Противостояние юнионизма и национализма в Северной Ирландии — это не просто борьба двух политических течений, это борьба двух антагонистических мировоззрений, объединенных под флагами протестантизма и католичества

Республиканцы в Северной Ирландии: путь к справедливости длиною в век

Изображение: (сс) jon crel
Граффити в Белфасте, Северная Ирландия
Граффити в Белфасте, Северная Ирландия
Граффити в Белфасте, Северная Ирландия

Прошедшие выборы в Северной Ирландии стали исторической вехой для республиканской партии «Шинн Фейн», которая впервые стала крупнейшей в автономии. Это поистине революционное событие для Северной Ирландии можно оценить, только узнав историю этого неспокойного региона, который всего за 100 лет своего существования в составе Великобритании большую часть времени оставался горячей точкой в Европе.

Мирный договор, ставший миной замедленного действия

Еще в бытность Ирландии английской колонией, в Северной Ирландии, или, точнее, в провинции Ольстер, территорию которого она занимает, в основном проживали переселенцы из Англии и Шотландии, исповедующие протестантизм. Местное католическое население Ольстера составляло меньшинство и всячески притеснялось англичанами еще с давних времен.

После англо-ирландской войны, закончившейся в 1921 году, Ирландия, по сути, стала независимой от Англии, за исключением шести графств Ольстера, которые по мирному договору включались в состав Британии.

На тот момент протестанты преобладали только в четырех из шести графств, а в двух оставшихся по большей части проживали католики, которые желали присоединиться к Ирландии. Но, несмотря на это, ирландской стороне не удалось договориться с Британией об их передаче будущей Республике.

Английские переселенцы, или ольстерцы, как они сами себя называли, находились на привилегированном положении, считали себя хозяевами земли и владели всей полнотой власти в провинции. Среди них тогда большое распространение получило течение юнионизма, исповедующее верность британской короне и стремление сохранить Северную Ирландию в составе Великобритании.

В итоге после раздела острова всю власть в Северной Ирландии получила пробританская Юнионистская партия, которая действовала совместно с протестантским Орденом оранжистов, основанным еще в XVIII веке специально для борьбы с католицизмом в Англии и Ирландии.

Под эгидой оранжистов были созданы многотысячные вооруженные отряды из протестантских рабочих и фермеров, сформировавшие Ольстерский добровольческий корпус, которые противостояли республиканским настроениям среди местных ирландцев.

Изображение: (сс) Kilcooleykingbilly
Граффити военизированной протестантской группировки UFF в Бангоре. Северная Ирландия
Граффити военизированной протестантской группировки UFF в Бангоре. Северная Ирландия
ИрландияСевернаяБангоре.вUFFгруппировкипротестантскойвоенизированнойГраффити

Вся жизнь в регионе строилась по конфессиональному признаку. У протестантов и католиков были разные районы проживания, где были свои школы и магазины. Католические кварталы при этом напоминали трущобы. Средства, выделяемые правительством на их образование и здравоохранение, были крайне скудны. Кроме того, католическое население подвергалось постоянной дискриминации.

На помощь североирландским католикам пришла Ирландская республиканская армия (ИРА), точнее, ее отделившиеся части, которые решили продолжить борьбу в целях изгнания британцев с ирландской земли.

ИРА, образовавшаяся в 1905 году, и ее политическое крыло, националистическая партия «Шинн Фейн», всегда ставили своей целью достижение независимости и единства Ирландии. Поэтому после победы в войне за независимость Ирландии и заключения англо-ирландского договора в 1921 году ИРА перенесла свою деятельность на Север.

Североирландский конфликт

Целями республиканцев в основном были военные объекты англичан, как в Северной Ирландии, так и в самой Англии. Подрывные акции шли с переменной активностью до середины 1960-х годов, когда междоусобный конфликт достиг своего апогея.

В 1967 году католики Северной Ирландии создали Ассоциацию борьбы за гражданские права, которая на митингах и демонстрациях требовала гражданского равноправия для всех, ликвидации дискриминации и роспуска полиции, состоящей исключительно из протестантов. В ответ вооруженные группировки ольстерских протестантов организовали погромы католических кварталов, которые повлекли за собой многочисленные жертвы, что привело к эскалации противостояния.

