Какой план у США, и как с ним связаны биолаборатории в Армении? Интервью
В январе 2023 года на Общественном телеканале Армении в новостной передаче «Лурер» («Вести») вышел репортаж, в котором говорилось, что подготовленный и показанный в 2022 году на российском канале ВГТРК документальный фильм Аркадия Мамонтова «Штамм Андромедa», содержит «ложь» про медико-биологические лаборатории в Армении. Возмущаясь тем, что эта «ложь» была несколько раз показана по каналу ВГТРК в 2022 году, армянский телеканал негодовал по поводу его повторного показа в 2023 году и утверждал, что функционирующие на территории Армении медико-биологические лаборатории, оснащенные в рамках программы США по «снижению биологических угроз», не имеют никакой связи ни с этой программой, ни с США, а являются собственностью Армении и полностью контролируются властями Армении.
Несмотря на то, что Москва ведет с Ереваном диалог по поводу биологической безопасности и об общих целях на этом направлении, можно видеть, что на территории Армении продолжают свою деятельность медико-биологические лаборатории, в которые у России полноценного доступа так и не появилось.
Ситуация с этими лабораториями развивается на фоне серьезного похолодания в отношениях с властями Армении, которые в последнее время отметились рядом антироссийских высказываний.
Деятельность медико-биологических лабораторий в Армении и ситуацию вокруг этой деятельности корреспондент ИА Красная Весна обсудил с международным экспертом по контролю зоонозных болезней и организации ветеринарного здравоохранения, лидером коалиции «Единое здоровье» (Армения) Григором Григоряном.
ИА Красная Весна: На Общественном ТВ Армении в новостной передаче «Лурер» («Вести») недавно прошел репортаж о медико-биологических лабораториях, финансируемых Пентагоном. Там утверждалось, что все эти лаборатории находятся под полным контролем армянских властей. Так ли это?
Григор Григорян: Я видел репортаж на первом национальном канале. Выдержано в лучших традициях радио «Свобода» (настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом радио «Свобода» либо касается деятельности иностранного агента радио «Свобода») и «Свобода ТВ» (настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом «Свобода ТВ» либо касается деятельности иностранного агента «Свобода ТВ»). Идет полнейшая дезинформация. Совершенно очевидно, что этот репортаж связан с тем, что фильм «Штамм Андромеда» вызвал очень негативные ощущения у сотрудников известных посольств и их кураторов за океаном. Думаю, что наше общество уже достаточно созрело для того, чтобы понимать, что конкретно в этом репортаже их целенаправленно дезинформируют.
Касательно того, что лаборатории находятся под контролем армянских властей, я говорил об этом неоднократно и снова повторяю: это очень удобный механизм, избранный нашими американскими коллегами, согласно которому после проведения определенных работ, которые, конечно, не афишируются, лаборатории с шумом и треском переходят под формальный контроль армянских властей, однако продолжают свою деятельность в качестве единицы региональной системы медико-биологической разведки США. То есть, как говорил классик, наш третий президент: «по бумагам-то всё нормально». По бумагам лаборатории находятся под контролем государства Армения, но если приглядеться и, так скажем, сопоставить факты и имеющиеся данные, то мы получаем очень неутешительную картину. А именно, что лаборатории находятся под прямым негласным управлением агентства по снижению биологических угроз Пентагона. И выполняют все директивы, которые им спускает это агентство, включая и апробацию боевых штаммов патогенных микроорганизмов.
Единственное, что де-факто находится под полным контролем сегодняшних властей республики Армения, это то, что они как церберы охраняют эти лаборатории и не допускают туда никого, кто бы мог вызвать подозрение или помешать их работе. Что касается государственного контроля системы биологической безопасности, как это бывает в нормальных странах, то есть странах, которые не колонизированы и которые обладают суверенитетом, то этого у нас просто не существует. Я говорил и опять повторяю, что с присоединением Армении к программе по снижению биологических угроз США, Армения фактически подарила свой суверенитет второй стране. После этого в течение двух-трех лет, не больше, все ведущие ключевые государственные институты, включая чиновников, а также руководство Республики Армения, оказались под прямым управлением и властью наших американских «коллег». То, что утверждается в этом репортаже, мол, все лаборатории находятся под контролем армянских властей, очень мягко говоря, не соответствует действительности. Это мое мнение.
