Учитель в России: какова его роль сегодня?
Сегодня уже во весь рост встала проблема того, что учителя отказываются быть теми, кем должны. Учитель — это призвание, а его деятельность — это служение людям. Но таких учителей всё меньше.
Я сама учитель, по первому образованию — психолог-педагог. Много общаюсь с другими учителями и вижу систему изнутри. И у меня — как и у очень многих моих коллег — наболело и накипело.
Я опишу положение дел специально самым простым языком, без аналогий и параллелей. В надежде быть услышанной и максимально понятой.
Вот у страны есть условный враг. Он видит, что страна процветает, что люди в ней — подавляющее большинство людей, а не единицы — получают превосходное образование, умеют и хотят трудиться. На благо страны, всех людей. А не только для себя и своего узкого круга близких.
Что враг захочет сделать? Разрушить всё это, ведь ему проблематично иметь дело с сильными и умными людьми, с сильной и развитой страной. И он начинает страну и людей в ней исподволь, постепенно, но методично разрушать.
В систему образования, когда-то бывшую одной из лучших в мире, массово готовившую умеющих мыслить и трудиться людей, внедряются разлагающие, разрушающие инициативы. Да не одна, а много, и каждая следующая хуже предыдущей. При этом, конечно, говорится, что всё отлично, что новое — исключительно благое, и вот сейчас, уже скоро, всё станет просто отлично.
Но успокоительные слова новаторов радикально расходятся с теми делами, которые они «натворили», и с принятыми ими чудовищным законами в образовании. Чиновники постоянно отчитываются о внедрении всё новых «важных и полезных» инициатив. Но по факту никаких существенных изменений, которые могли бы остановить разрушение образования, не происходит. По сути, польза лишь имитируется в отчетах, и при этом в школу внедряется всё больше нововведений, это разрушение подкрепляющих.
Параллельно в общество льется со всех сторон мысль, что жить только для себя — нормально и правильно. Об этом говорят политики, рассказывают фильмы, поют певцы и пишут писатели. Даже в школьных учебниках продвигается всё та же подлая мысль — живи для себя, отстаивай свой комфорт, ведь это главное.
А учителя специально ставятся в максимально унижающее человеческое достоинство положение. В результате многие не выдерживают, отказываются от Служения: и всё, дело сделано, дальше разложение идет по накатанной.
Тот самый враг, который когда-то решил уничтожить нашу страну, практически добился своего: страна по факту в руинах и не может больше воспитывать людей высокодуховных, высоконравственных, всесторонне развитых, с широким кругозором.
Но самое страшное — это то, что мелкие бесы — прихвостни врага главного, глобального — в великом множестве сидят в министерствах и госструктурах, и их руками проводятся самые губительные «проекты».
Кто, если не враг, хочет уничтожить человека в России? А делается именно это. Целенаправленно, методично: столько за последние годы проведено в жизнь невероятно зловредных инициатив.
Я как педагог и детский психолог постоянно общаюсь и с детьми, и с их родными, и с другими учителями. И я вижу, какое мощнейшее давление идет со всех сторон на человека. В данном случае я применяю слово «человек» как собирательный термин, как всё то, что делает человека именно человеком во всей полноте и высоте этого образа.
В России — по сути, а не в чиновничьих отчетах — запущен механизм ликвидации этого человека через разрушение образования (останавливаюсь специально именно на нем, так как эта тема мне наиболее близка и знакома; но в медицине, культуре — действуют те же механизмы). ОГЭ и ЕГЭ, профанирующие саму идею высокой культуры, воспитания и образования людей, доверия им и их способностям; массовая цифровизация, на корню убивающая дерево, на котором раньше появлялось так много ценнейших плодов; унизительно низкие зарплаты педагогов, крайняя забюрократизированность и формализованность их труда при полном отсутствии уважения к миссии учителя и педагогическому делу…
А еще учи́теля делают пособником ювенальной системы. Педагога обязали собирать данные о ребенке и его семье, причем данные — сугубо личные, конфиденциальные. Например, что семья неполная, что у мамы ученика маленькая зарплата, что у ребенка нет отдельной комнаты, а он живет там с братом/сестрой, что компьютер в семье — один на всех, что ученик стал часто болеть… и многое, многое еще. И эти сведения, которые надо заносить в специальные таблицы, могут использоваться (и используются!) для обвинения родителей в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, для обоснования вмешательства в семью вплоть до отбирания детей.