Датой начала вооруженного конфликта считается конец 1968 года, когда в Дерри, Белфасте и других крупных городах Северной Ирландии начались вооруженные столкновения католиков-республиканцев и юнионистов-протестантов. Для наведения порядка в Северную Ирландию были отправлены части британской армии.

Католики поначалу с радостью встретили весть о вводе британских войск, но неожиданная жестокость по отношению к ним, неадекватные действия и повсеместная поддержка протестантов быстро показали, что от британцев не стоит ждать помощи.

Изображение: (сс) Kaspar C
Британские гвардейцы в Белфасте во времена Конфликта. Северная Ирландия. 1970 год
Британские гвардейцы в Белфасте во времена Конфликта. Северная Ирландия. 1970 год
год1970Ирландия.СевернаяКонфликта.временавоБелфастевгвардейцыБританские

В январе 1970 г. в ИРА произошел раскол на две фракции: «официальную» и «временную». «Официальная» ИРА допускала использование оружия только в целях самообороны, делая упор на пропаганду и разъяснительную работу. Между тем «временная» ИРА считала нецелесообразным отказываться от боевых действий, и во главе своей деятельности поставила террор.

В противовес республиканским организациям протестантами в 1971 году была создана Ассоциация обороны Ольстера, которая организовывала массовые погромы католических кварталов и поджоги магазинов и домов.

В то время уровень насилия в Северной Ирландии достиг небывалого размаха. Два главных города Северной Ирландии, Белфаст и Дерри, практически не контролировались британским правительством. По большей части они находились в зоне влияния республиканцев, где шла массовая постройка баррикад.

Тогда же стало известно о жестких методах ведения допросов в тюрьмах Северной Ирландии, что стало поводом для парламентского разбирательства. Было доказано, что минимум 14 членов ИРА были подвергнуты физическому и психологическому воздействию по системе «пять методов». Как следует из названия, при работе с допрашиваемым использовались пять методик: пытка неудобной позой в виде долговременного стояния у стены; сенсорная депривация, когда на глаза надевали повязку, в комнате выключали свет и устраивали полную тишину; акустическая перегрузка слуха белым шумом; лишение сна, лишение пищи и воды. В настоящие время большинство правозащитных организаций относят данные методы к разновидностям пытки.

Однако в 1976 году, когда дело дошло до Европейского суда по правам человека, он квалифицировал это всего лишь как «унизительное и бесчеловечное обращение».

В 1972 году в Северной Ирландии был введен режим прямого британского правления, что привело к еще большим беспорядкам и восстаниям католиков. Критической точкой конфликта стали события «Кровавого воскресенья» 30 января 1972 года, когда британские войска открыли огонь по мирной демонстрации католиков, убив 13 человек, в основном несовершеннолетних. Это событие всколыхнуло весь ирландский остров. В Дублине республиканцы сожгли британское посольство, а в ряды ИРА стали массово записываться католики-добровольцы.

Всего с 1969 г. и до 1975 г. в Северной Ирландии было зарегистрировано более 4500 взрывов, сопровождавшихся многочисленными человеческими жертвами. Только за первые 10 лет конфликта, с лета 1969 г. до октября 1977 г., в результате различных боестолкновений, взрывов, убийств в Северной Ирландии погибли 1789 человек.

Изображение: (сс) murielle29
Фреска в городе Дерри, посвященная событиям Кровавого восресенья 1972 года. Северная Ирландия
Фреска в городе Дерри, посвященная событиям Кровавого восресенья 1972 года. Северная Ирландия
ИрландияСевернаягода.1972восресеньяКровавогособытиямпосвященнаяДерри,городевФреска

С середины 1970-х годов в связи с многочисленными арестами членов и верхушки ИРА республиканцы создали глубоко законспирированную систему ячеек, которые в основном перешли к террористическим акциям на территории Британии.