ИА Красная Весна: Также утверждалось, что российские каналы, а конкретно «Россия 24» распространяет ложь о том, что эти лаборатории нацелены на создание биологического оружия против России. В репортаже это названо теорией заговора, чуть ли не конспирологией. Ваше мнение?
Григор Григорян: Вы знаете, для узурпировавшей в Армении и Арцахе власть хунты обвинять Россию в различных грехах уже, мне кажется, превратилось в образ жизни. Однако, в конкретном случае, в случае этого репортажа, я могу сказать, что вот этот выпад, который был сделан, он является продолжением политических выпадов, которые были сделаны де-факто руководством Армении за последний месяц. То, что этот репортаж вышел именно сейчас, свидетельствует о том, что концентрация внимания Российской Федерации на биологической безопасности очень сильно нервирует как заокеанских кураторов хунты, узурпировавшей власть в Армении, так и их коллег одного островного государства рядом с Европой. Это была нервная реакция на показ фильма «Штамм Андромеда», который несколько раз транслировался и в конце 2022 года, и был показан уже в 2023 году. Это вызвало нервную реакцию тех, кто занимается разработкой, распространением и применением биологического оружия для достижения своих геополитических целей. И, естественно, руководство Армении, как марионетка этих сил (а общественный первый телеканал является официальным рупором сегодняшнего руководства Армении), решило как бы откреститься и выдать информацию для тех слоев населения, у которых нет доступа к альтернативным средствам информации. В основном это то население, которое находится в отдаленных селах, в отдаленных районах, у которых нет интернета и так далее.
Что касается так называемой теории заговора и конспирологии, то я думаю, что это уже заезженная пластинка. То же самое утверждалось с самого начала так называемой эпидемии Ковид, которую лично я и многие мои коллеги считают биологической диверсией. Люди пытались опровергнуть очевидное, но натыкались на стену фактов и профессионального мнения, что их очень раздражало. То есть сейчас, когда вот такие марионетки говорят, что все это из области теории заговора и конспирологии, у разумных людей это вызывает скорбную улыбку. У тех же, кто не искушен в таких вопросах, но сам прекрасно понимает, что здесь что-то не так, вызывает непереводимые нецензурные выражения. А в общем я должен сказать, что для армянского общества уже давно ясно, что из себя представляет первый общественный канал. Как минимум в течение последних четырех лет его отождествляли с телеканалом «Свобода ТВ» (настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом «Свобода ТВ» либо касается деятельности иностранного агента «Свобода ТВ»), и это, по-моему, не напрасно. Потому что, как я понял, основной состав специалистов, которые сегодня работают на общественном телевидении, перекочевали туда именно из этого информационного медиаресурса, которое в Российской Федерации считается иностранным агентом. Удивительного я в этом ничего не вижу, потому что захватившая власть в стране хунта буквально зубами и когтями пытается удержаться у власти, поскольку прекрасно понимает, что потеря власти для нее эквивалентна потере жизни. А в таких условиях вполне естественно, что они будут отрабатывать и рвать на себе рубаху для того, чтобы продемонстрировать лояльность своим заокеанским кураторам.
ИА Красная Весна: Также было сказано, что для постоянного мониторинга этих лабораторий у российских специалистов нет никаких преград. По Вашим сведениям, так ли это?
Григор Григорян: Что касается допуска российских специалистов, то я к этому вопросу возвращался не раз, потому что поступает манипулятивная информация, в частности, говорится о визите двух или трех микробиологов из Саратова, если не ошибаюсь, в 2018 году. Однако это был ознакомительный визит, который не имел ничего общего с инспекцией объектов двойного назначения, коими я считаю медико-биологические лаборатории в системе здравоохранения Армении. Вот эти специалисты просто посетили их, покрутились там, послушали легенду о деятельности этих лабораторий и ушли. Конечно, их не ввели в лабораторное помещение. Просто это был ознакомительный, коллегиальный визит. И вот этот визит представляется сегодняшними властями Армении как допуск российских специалистов-инспекторов. Они пытаются представить это как инспекцию, которая ничего не нашла. Я не раз говорил, что инспекция медико-биологических объектов — это совсем другая функция, и после каждой инспекции обязательно должен быть отчет. Такого отчета не было, и, следовательно, говорить, что допуск российских специалистов на эти объекты не ограничен — это, мягко говоря, не соответствует действительности.
