦБ Ливии.

Вечером 23 августа министерство внутренних дел Временного правительства национального единства Ливии официально взяло на себя ответственность за обеспечение безопасности Центрального банка Ливии.

В тот же день бывший министр МВД Ливии и экс-глава альтернативного правительства страны Фатхи Башага (избранного на востоке страны) призвал Палату представителей и Высший государственный совет Ливии предпринять практические шаги для завершения формирования совета директоров Центрального банка Ливии. Своим заявлением Башага фактически призвал парламент Ливии смириться с отставкой Кабира и по согласованию с Высшим государственным советом страны выбрать нового главу ЦБ.

Палата представителей от подобных вариантов отказалась и пошла на эскалацию ситуации. 24 августа спикер палаты Агила Салех предупредил о возможном прекращении добычи нефти в стране в случае замены главы Центрального банка.

Эскалация кризиса с ЦБ Ливии

25 августа Сиддик Аль-Кабир направил в Генеральную прокуратуру Ливии отчет о штурме здания ЦБ Ливии. По информации Кабира, вооруженная группа лиц в сопровождении комитета, сформированного Президентским советом Ливии, пыталась взять под контроль здание Центрального банка Ливии.

А 26 августа комитет по передаче полномочий, созданный Президентским советом Ливии, заявил, что начал свою работу в штаб-квартире Центрального банка Ливии. Комитет объявил, что процесс передачи полномочий запущен при участии Абдула Фаттаха Абдула Гаффара, заместителя главы ЦБ, назначенного Президентским советом Ливии, и Мохамедом Шохуби, главой комитета и министром коммуникаций во Временном правительстве национального единства Ливии.

Сообщалось, что Фаттаха Абдула Гаффара будет управлять операциями банка до выборов нового главы ЦБ.

В ответ на эти действия 26 августа альтернативное правительство Ливии объявило о введении форс-мажорного положения на всех нефтяных месторождениях, портах, учреждениях и объектах, связанных с добычей и доставкой нефти. То есть приостановило добычу и экспорт нефти на богатом нефтью востоке страны.

27 августа командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) генерал Халифа Хафтар на встрече с исполняющей обязанности главы миссии ООН в Ливии Стефани Кури заявил, что он выступает резко против назначения нового руководства Центрального банка Ливии. По мнению Хафтара, решения относительно суверенных должностей, включая должность управляющего ЦБ Ливии, должны приниматься законными и конституционными органами.

Попытка избежать длительного кризиса

В тот же день глава Президентского совета Ливии Мухаммед Менфи в своем обращении к миссии ООН призвал Палату представителей Ливии выбрать нового управляющего Центральным банком Ливии на публичной и прозрачной юридической сессии по согласованию с Высшим государственным советом страны.

В своем заявлении Менфи заявил, что он понимает обеспокоенность миссии ООН в связи с двусмысленностью в описании решений Президентского совета и дублированием компетенций, подчеркнув, что Президентский совет Ливии в целом добился решения парламента избрать нового главу ЦБ, честного и компетентного. То есть, по мнению Менфи, действия по отстранению от должности главы ЦБ Ливии были осуществлены с целью заставить парламент Ливии выбрать нового главу ЦБ и это удалось осуществить.

Менфи также призвал защитить репутацию учреждений от обвинений в штурме и захвате, описав произошедшее как юридический процесс, проводимый министерским комитетом под надзором министра внутренних дел.

Восток страны идти на подобные компромиссы снова отказался. 28 августа глава парламента Ливии Агила Салех заявил, что блокировка добычи нефти и газа будет продолжаться до восстановления в должности главы Центрального банка Сиддика Аль-Кабира, который был уволен Президентским советом Ливии.

30 августа издание Financial Times сообщило, что глава Центрального банка Ливии Садик аль-Кабир бежал из Ливии и что вместе с ним бежали некоторые сотрудники банка. Садик аль-Кабир дал телефонное интервью Financial Times. В интервью Кабир обвинил главу правительства в Триполи Абделя Хамида Дбейбу в попытке незаконно отстранить его от должности главы ЦБ.

«Ополченцы угрожают и наводят ужас на сотрудников банков и иногда похищают их детей и родственников», — заявил Кабир.

Давление со стороны США

31 августа государственный департамент США осудил ситуацию вокруг Центрального банка Ливии и призвал лидеров страны предпринять шаги для сохранения доверия к ЦБ, то есть найти решение, которое не нанесет дальнейшего ущерба его репутации и взаимодействию с международной финансовой системой.

В заявлении также говорится, что неопределенность, вызванная недавними односторонними действиями, заставила американские и международные банки пересмотреть свои отношения с ЦБ Ливии и в некоторых случаях приостановить финансовые операции до тех пор, пока не прояснится вопрос о законном управлении ЦБ Ливии.