Так, в июне 1974 года был устроен взрыв около здания парламента в Лондоне. В 1984-м ИРА взорвала бомбу на съезде Консервативной партии. Зимой 1991 года была обстреляна из миномета резиденция премьер-министра на Даунинг-стрит.

Всего с 1980 по 1991 годы ИРА совершила 120 терактов в Великобритании и еще более 50 — в других странах мира.

Отличительной чертой ИРА было телефонное предупреждение за 90 минут до подрыва начиненного взрывчаткой автомобиля, что снижало возможность человеческих жертв. Этим они отличались от протестантских вооруженных группировок, которые никогда не предупреждали о своих акциях.

Путь к миру

В течение почти 30 лет Северная Ирландия оставалась одной из самых горячих точек в мире, несмотря на политические маневры, предпринимаемые Великобританией для смягчения конфликта. За это время в перестрелках и от взрывов погибло около 3500 человек, в том числе 1800 гражданских лиц.

Окончания боевых действий удалось достичь только в 1998 году, во время переговоров, в которых участвовали правительства Ирландии и Великобритании, представители юнионистских партий и националистов из «Шинн Фейн», как политического крыла ИРА. Переговоры проходили также при активном участии США.

В итоге после 22 месяцев переговоров, 10 апреля 1998 года, было заключено Белфастское соглашение, или Соглашение Страстной пятницы, которое было впоследствии одобрено большинством голосов на референдумах в Северной Ирландии и в Республике Ирландия.

Главные положения Белфастского соглашения были следующими: был сформирован законодательной орган: Ассамблея Северной Ирландии, министры в правительстве должны были в равной степени представлены обеими конфессиями, ольстерская полиция была реформирована. Кроме того, Республика Ирландия отказывалась от территориальных претензий на Северную Ирландию, что закреплялось в ее конституции.

Все военные формирования с обеих сторон должны были разоружиться в течение двух лет, после чего британские власти обязывались отпустить из тюрем заключенных, участвовавших в конфликте.

Граница между Республикой и Северной Ирландией стала открытой. С нее были убраны все блокпосты, пропускные пункты и заграждения. Жителям Северной Ирландии была дана возможность самостоятельно определить, в какой стране они хотят жить.

В Соглашении было оговорено, что если большинство населения, как Северной Ирландии, так и Ирландской Республики, пожелает воссоединиться, то британское и ирландское правительства несут обязательство реализовать этот выбор.

Все эти меры позволили Северной Ирландии прожить мирно 20 лет. Однако конфликт себя не исчерпал, и об этом напоминает Стена мира в Белфасте и Дерри, до сих пор разделяющая католические и протестантские кварталы. Несмотря на объявленное перемирие и сложение оружия, как ИРА, так и ольстерские протестанты не прекратили свою деятельность, а просто ушли в тень.

Изображение: (сс) Dumphasizer
Стена с фотографиями погибших в республиканском районе Западного Белфаста
Стена с фотографиями погибших в республиканском районе Западного Белфаста
БелфастаЗападногорайонереспубликанскомвпогибшихфотографиямисСтена

Республиканцы на политической арене

После того как конфликт был урегулирован на официальном уровне и налажена работа Ассамблеи, на авансцену вышли политические силы Северной Ирландии. Согласно Соглашению Страстной пятницы, места в правительстве Северной Ирландии должны были распределяться поровну между юнионистами и националистами.

Специально для этого помимо должности первого министра была введена должность заместителя первого министра, который обладал такой же властью. Первый министр не мог действовать без заместителя, и наоборот. До недавнего времени в североирландской Ассамблее должность первого министра всегда занимали юнионисты, а националисты — кресло заместителя.

В Ирландии нынешняя «Шинн Фейн» стала легальной партией только в 1974 году. Но ее активная политическая деятельность началась с 1981 года на фоне голодовки ирландских националистов в тюрьме Мэйз, которые требовали возвращения статуса политзаключенных. Тогда британское правительство в лице Маргарет Тэтчер не пошло на уступки, что привело к гибели 10 республиканцев, все они были членами ИРА.

