Интересные факты из истории Архангельска замалчиваются, их замещают жуткие отвратительные «впечатления»

Антивыставка, или позор Русского Севера

Сальвадор Дали. Сфинкс в песках. 1931
Сальвадор Дали. Сфинкс в песках. 1931

«Искусство — отображение жизни. Жизнь состоит из повседневных явлений, а искусство — синтез повседневного, его сгусток; оно дает типичное в повседневности, идеальное, отточенное из общей массы, отобранное, прекрасное». А. Мясников.

В рамках фестиваля уличных театров (ФУТ) XXVI, который проходил с 27 по 30 августа в Архангельске, была запущена единственная платная выставка под названием «СЕВЕР». Авторами проекта выступали: Сергей Чехов (г. Псков, режиссер), Анастасия Юдина (г. Санкт-Петербург, художница), Владимир Бочаров (г. Новосибирск, композитор) и Архангельский молодёжный театр В. П. Панова.

Рекламу ФУТ можно увидеть на каждом перекрестке. События такого масштаба становятся в городе чем-то грандиозным, так как культурные мероприятия из-за ограничений стали большой редкостью. Афиши висели в автобусах, на скамьях, билбордах. О фестивале знал каждый горожанин. Когда я увидела рекламу этой выставки, то у меня появилась мысль — видимо, это что-то стоящее, ведь нужно и зарегистрироваться и оплатить входной билет (обычно все мероприятия ФУТ с бесплатным входом).

Для начала предлагаю разобраться с таким термином, как «искусство». На данный момент оно трактуется, на мой взгляд, слишком вольно. Предполагается, что если что-то вызывает любую эмоцию, значит это можно называть искусством.

Но если рассматривать широкий эмоциональный спектр, в начале которого будет стоять катарсис, а в конце отвращение, то в середине будет находиться БЕЗРАЗЛИЧИЕ (оно тоже является эмоциональным состоянием). В любом случае при просмотре чего-то какую-либо эмоцию зритель гарантированно испытает! Но ведь мы не можем назвать что угодно искусством!

Именно поэтому я буду исходить из значения, где искусством можно назвать предмет, в котором соблюдено единство четырех основных сторон творческой деятельности человека (гносеологической, ценностно-ориентационной, творчески-созидательной и коммуникативной):

  • искусную работу над формой и материалом;
  • наличие композиционной структуры;
  • художественно-образный смысл формы;
  • эстетические качества художественной формы.

А теперь давайте вернемся к выставке "СЕВЕР". В брошюре к этой выставке говорилось: «Кто они, герои Севера? Мы провели небольшое исследование истории Поморья и выбрали несколько самых ярких персонажей. Их истории мы и расскажем…» Кстати, возрастное ограничение 12+.

После оплаты входного билета нам выдали карту выставки, на которой было изображено 36 локаций! Под словом «локация» подразумевается маленькая комнатка в здании Морского речного вокзала. Само по себе здание находится в весьма печальном состоянии. Плесень, протекающий потолок, отвратительный запах.

Изображение: Александра Тумина
Изображение: Александра Тумина

Дальше нас ждали лишь ободранные стены и горы мусора. Сразу около касс и хостеса можно было заметить разрисованные баллончиком колонны. На нулевом этаже нас ждал самый жуткий кошмар. Душевые комнаты, политые красной краской под кровь. Холодный цех с пнем и топором. Подгоревшие носилки и огромные клубы дыма по многим залам. Дышать было в помещении просто невозможно, и завершало все это «великолепие» блеклое освещение. Неужели нельзя было рассказать ничего хорошего о Севере?!

Какой образ хотели создать авторы? Маньяк-убийца (в холодильной комнате разместили пень с воткнутым топором, и это вся локация!), люди, которые сожгли монахиню, режиссеры, бандиты — это Русский Север?!

Изображение: Александра Тумина
Изображение: Александра Тумина
Изображение: Александра Тумина
Изображение: Александра Тумина

Сверху представлены четыре разных локации на выставке. Все, что находилось в зале, вы видите на фотографии. Рисунок на стене, подгоревшие носилки с надписью на стене, гора компьютерного хлама в углу с «устрашающей надписью» и, конечно же, стол, на котором выцарапали слово «медведь». Единственный зал, который еще хоть как-то удерживает внимание, это зал, в котором разместили огромную бумажную скульптуру нерпы.

Но какое это все имеет отношение к слову «искусство»? В. Сухомлинский писал — «Искусство — это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастка выпрямляет тело, так и искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного».

Изображение: Александра Тумина
Нерпа
Нерпа

И после этого авторы еще могут говорить «Навряд ли вы видели что-то более передающее атмосферу нашего «СЕВЕРА». И представляете?! «СЕВЕР» стал номинантом Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» в конкурсе «ЭКСПЕРИМЕНТ» 2021 г. Они даже анонсировали выпуск «СЕВЕР-2» на конец марта! Даже непонятно, как такое комментировать!

Неужели это была выставка о том самом Русском Севере, в котором был главный город-порт до времен правления Петра I?! Тот самый Русский Север, который в XVI-XVII веках постоянно пополнял на 60% казну государства! Куда приезжали купцы с зарубежных стран и где были созданы самые первые ярмарки? Это про тот Север, на котором появился первый общественный кинотеатр? Разве не на этом Севере были открыты первые мореходные школы в Российской империи? Неужели это тот Север, который сыграл свою роль в истории военного конвоя «Дервиш»?

Думаю, покупка билетов на эту выставку была самой бесполезной тратой денежных средств. После того, как я покинула стены Морского речного вокзала, я с огромным удовольствием вдохнула свежий воздух и отправилась домой отмывать себя и одежду от отвратительного запаха гнили. Словно я и моя душа были вымазаны чем-то липким, черным и густым.

Всю эту выставку кроме как «творческой импотенцией» никак не назовешь. Для меня все вышепредставленное подчеркнуло одну острую для меня тему. Наступает время, когда «сложно», «искусно» и «прекрасно» уходит в прошлое. Но душа все же тянется к прекрасному! И что делать с этой тягой, пока непонятно.