«Мы обеспокоены тем, что дальнейшие сбои в работе международных банков-корреспондентов могут нанести ущерб ливийской экономике и благосостоянию ливийских домохозяйств», — говорилось в заявлении.

2 сентября миссия ООН по поддержке в Ливии опубликовала заявление, в котором сообщала, что представители Палаты представителей, Высшего государственного совета и Президентского совета Ливии достигли ключевых соглашений по урегулированию кризиса вокруг Центрального банка Ливии. Но уже 10 сентября стало понятно, что никаких договоренностей по вопросу главы ЦБ не достигнуто и на 11 сентября запланирован новый раунд переговоров.

Выводы

На данный момент стороны не смогли прийти к консенсусу по решению кризиса вокруг Центрального банка Ливии. Блокировка нефтяных месторождений Ливии за исключением нескольких портов и месторождений на западе страны продолжается.

Причины, побудившие Президентский совет Ливии и Временное правительство национального единства Ливии отстранить руководство ЦБ, до конца не ясны. То, что они действуют в связке, подтверждает тот факт, что глава Временного правительства Ливии, не выступил против решения Президентского совета и силы МВД правительства взяли под контроль здание ЦБ Ливии в Триполи.

Можно предположить, что одной из причин инцидента в ЦБ стало то, что предложения, высказанные во встречах в Каире под эгидой Лиги арабских государств, в которых глава Президентского совета Ливии Мухаммед Менфи также участвовал, Менфи не устроили.

Напомним, 18 июля 2024 года в Каире под эгидой Лиги арабских государств состоялся очередной раунд переговоров, по итогам которого была подтверждена необходимость формирования нового единого правительства страны.

На практике данное решение означает отстранение главы Временного правительства национального единства Ливии Абделя Хамида Дбейбы от власти.

В этой логике можно объяснить и решение Менфи от 12 августа 2024 года о создании «Национальной комиссии по референдуму и выборам» с целью проведения референдума и общенациональных выборов. Согласно решению, комиссия является независимым органом, обладающим правосубъектностью и самостоятельной финансовой ответственностью, со штаб-квартирой в Триполи, с возможностью осуществления своих обязанностей в любом другом городе с одобрения главы Президентского совета.

По мнению ряда аналитиков, данное решение Менфи о создании национальной комиссии по референдуму и опросам, а затем решение о формировании ее совета директоров является шагом на пути к замораживанию работы Палаты представителей и Высшего государственного совета Ливии посредством проведения национального референдума под надзором новой комиссии.

В этой логике Менфи своим решением хотел взять под контроль и ЦБ Ливии, а значит и финансы страны, и с помощью национальной комиссии по референдуму посредством проведения национального референдума заморозить работу Палаты представителей и Высшего государственного совета Ливии.

В эту логику укладывается и решение Временного правительства Ливии ввести в столице страны новый план безопасности со взятием под контроль всех штаб-квартир и офисов государственных учреждений в Триполи.

Можно предположить, что данный план (если он действительно был) дал сбой, так как Палата представителей Ливии и Высший государственный совет Ливии, во-первых, выступили почти единым фронтом против решения Президентского совета Ливии, а во-вторых, парламент пошел на крайние меры и блокировал добычу нефти в стране.

Все эти действия в совокупности подтолкнули Менфи на уступки, а в начале и вовсе на готовность согласиться на любую кандидатуру главы ЦБ, которую выберут Высший государственный совет и парламент Ливии. О чем свидетельствует его обращение к парламенту и совету от 27 августа. Судя по всему, позже Менфи скорректировал свою позицию.

Остается непонятным была ли поддержка решения об отстранении главы ЦБ высказана извне. Например, специальный посланник президента США в Ливии Ричард Норланд поддерживал Кабира до отстранения от должности и предупреждал о жестких мерах со стороны Вашингтона в случае смены главы ЦБ, что и было реализовано позже посредством остановки операций между банками США и ЦБ Ливии.

В итоге мы видим, что процесс затормозился на этапе многодневных консультаций и переговоров под эгидой миссии ООН и ее временной главы американки Стефани Кури.

Можно предположить, что данный виток политического кризиса был инициирован, чтобы остановить процесс отстранения от власти правительства Дбейбы и тем самым сохранить позиции ряда западных стран (что уже неоднократно делалось). Данный кризис также в очередной раз откладывает проведение выборов в стране.

Также мы видим резкую активизацию действий на внутриполитическом поле со стороны Президентского совета Ливии, чего раньше не было. Данное обстоятельство также осложнит ситуацию в стране и затянет процесс подготовки к выборам.