«Шинн Фейн» стала быстро завоевывать популярность, особенно после того, как ее возглавил Джерри Адамс, сыгравший большую роль в заключении Соглашения Страстной пятницы. На повышение рейтингов «Шинн Фейн», вероятно, повлияло и их дистанцирование от ИРА, считавшейся террористической организацией. К сегодняшнему дню как представители ИРА, так и члены «Шинн Фейн» отрицают какие-либо связи друг с другом.

«Шинн Фейн» также помог и демографический фактор. Дело в том, что ранее в Северной Ирландии численный перевес был у протестантов, которые поддерживали юнионистов. Однако постепенно численность проживающих в автономии католиков быстро росла, и она, по последним данным на 2021 год, уже обогнала число протестантов.

Вероятно, в распределении голосов населения сыграли свою роль и ряд других факторов, таких как Brexit и принятый в его рамках Протокол по Северной Ирландии, отмены которого до сих пор требуют юнионисты.

В данном случае нас больше интересует сам факт, что на выборах в Ассамблею в мае 2022 года впервые победу одержала республиканская партия «Шинн Фейн». И можно с уверенностью сказать, что это событие стало поистине переломным моментом в 100-летней истории Северной Ирландии.

«Два мира» Северной Ирландии

Противостояние юнионизма и национализма в Северной Ирландии — это не просто политическая борьба двух политических течений, а это борьба мировоззрений двух антагонистических социальных групп. Где с одной стороны выступали юнионисты Северной Ирландии, преданные Британии, которые всегда были господствующим классом и элитой общества. Они пришли на ирландскую землю как хозяева и предполагали таковыми оставаться навсегда.

И с другой стороны — этнические ирландцы, долгое время находившееся под колониальным гнетом и сплотившиеся под национальной идеей объединения Ирландии. Причем в обоих случаях символом самоидентификации стала религия, так как социально-политический раздел в Северной Ирландии всегда совпадал с религиозными убеждениями.

Изображение: (сс) IrishFireside
Башня для костра с плакатами Sinn Fein в лоялистком квартале Белфаста накануне марша Ордена оранжистов. Северная Ирландия
Башня для костра с плакатами Sinn Fein в лоялистком квартале Белфаста накануне марша Ордена оранжистов. Северная Ирландия
ИрландияСевернаяоранжистов.ОрденамаршанаканунеБелфастакварталелоялисткомвFeinSinnплакатамискострадляБашня

И вот через 100 лет после освобождения Ирландской Республики от британского господства, после победы националистов, над Северной Ирландией нависла «угроза» в виде возможного референдума по объединению Ирландии.

После победы «Шинн Фейн» практически сразу объявила о начале подготовки процесса объединения, однако юнионисты, несмотря на утерянные позиции, заявили, что не собираются отступать.

На днях в Белфасте прошел очередной марш Ордена оранжистов в честь 100-летия Северной Ирландии, где собралась вся лоялистская элита. На марше выступал главный секретарь Оранжевого ордена Мервин Гибсон, который призвал юнионистов к объединению для противостояния оппозиции.

«Мы всегда жили в такие времена из-за тех внутри, кто хочет уничтожить Северную Ирландию ради какой-то новой утопической Ирландии, где, как нам говорят, нас всех будут ценить <…> Новая Ирландия, где плантатор после 400 лет, наконец, будет принят, — сказал он. — Позвольте мне ответить на этот великодушный жест: мы не нуждаемся ни в вашем разрешении, ни в вашем согласии».

Возможно, «бывшим плантаторам» сегодня еще рано задумываться о своем статусе в Единой Ирландии, однако то, что их привилегированное положение в Северной Ирландии уже пошатнулось, и в будущем, вероятно, будет еще более регрессировать, стало для юнионистов реальной проблемой.

Сейчас они пытаются ее решить путем блокирования работы правительства и Ассамблеи, но сложно сказать, как долго еще североирландцы будут терпеть такое положение вещей, и не выльется ли данная напряженная ситуация в еще один конфликт.