Одно из самых ярких свидетельств того, что узурпировавшая власть в нашей стране хунта и ее предшественники как огня боятся допуска российских военных микробиологов для инспекции на эти объекты двойного назначения, — это отказ от проведения учений ОДКБ. Они уже хорошо проинформированы, что в рамках ОДКБ также функционирует комиссия «биологический щит», специально созданное подразделение для выявления биологической опасности. Я думаю, им их кураторы просто приказали отказаться от этих учений. И они это сделали, не принимая во внимание, какая экзистенциальная угроза нависла над Арцахом и над всей Арменией. То есть искать логику в том, что они сказали, не имеет смысла, потому что они просто извиваются, изворачиваются, как ужи на сковородке.
ИА Красная Весна: Было сказано, что у Армении идёт интенсивное сотрудничество с российскими коллегами по вопросам эпидемий и вирусологии. Насколько это сотрудничество плодотворно?
Григор Григорян: То, что было отмечено, что идет сотрудничество с Россией в области эпидемиологии и так далее — это был прием, который, я не сомневаюсь, был подсказан им извне или их предшественниками. Это было сказано для того, чтобы показать, что если все так плохо, то почему Российская Федерация поставляет оборудование. Если это объекты двойного назначения, то почему Российская Федерация помогает и содействует их оснащению. И так далее. Работа с Российской Федерацией между профильными институтами РФ и Республики Армения больше носит формальный характер. А стратегический и тактический характер работы выполняется, как я уже сказал, агентством по предотвращению угроз министерства обороны США. Российская Федерация пытается чем-то помочь и действует в соответствии с запросами своих армянских коллег. Однако, что касается именно характера сотрудничества, то он чисто формальный. Я не думаю, что предоставление двух-трех современных аппаратов для химических анализов и так далее можно трактовать в качестве полноценного сотрудничества. Я думаю, это все сделано для отвода глаз и, опять же, для манипуляции сознанием общества. Для того, чтобы скрыть, что на самом деле происходит. Если бы между Российской Федерацией и Республикой Армения было полноценное сотрудничество в области биологической безопасности, то я думаю, даже при малейшем желании приступить к такому сотрудничеству, очень многие из узурпировавшей власть в нашей стране хунты уже давно бы купили билет в один конец. Это абсурд, и я думаю, это чисто манипулятивные приемы.
ИА Красная Весна: В репортаже постоянно подчёркивается, что все эти лаборатории имеют исключительно мирные цели. Но в таком случае не очень понятно, почему их финансирует Пентагон, а не какое-нибудь, пусть и американское, министерство здравоохранения. В чем тут логика? Зачем Пентагону заботиться о здоровье граждан Армении?
Григор Григорян: Вы знаете, комментировать, что эти лаборатории имеют исключительно мирные цели, было бы наивно с моей стороны. Особенно после всего того, что было обнаружено Специальной военной операцией Российской Федерацией на Украине и всего того, что было сказано в течение всего этого времени. Ну конечно они должны утверждать, что эти лаборатории имеют мирные цели. Я не знаю никого, кто, открыто нарушая конвенцию о биологическом оружии или устанавливая объекты двойного назначения в какой-либо стране, признался, что «да, это объекты двойного назначения, и они могут быть использованы в военных целях». Этот ответ вполне ожидаем. Это то же самое, что утверждать, что ракетные установки залпового огня HIMARS были поставлены Украине исключительно с мирной целью. То есть искать объяснения, почему они это говорят, не стоит даже того времени, которое будет потрачено, чтобы сказать одно предложение в опровержение этого. Мы все должны прекрасно понимать, что не только в Армении, но и на всем постсоветском пространстве, в Юго-Восточной Азии, Восточной Африке, Западной Африке, Южной Африке функционируют объекты двойного назначения, которые подчиняются НАТО во главе с Великобританией и США. Мы не должны питать иллюзий на этот счет. Чем раньше мы поймем, что мы имеем дело с экзистенциальной угрозой, тем скорее мы придем к коллективному техническому решению, как эти угрозы нейтрализовать совместными силами.