Но и это еще не всё. Учитель теперь должен всеми правдами и неправдами затаскивать детей во вредоносные соцсети. Тот же пресловутый «Сферум», навязываемый всем участникам образовательного процесса, работает через самую грязную социальную сеть с множеством общедоступного развращающего содержания — «ВКонтакте».
Зарегистрируйте детей там-то и там-то, обеспечьте явку на таких-то онлайн-мероприятиях, задавайте домашние задания на цифровых платформах, отменяйте ваш урок, который стоит в вашем плане и к которому вы тщательно готовились, и проводите вместо него «урок цифры»… Этих бесконечных, бессмысленных, вредных, тошнотворных, и при этом непререкаемых директив сыплется на учителя великое множество.
И вот мы получаем то, что получаем — исход учителей из школ. В такой парадигме ведь совершенно понятно, что людей других — тех, кто не принимает новые ценности и нормы, — становится всё меньше. Да и их, оставшихся, унижают и оскорбляют те, кто впитал новые идеи, кто рос на них. Вы хотите бескорыстно учить и воспитывать детей? Прививаете им высокую культуру, понятия о чести, справедливости, доброте, милосердии? Ха, да вы просто дурачок и ретроград! Это всё давно устарело!
Ко мне однажды пришла мама одного из учеников и заявила, что запрещает мне говорить с ее ребенком об этих вещах (мы, помню, с ребятами рассказы Валентины Осеевой накануне читали и обсуждали, поплакали даже вместе). Знаете, какой аргумент у этой мамы был? Ее ребенок не сможет дальше жить в этом новом мире, где царят совсем другие «ценности».
И я ее очень понимаю. Не принимаю ее позиции, но понимаю ее. Она выбрала для себя и своих детей путь приспособления к окружающей среде, а не изменения ее.
Родители, не доверяющие учителям, да и вообще практически никому, — они ведь по сути правы, их можно понять. Истинных учителей в школе остается всё меньше.
Сейчас в самом буквальном смысле — и в самом важном — выбор стоит за каждым человеком: прогнуться или начать плыть против течения. А течение мощное. И плыть приходится против него не в спокойно текущей реке (что уже непросто), а в бурном и очень быстром потоке.
Государство, на долгое время самоустранившись из многих областей жизни общества, где воспитание является неотъемлемой частью деятельности людей, сейчас делает очень активные попытки вмешиваться в эту деятельность и диктовать, как именно ее осуществлять. Так, в воспитание детей — в детском саду, школе, даже семье — всё больше вторгается власть. Но делает это государство так, словно это не его дети и не его будущее, а чужие дети и будущее врагов.
По факту получается, что учитель вынужден идти против власти, по сути превращающейся в антинародную, с ее бездумными и безумными инициативами. Либо прогибаться, лавировать, приспосабливаться. Но цена такого приспособления слишком высока. Кто, как не учитель, это понимает? Мы — учителя и родители — могли бы быть вместе, заодно, помогать друг другу: в тандеме, в сотрудничестве добиться результата, во-первых, можно, а во-вторых — легче и эффективнее.
Быть гражданином, видеть пагубное и сопротивляться ему — то есть усиленно и самозабвенно трудиться — нас отучали десятилетиями. Это трудно.
Но чтобы наше ужасающее положение изменилось, надо сопротивляться разрушительным вещам. Надо вылезти из своего «домика» и начинать бороться.