ИА Красная Весна: Особо подчёркивалось, что эти лаборатории созданы еще в 2016 году. Что изменилось с тех пор?
Григор Григорян: То, что в репортаже подчеркивается, что эти лаборатории были созданы в 2016 году, мягко говоря, не соответствует действительности. Как минимум головная лаборатория, референс-центр, была уже полностью оснащена и функционировала с 2011 года. Остальные лаборатории были оснащены, и персонал прошел подготовку до 2016 года. По моим данным, все необходимые работы, в том числе вывоз большинства коллекций наиболее опасных патогенов, были произведены до того, как наступило официальное открытие лабораторий, когда устроили шоу с министрами, с перерезанием ленточек и всего такого. И то, что говорится, что они были открыты в 2016 году, — уже явная дезинформация. И те, кто владеют информацией, прекрасно могут понять, что является правдой, а что — ложью.
ИА Красная Весна: В чем Вы видите опасность такой деятельности США в Армении и вообще на постсоветском пространстве?
Григор Григорян: Знаете, этот вопрос очень многогранный и опасность деятельности в области биологической безопасности не только США, а в принципе — это джинн из бутылки. Если выпустить этого джинна, то назад его уже не загонишь. Проведение экспериментов и лабораторных работ с нарушением конвенции по разработке и накоплению биологического оружия всегда чревато непредсказуемыми последствиями. Лично я считаю, что данные лаборатории выполняют функцию латентного шантажирующего объекта. То есть в случае любого неповиновения властей или несогласия властей с их кураторами, во-первых, могут вспыхнуть различные заболевания, в том числе заболевания животных или растений, а это — удар по продовольственной безопасности. Я уже не говорю про возможные эпидемии среди людей.
Но это — одна из функций. Вторая заключается в том, что Соединенные Штаты, а точнее — НАТО во главе с США и Великобританией, никогда не откажутся от этих лабораторий. Они будут зубами защищать их присутствие, как мы могли уже убедиться на примере Украины: как только встал вопрос с этими лабораториями, тут же произошел государственный переворот. Я думаю, что владельцы этих лабораторий, настоящие владельцы, пойдут на любой шаг, на любое преступление для того, чтобы их сохранить. Потому что помимо того, что они помогают удерживать страны в качестве колоний, эти лаборатории имеют также военное назначение и они не просто так установлены там, где установлены. Их истинные владельцы сами выбирали места, где они должны быть, чтобы использовать их в своих геополитических целях. Например, в Армении они нужны на случай войны с Иранской Исламской Республикой и косвенно — для воздействия на экономику или безопасность России.
В разных частях постсоветского пространства лаборатории играют разные роли, преследуют различные цели. Даже в пределах одной страны лаборатории отличаются по своим функциям и назначению. Я многократно говорил, что постсоветское пространство поделено на квадраты, например, это: европейская часть, Кавказ, Средняя Азия. В европейской части упор был сделан на Украину — она была напичкана лабораториями, поскольку находилась на западном, можно сказать, самом чувствительном фронте Российской Федерации (бывшего СССР). В регионе Закавказья упор был сделан на Грузию, поскольку она граничит и с Арменией, и с Турцией, и с югом России, и с Кавказом. А в регионе Средней Азии упор был сделан на Казахстан, поскольку по своему расположению он имеет воздействие на весь этот регион, плюс имеет огромную границу с Россией и Китаем.
То есть, всё это было сделано не просто так, за всем этим кроются военные, тактические и стратегические расчеты. И опять же, должен повториться: опасности от этих объектов двойного назначения непредсказуемы. Спектр угроз, которые от них исходят, можно будет оценить только во время военных действий, да и то — не полностью. А в мирное время это можно только прогнозировать или прийти к каким-то прогнозам в результате анализа в случае беспристрастной инспекции этих объектов и выявления всего того, о чем изо всех сил пытаются не говорить власти тех стран, где они расположены.
(теги пока скрыты для внешних читателей)